Притча

Александр Кашлер
Слышал притчу.
Пришёл как-то Альберт Эйнштейн к Богу и задал ему вопрос, конечно же, в форме приличествующего и соответствующего при этом этикета — в уважительной форме. И, сами понимаете, в интересующей его области.
— О, великий Создатель-творец! Обращаюсь к Тебе, как к последней инстанции, а вернее — к первой из первейших, с вопросом, ответ на который мучил меня всю мою бренную жизнь и продолжает меня интересовать в жизни настоящей. Всё это время я пытался отыскать ключ к принципу, на котором базируется Твоё величайшее создание — окружающий мир, Вселенная, называй как хочешь, но так его и не нашёл. Конечно, Тебе известен мой жизненный путь и мои мирские находки на пути понимания устройства мироздания. Понимаю, что мне была предоставлена исключительная привилегия и возможность только лишь слегка прикоснуться к осмыслению предмета моих интересов. До меня и после меня некоторые, избранные умы, пытались разобраться в сути Тобою созданного. Подозреваю, что эта непосильная задача не может найти простого однозначного решения и только лишь останется уделом вечных гипотез и предположений. Или я ошибаюсь? Может быть, в этой заведомо неразрешимой тайне и состоит Твоё послание всем? Может быть, спрятав ключ решения, Ты, тем самым предохраняешь своё хрупкое творение от разрушения и гибели? Поверь, мне было непросто решиться и осмелится побеспокоить Тебя. Но всё же... Я буду не я, если не пройду предназначенный мне путь до конца и не удовлетворю своего учёного любопытства. О, Создатель! Во имя понимания вселенского разума во всём его великолепии, пожалуйста, открой мне формулу своего Творения!!!
Взвесив все "за" и "против", Бог, всё же, проявляя своё великодушие, смилостивился и ответствовал:
— Видишь, Альберт, эту занавешенную доску? Раздвинь шторы и лицезрей, что скрыто от посторонних взоров и что до тебя никому не было ведомо познать. Только ты один можешь разобраться в том, что там спрятано.

С трясущимися руками Эйнштейн исполнил божественное указание. Раздвинул шторы и... Перед его взором предстала обычная школьная доска, поверхность которой сверху донизу была мелко исписана математическими символами, формулами и знакомыми учёному знаками.
Он долго ещё вглядывался в надписи, веря и не веря увиденному, восхищаясь простоте и величию, заключённым в понятном ему математическом языке изложения. Его взгляд задумчиво блуждал по этим фундаментальным надписям, вобравшие в себя всё сущее. Наконец, робко и неуверенно, превозмогая свой возможный дилетантизм, испытывая высочайшее почтение к Автору, Альберт Эйнштейн, указывая на знак равенства в самом начале математической картины мироздания, тихо прошептал, обращаясь к Богу:
— По-моему, здесь сосредоточена какая-то ошибка.
— Я знаю, — услышал физик...

…На этом кончается притча, но остаётся вопрос — почему Создатель заведомо внёс ошибку в Им созданное? Что подумал и к какому выводу пришёл Альберт Эйнштейн нам неведомо. Остаётся... Нам самим домыслить сие парадоксальное решение. Может быть, мы окажемся неправы. Кому дано проникнуть в мысли к Богу?! Однако, можно совершить хотя бы попытку. А она, как известно — не пытка.

Итак. Представим себе идеальный мир, ведь именно таким его хотел увидеть великий физик, найдя ошибку в математическом описании, поначалу дав определение понятию "идеальный". Кстати, сам Эйнштейн ещё в бренной жизни строго математически описал характер поведения, так называемого, броуновского движения — наглядного экспериментального подтверждения хаотического теплового движения атомов и молекул, являющегося фундаментальным положением молекулярно-кинетической теории и тем самым утвердил родственную взаимосвязь хаоса и строгого порядка. Другими словами, он сам уже, может быть неосознанно, сделал шаг по направлению к познанию, в котором позднее, судя по притче утвердился у Бога.

Значит ли это, что идеальный порядок лишь частное состояние природного хаоса? Можно с уверенностью сказать — да, это так. Взять хотя бы нашу Землю. Сколько природных явлений происходит на ней в беспорядочном состоянии: петлеобразное течение рек, изменение климата, спонтанное не прогнозируемое извержение вулканов и землетрясений, миграции животного и растительного мира и так далее. Вместе с тем планета Земля движется во Вселенной строго по траектории, сохраняя постоянную скорость и время вращения вокруг своей оси. Это же можно сказать и обо всём планетарном движении Вселенной. Вместе с тем, наблюдается беспорядок движения астероидов,  космической пыли и других относительно мелких космических тел. Обратное утверждение о частности идеального порядка можно по праву зеркально изменить на противоположное: природный хаос — это частное состояние идеального порядка. Верно и то, и другое. Может быть в этом состоит ошибочный, по мнению Эйнштейна, знак равенства на доске у Бога?  А может быть, Создатель под знаком математического равенства подразумевал примерное тождество в более широком плане и утверждал законное право равноправного существования и естественного соседства этих фундаментальных элементов материи?

Давно стало расхожим утверждением высказывание: “стремиться к идеалу”. А что стоит за этим определением можно только догадываться. Другими словами, декларируется прогресс или эволюция в сторону улучшения чего-либо. И хорошо, если при этом не нарушается баланс самой системы. Ведь всё в нашем мире взаимосвязано. Улучшим что-то одно, низведём или уничтожим другое. Мир стоит на принципах саморегулирования, поддерживая равновесие и относительный баланс энергии и материи. Позволим себе утверждать, что идеала в природе не существует, как и других долгоживущих экстремальных образований: по форме, величине и поведению. А если это и случается, то жизнь их коротка. Конечно, в историческом масштабе времени. 

Таким образом, "стремление к идеалу" в какой-то степени порочно и в плане глобального развития, в том числе, общественных отношений между государствами, народами, племенами и даже в семьях. Навязывание кому-то чего-то, будь то: передовые порядки, современные технологии, другое государственное устройство, религиозные святыни и её атрибуты, скорее всего приведёт к конфликтным ситуациям и к безусловным человеческим жертвам. Особенно, если это сопровождается насилием. И тому, к сожалению, множество примеров.

Постепенно начинаешь понимать философию притчи о Боге в случае, якобы, ошибочного применения Им — Создателем тоесть, знака равенства. Чуть было по нашему разумению Эйнштейн не схватил Его за бороду. Так говорят иногда, богохульствуя. Поди ж, схвати... Нам не дано это постичь. Не по Сеньке шапка! А колпак. Да не простой, а шутовской. Если мы позволяем себе такие вольности.

Что-то ещё... Ах, да. Почему Бог всё-таки заведомо поставил знак равенства, хотя и сделал это вопреки собственному знанию? Возможно под этим Он подразумевал всеобщее неравенство (не равенство), которое не избежать ни при каких условиях? Неравенство в сословиях, в развитии социальных отношений, между бедными и богатыми, между слабыми и сильными, между глупыми и умными и так далее. Это всё закономерно и будет так всегда пока существует мир. Это неизбывно и с этим надо жить. Почему? Один Он знает. Поживём — поймём. Или нет. Возблагодарив Создателя за всё, что он нам дал. И даже за большее. Вот только вопрос: как мы этим сможем распорядиться?