Памяти любимого дяди

Александр Щербаков 5
Три предшествующие ночи мне снились сны, связанные с моим любимым дядей Володей. Мы или ездили куда-то на автомобиле, а однажды даже на мотоцикле, он сидел за рулем, а за ним. Не уверен, что он вообще умел ездить на мотоцикле, но вот во сне очень неплохо у него получалось. В одном сне я был у него в гостях в хабаровской квартире, и не один, а его двоюродным братом, тоже Володей, только отчество Яковлевич, которому я собирался показать центр города.  А еще раз мы с ним разговаривали по телефону, и он мне, как это обычно бывало, делал кое-какие замечания, а я, как обычно, с ними соглашался.  Еще бы, он ведь мой дядя.

Сегодня, 11 декабря 2022 года, все близко знавшие моего дядю, Владимира Степановича  Пастернака, помянут его добрым словом.  Для меня он был совсем не дядя, а старший брат, потому что я всего на 1 год младше его.  Родился Володя неожиданно для своих родителей.  Я знаю это из рассказа моей мамы, старшей сестры Володи.  Мать Володи, моя бабушка, родила его в свои 43 года, когда уже считала, что не сможет родить из-за климактерического возраста. Конечно, бабушка, малограмотная крестьянка, не знала таких слов, как климакс, но будучи умной и опытной женщиной, матерью к тому возрасту уже 6 детей, знала о наступлении у женщин такого возраста. Ей, со слов моей мамы, было не очень удобно чувствовать себя матерью новорожденного, когда её родные дочери собирались сами заводить детей.  Поэтому и родился Володя нежданно-негаданно.

Я уже много написал о нем, своем дяде, с которым шел по жизни параллельными курсами практически всю его жизнь. Сказать, что она у нас обоих, и особенно у Володи, была легкой, я не могу. Трудное послевоенное детство, жизнь в небольшой деревне, где его отец, а мой дед Степан Васильевич организовал колхоз, которого и был долгие годы председателем, и куда меня годика в три впервые привезли к бабушке с дедушкой мои родители. Уже многие годы этой деревушки Малышевское на правом берегу Амгуни, притока Амура, не существует.  Но здесь прошло детство не только Володи, но и всех его братьев и сестер.

Очень много лет спустя у Володи появилось желание съездить в эти места. В те годы он работал заместителем генерального директора Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода и одновременно заместителем генерального директора концерна среднего судостроения, проводя очень много времени в Комсомольске, занимаясь организацией достройки атомной подводной лодки.  В это время от Комсомольска до районного центра имени Полины Осипенко появилась неплохая грунтовая дорога, а бывшая деревня Малышевское находилась чуть ниже по течению районного центра. И Володя предложил своему старшему брату Виктору как-нибудь собраться в Комсомольске, где Виктор когда-то работал, взять на заводе джип «Тойота Лэнд Крузер» и поехать по это дороге до  райцентра, а там найти человека, который на лодке сможет довести их до Малышевска.  Это был абсолютно реальный проект, Володя никогда не делал прожекты.  Он поделился свои замыслом со мной, жившем тогда в Хабаровске, и я попросил его взять меня с ними. Мне тоже очень хотелось побывать в этих местах, где я проводил лето у бабушки с дедушкой, будучи дошкольником.  Дядя Витя поддержал это предложение, но у нас не срослось — дядя Витя попал в больницу с инфарктом миокарда. А потом достройка субмарины завершилась, Володя перешел на работу в другую организацию.

Последний раз мы обсуждали эту не совершившуюся в родные Володины места поездку в 2006 году,  на его даче под Москвой вместе с генеральным директором Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода Деменей, сидя втроем на веранде. К этому времени я тоже перебрался с Дальнего Востока в Сибирь, и приехал в Москву на 60-летие Володи, как и Деменя.  Так уж получилось, что Володя после отъезда из Приамгунья в 1954 году вместе с родителями в Хабаровск, не был ни в Малышевском, ни в селе имени Полины Осипенко.  А вот мне довелось побывать в район последний раз в 1994 году, будучи чиновником краевого уровня.  Тогда мне уже сказали, что от Малышевского ничего не осталось, даже избы или сгнили, или сгорели. А ведь там был большой колхоз, именно там я впервые увидел зерноуборочный комбайн. Представляете, далеко на севере Хабаровского края и комбайн. Именно тогда разговоре с Володей и Деменей я вспомнил об этом, и Володя рассказал немало интересно о деревне, где он родился и прожил до 8 лет.

Мне очень трудно найти новые факты из жизни моего любимого дяди, которые бы не были описаны в моих предыдущих рассказах о нем. А их немало.  Вот рассказ о том, как Володя приезжал на мою малую родину, в поселок Херпучи. 

http://proza.ru/2020/12/14/1289

А это повествование было первым, которое появилось в моих мемуарах.

http://proza.ru/2017/04/25/1424

Далее я рассказывал о Володе в нескольких заметках.  Первая, что в этом перечне,  вышла к 75-летию Володи, до которого он не дожил полгода.

http://proza.ru/2021/05/05/349

http://proza.ru/2022/05/17/603

http://proza.ru/2022/05/05/440

Ниже  описана моя поездка в Питер по приглашению Володи на мой 70-летний юбилей. Именно тогда мы в реале последний раз увидели друг друга.  После этого поддерживали связь только по телефону.

http://proza.ru/2017/07/10/485

А это заметка  памяти моего любимого дяди.

http://proza.ru/2021/12/11/38

Но есть даже рассказ, где я и он выведены в качестве несостоявшихся бизнесменов.  Это был мой первый рассказ, написанный по мотивам моих воспоминаний. Нужно сказать, он понравился Володе, правда, как обычно, он сделал несколько уточнений, но потом, как обычно, изрек: «Автор имеет право на художественный вымысел». Именно благодаря финансовой помощи Володи появились на свет 4 моих книги, где преимущественно рассказывается о родном для нас с ним Дальнем Востоке. Вот ссылка на этот небольшой рассказ.
http://proza.ru/2017/02/22/1719

На этом я хочу завершить эту короткую заметку о своем дяде, который оказал на меня очень большое влияние. Но, как он как-то сказал, он у меня кое-что перенял как  у воспитанного родителями-учителями юноши, что он не мог получить от своих родителей-крестьян.

На заставке наша с ним фотография. Она сделана в мае 1966 года, когда я, студент первого курса Хабаровского медицинского института, приехал на майские праздники копать огород к бабушке с дедушкой, где тогда жил и Володя, слесарь-судосборщик Хабаровского судостроительного завода. Через несколько месяцев он по направлению от завода поедет в Ленинград учиться в кораблестроительный институт, и потом всю свою жизни свяжет с судостроением.  Фотографировала нас бабушка. Вначале она по ошибке нажала не на тут кнопку фотоаппарата, и когда Вовка с досады отвернулся, нажала на нужную, и получилась эта фотография.