Пьяные пчёлы

Владимир Игнатьевич Черданцев
         Вот и снова в головушке моей что-то щёлкнуло и случай вдруг всплыл в памяти. С пчёлами связанный. Правда, давненько случай этот произошел, что взбудоражил тогда мою деревню. А я мальцом еще был, соображалки не хватало, вникнуть как следует в суть. Лет шестьдесят минуло с той поры, а может и поболе. Давно уж в могилах лежат герои мои. И вот за эти, прожитые мною, годы нет-нет да и придет на ум та давняя история, а спросить то уж не у кого, как там было на самом деле. Но, а для затравки немного истории.

        В те годы, когда Гагарин в космос полетел, пчеловодство было в почете и в стране в целом и в совхозе нашем, в частности. С добрый десяток пасек стояло в логах вокруг деревни. Не менее сотни ульев в каждой. Да и в самой деревне во дворах были личные пасеки. Разные. От совсем небольших, в два-три улья, до приличных, до десятка и более.

      А как же иначе. Совхозные и колхозные пасеки когда появились? То-то же. А староверы-кержаки, эти крепкие мужики с окладистыми бородами, в каком по счету поколении, занимались пчеловодством? Когда сама деревня еще только-только нарождалась, а с пчелками мужики уже вовсю работали. Сдается мне, что предки наши  еще с бортничества начинали.

     Подзабыли, что же это за штуковина такая -  борть? Так это дерево с дуплом, в котором водятся дикие пчёлы. Может бортью быть и живое дерево, в котором выдолблено дупло для роя пчёл. Со временем бортники, сборщики дикого мёда, предки теперешних пчеловодов, стали привязывать к деревьям готовую борть — выдолбленную колоду, простейший улей, в котором селился рой диких пчёл.

     Ну, это так, вроде как для общего развития сказанул, вроде как присказка получилась, а сказку сейчас начну рассказывать. Ушли, значит, в прошлое деревья с дуплами и пчелами дикими. Ушли в мир иной и первопроходцы-бортники. Теперича в деревне, во дворах и огородах стоят современные домики для пчел – ульи, куда трудолюбивые насекомые-пчелки с раннего утра до позднего вечера тащат и тащат мёд на радость хозяину своему.

    В укромных местах стоят улики эти, в садиках черемуховых, на дворах задних, чтобы прохожих не тревожить гулом пчелиным. Ребятишек, не дай бог, не ужалить бы ненароком. И пчелам ни к чему лишний шум. Вот так и живут в мире и согласии люди и пчелки. До поры, до времени.

    Деревня небольшая, тихая, и если в одном её конце крикнуть или матом загнуть, то в другом конце это всенепременно услышат и даже безошибочно определят, кому эти приветы адресуются. Но на этот раз, в самом центре села, кричали и размахивали руками не пьянь деревенская, не женщины голосистые, а уважаемые люди в селе, фронтовики бывшие, да к тому же еще и родня. Дядька с племянником. А это совсем другое. Побросав свои дела, мужики, а бабоньки, те особливо, будто невзначай, поспешили оказаться поблизости от  ругавшихся. А просто так, на всякий случай, чтоб в курсах быть, если что.

    - Да как ты сумился до этого, пошто, дурья твоя башка, могла смикитить этакое, - дед от ярости не только тряс своей бороденкой, но и посохом своим колотил по запертой калитке племянника.

    - Ты же, считай,  меня заживо в могилу загнать хошь, страмец, ты этакий!

     - Да ты что, дядька, никак совсем опупел и спятил под старость лет. Ты чего на всю деревню разорался, об чём меня обвинить хочешь?

     - Отворяй воротчики, пошли к пчелам твоим, счас я покажу тебе, об чём это я разорался.

    Старик засеменил к стоявшим в садике ульям. Наклонившись над крайним домиком, стал внимательно рассматривать копошившихся у летка пчел.

     - Ага, вот тебе и доказательства, голубь мой сизокрылый! Скажи-ка мне, дорогой племяш, отчего у тебя некоторые пчелы вдруг белыми стали, али болезнь на них какая приключилась? Не знаешь? А я вот знаю. Это я их мукой обсыпал. И ни где-нибудь, а на пасеке своей. Чтоб ты даже и не вздумал отпираться.

    - Это кто ж тебя надоумил пчел своих водкой напоить? Ты иди, посмотри, что эта пьянь с моими пчёлами сотворила. Ох, горе-горюшко, моё…

    Долго еще были слышны громкие причитания старика и невнятные слова оправдывающегося племянника. Вот тогда, стоя в толпе любопытствующих, я впервые в своей ребячьей жизни услышал, что оказывается, не только люди пьют водку, но и пчелы тоже. И в своём пьяном угаре они, как и люди, могут творить нехорошие делишки. К примеру, нападать на ульи чужие, мёд воровать.

    Пьяные пчёлы. На протяжении жизни своей последующей, если мне доводилось встречаться и общаться с пасечниками, я всегда рассказывал им про этот случай из детства моего. И спрашивал, действительно ли можно напоить своих пчёл сиропом с добавлением водки в него, чтобы пчёлы потом совершали нападения на соседние пасеки и воровали мёд.

    Разные слышал ответы. От полного отрицания такого явления, мол, всё это россказни, услышанные от стариков. Другие доказывали обратное. Говорили, что если слабая семья, и не может дать отпор нападавшим, то эти бандиты могут попросту извести под корень эту семью. Были и такие, кто вопрошал, а что вы хотите получить от пьяной пчелы? Какие набеги? Вы посмотрите, как она летает. Зигзагами и то на короткие расстояния. И зачем ей, бедной, лететь куда-то на чужую пасеку, если рядом стоящий улей, для нее такой же чужой. А еще, мол, в каждом улье есть пчелы-стражники, которые не выпустят в полет пьяную пчелу, пока она не протрезвеет. Или наоборот, ночевать не пустят, если где-то "наклюкаться" умудрилась. Ну, пчелки! Чудеса, да и только! Всё как у людей. Почти.

    И от всего услышанного, полной ясности в моей голове так по сию пору и не возникло. Но уяснил одно, что пчелы могут с удовольствием употреблять сироп с алкоголем, а уж потом не жди от них ничегошеньки хорошего. Могут наломать таких дров и это мне очень сильно кого-то напоминает.