Рецензия к фильму К. Боэ Реконструкция

Ева Коваль
Фильм – размышление о любви.

Она – женщина с красивым именем Амэ. Амэ уже несколько лет замужем за писателем, который часто бывает в командировках. Они мало времени проводят вместе и еще меньше разговаривают. Что их держит вместе? Возможно, любовь. Но их отношения больше напоминают сосуществование. Огуст, муж Амэ, держится за уходящую молодость и красоту. Амэ следует за ним, рисует, скучает.

Он – мужчина с грубыми чертами лица и мечтами. Его зовут Алекс. Он встречается с девушкой по имени Симона. Она любит его. Он, возможно, тоже ее любит, но никогда не говорил ей об этом.

Однажды ему снится сон, в котором он видит женщину, которой ему впервые «страшно сделать больно». Он чувствует за нее ответственность.

Неожиданно сон становится явью. Алекс и Амэ встречаются в метро. С этого момента для Алекса перестает существовать прошлое – он его забывает. Все его прошлое (отец, друзья, девушка) переносится в параллельный мир, который продолжает так же существовать, но не принимает Алекса. Алекс и Амэ решают уехать вместе в Рим. Они любят друг друга. Они счастливы. Амэ без сомнений оставляет мужа и прошлое. Она открыта любви. Алекс же, пытаясь на минуту возвратиться в прошлое, сомневаясь, теряет настоящее и единственное, что действительно имеет, - любовь Амэ, - и оказывается между двумя параллельными мирами…

Так, примерно, выглядит повествовательная канва фильма.

При этом одной из особенностей этого фильма является отсутствие сюжета в его традиционном понимании.

«Реконструкция» снята в лучших традициях постмодернизма. Фильм состоит из отдельных сцен, связанных между собой общими героями. Хронологическая связь между сценами отсутствует. Надо заметить, что все герои, за исключением Симоны (о ней практически ничего не известно), люди творческие. Огуст – известный писатель-романист, Алекс – фотограф, Амэ рисует. Каждый из них воссоздает свой мир, мир-интерпретацию реального.

Загадкой остается, были ли эти герои на самом деле или они – плод воображения Огуста, а зрители всего лишь перелистывали страницы созданного им романа. Иллюстрацией же к этому роману стали наброски Амэ и фотографии Алекса, сделанные на цифровой фотокамере.

А может, все эти герои лишь материализуют мир идей режиссера?.. Вспоминается учение Платона об эйдосах, по которому материальный мир – отражение мира идей. Следовательно, все художественное произведение – отражение отражений. С помощью своих героев режиссер исследует природу любви и одновременно манипулирует сознанием и чувствами зрителя. И вот наш бедный зритель уже начинает переживать вместе с героями: женщина переживает вместе с Амэ ее любовь и ее одиночество, мужчина идет по тропам сомнения вместе с Алексом, - и оба уже ждут, что же будет дальше, будут ли они вместе?! Оба ждут ответа на столь волнующие вопросы, поставленные режиссером: что такое любовь для женщины, что значит любовь для мужчины и как двум противоположностям быть вместе. И вот, когда уже «так возможно», так близко, - разрыв. Навсегда. Бедный зритель тяжело пережиает потерю любви и невозможность героев быть вместе… И в этот момент режиссер кидает в зал: «шутка», «смейтесь» - это была всего лишь игра. А вы – неудачные игроки, забывшие, где кончается реальность и где начинается вымысел! «Все это фильм, все это конструкция, но даже при этом становится больно».

Исследуя природу любви, режиссер приходит к выводу о том, что для женщины любовь – необходимость ее нормального существования. Для мужчины же – это нечто лишнее, навязанное женщиной. Для женщины любовь – это сознательный выбор. Для мужчины – инстинктивное чувство, неожиданное, она должна появиться вдруг. Мужчина ВДРУГ чувствует ответственность и начинает испытывать страх «сделать больно» любимой женщине. Любовь должна быть постоянно «навязываема». Эти выводы режиссер вкладывает в голову Огусту, возвышая его тем самым над другими героями. Он уподобляется платоновскому философу, стоящему выше остальных людей. Показательно то, что когда у него в интервью спрашивают, так и происходит в его жизни, он многозначительно замолкает. Вопрос о любви так и остается открытым.

Всех героев режиссер испытывает любовью, ставя их перед выбором. Характерна деталь: женщина на трех открытках в раздумье перед тем, как совершить поступок.

Женщина у Боэ однозначно выбирает любовь. Она отчаянно верна своему чувству, она готова все прощать. Но Любовь ничего не прощает. Она не позволяет оступиться, не принимает сомнения.

Мужчина же сомневается: он мечется между прошлым и будущим. Любовь наказывает его за это. Он теряет ее, «последнюю», «единственную».

Но невнимание Любовь тоже не прощает. Огусту приходится узнать боль измены любимой женщины.

В основе истории любви Амэ и Алекса лежит переосмысленный миф об Орфее и Эвридике. Вспомним, что жена Орфея, Эвридика, умерла от укуса змеи. Он спустился в Аид и, благодаря своему музыкальному таланту, получил разрешение увести Эвридику на Землю с условием не оглядываться на ее тень. Орфей не сдержал данной клятвы и оглянулся. Эвридика вернулась в Аид, чтобы остаться там навсегда. Соединиться на Земле они так и не смогли больше. Только их тени после обрели друг друга в Аиде.

Алекс, как и Орфей, дважды теряет свою возлюбленную. Второй раз она уходит, чтобы в земной жизни больше к нему не вернуться (сцена на перроне). Символом обручения и расставания становится кольцо, подаренное Амэ Алексу, которое он в конце фильма возвращает. Для Боэ взгляд Орфея (Алекса) назад – это сомнение. Сомнения в любви быть не может, и именно поэтому он наказан.

Что касается названия «Реконструкция», то оно символично, так же, как и все детали фильма. По одному из определений Ожегова реконструкция – «восстановление чего-н. по сохранившимся остаткам, описаниям». Исходя из этого определения, можно предположить, что имеется ввиду реконструкция и переосмысление мифа. Возможно, реконструктурируется действительность в одной из ее интерпретаций.

На протяжении всего фильма звучит блюзовая музыка – это музыка, в которой нет мелодии и отсутствует привычная гармония.

Удивительно то, что фильм, дисгармоничный по своей сути, абсолютно гармоничен в строении. В нем нет ничего случайного или просто красивого. Каждая деталь цепляет, вызывает мысли, ассоциации.

Фильм предельно эстетизирован. Невольно вслед за режиссером начинаешь получать эстетическое удовольствие от каждой вещи, будь то зажигалка, кольцо, шарф или окурок. Погружаешься в состояние «эстетической медитации».

Рекомендую к просмотру.