По Бамовским автодорогам

Валентина Перевозникова
               
     Приближается пятидесятилетний юбилей с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Эта огромная стройка создавалась миллионами строителей, приехавших из всех республик   великого Советского союза.  Строители  разных  специальностей добросовестно работали в сложных северных условиях. Я хочу рассказать об одной из основных  профессий,  без которой не только строительство, но и жизнь невозможна, которую я знаю не понаслышке.
     Мой муж Перевозников Геннадий Петрович двадцать четыре года отработал   водителем  в системе Управления  Строительства  «Бамтоннельстроя».
     Работа шофера очень не проста. Крутить баранку - дело ответственное.  Человек, садящийся за руль  любого транспорта, должен знать  его строение; содержать технику в рабочем состоянии, уметь управлять ею,  и, самое  главное, безопасно  работать и для людей, и для себя.
     Первая большегрузная машина, которую получил  Геннадий,  была бензовоз «Урал». На этих автомобилях строители перевозили ГСМ  от Усть –Кута  до Северомуйска,  расстояние между которыми более 650км. Как правило,  все бензовозы  ходили по дальним рейсам с прицепом. 
     Рейсы эти были очень сложными.  В первые  годы строительства магистрали шофера для ночного отдыха иногда по дороге останавливались в жилых вагонах, временно оборудованных  для этих целей.  Зимой там была  температура низкая настолько, что во время сна  к стенке примерзали волосы. Шофера  понимали, как и все тогда, что это север, это временно, надо потерпеть.
     Автомобильная грунтовая  дорога  проходит   по разной местности. То она бежит через лес  по  подзолистой почве, то почти проваливается в топь, то тянется вверх или спускается  вниз, где с одной стороны высокая гора, с другой крутой обрыв. Вот она пересекает речку через не надежный деревянный мост, изношенный от прохода тяжелой  техники. На перевалах  много сложных крутых поворотов, называемых  с острого  словца  шоферов  «тещиным языком». Дорога чаще всего была разбитой. Грейдеры  часто ровняли  дорогу, но множество машин вскоре опять разбивали ее. 
     Тогда зимы были очень суровыми, да и район не зря приравнен к северным районам,  без теплой одежды здесь  не выживешь.   Спецодежда у водителей была хорошая, но тяжелая: зимой полушубок из овчины, меховые сапоги, шапка ушанка. Нелегко вести шоферу  свою «ласточку», так шофера  ласково называли свой автомобиль, где по ровной дороге, где по бездорожью посреди зимней стужи.  Кстати, у шоферов в ходу была поговорка относительно своей машины: «Люби как жену, гоняй как тещу».
     Дни зимние коротки, темнеет быстро.  Я в прошлом году, проезжая  по трассе Улан-Удэ- Иркутск, увидела, как сейчас хорошо освещены дороги по ночам. Каждый изгиб, поворот дороги хорошо освещен, установлено множество дорожных знаков, красота!
      В описываемое мной  время такого не было. Идет в темноте по дороге автомобиль, освещает своими фарами проезд, считает колесами рытвины, ухабы. А ты водитель будь начеку! Не пропусти редкий указательный знак на дороге! Не прогляди, не прозевай  в темноте «тещин язык», засыпанный снегом мостик,  не проскачи мимо стоящей машины! А вдруг ей помощь нужна?  Будь особенно внимателен  в большой снегопад, метель: дорога завалена снегом так, что и вездеход «Урал» не может пробиться, нечаянно  может   завалиться в кювет.
      В осеннее - весеннюю  распутицу дорога (по моему мнению) еще сложнее. Днем солнышко прогреет землю, растает на дороге накатанный снег, буксуют колеса в талой жиже. Ночью холод приморозит дорогу, к утру каток готов. Катится машина по льду, «юзит» в разные стороны.  Встречные машины так же скользят по тракту, а ширина  тракта всего  для разъезда двух машин. 
      Летом  свободнее, легче. Но и здесь не «малина». Если сухо, за каждой машиной поднимается большой столб подзолистой пыли. В результате над всей дорогой кружит желтый песчаный туман, можно и встречную машину пропустить. После такой дороги  выходит из кабины  водитель, будто желтым цементом обсыпанный.  Когда пройдет дождь, воздух хороший, чистый. Пыли нет, но дорога лежит в воде. Хорошо, если видны ухабы-лужи, то  водитель как-то лавирует. Если дорога - сплошная лента воды, колотится машина  по невидимым ямам, «мотается» водитель на сиденье, крепко держа руль и пропуская встречные машины.
     Шофер  всегда ведет автомобиль  в большом напряжении.  Его задача  проста: довезти полученный груз в целости и сохранности, сохранить доверенный ему автомобиль и  вернуться из рейса без чрезвычайных происшествий.
     В дальние рейсы шофера чаще всего ездили парами, группами. Бензовозам нужно было одну тысячу  триста километров проехать  в описанных выше условиях за трое суток, отчитаться за успешную поездку.  А в дороге может случиться всякое: неблагоприятные погодные условия, поломалась машина, не дай Бог авария;  группой  легче справиться с   возникшим препятствием. Поэтому на дорогах взаимовыручка  водителей была отличной: помогали не только своим друзьям, знакомым, но  предлагали помощь и не знакомым шоферам, видя их проблему.
      Столовых вдоль трасс тогда было немного, по-моему, всего две. Поэтому обязательно  брали собой в дорогу термос, котелок, простейший набор продуктов: тушенка, хлеб, что-нибудь к чаю. Где-нибудь в сторонке от дороги делали стоянку, пили чай, отдыхали. Чаще  по ночам отдыхали в кабинах, поспав несколько часов полусидя-полулежа. Зимой двигатели не глушили, дремали  под урчание  работающего   двигателя, иначе нельзя: и сам промерзнешь, и холодный двигатель не заведется.
     Домой шофера возвращались    уставшие, но довольные сделанной работой.  По дороге умели увидеть  красоту, и рассказать о ней. В одном месте водитель полюбуется горой,   покрытой  нарядным багульником, букетик цветов привезет домой.  В другом месте  отметит красоту хрустальной воды, пестроту камешков под водой  у ручья, бьющего из-под земли. Или заметит, что лес, словно в сказке покрыт   серебристым снегом.
     О чрезвычайных событиях, происшедших в дороге, шофера  дома не рассказывали. И правильно, зачем жен волновать! Задержку в рейсе объясняли какой-нибудь простой причиной. Правда, однажды в моем присутствии  один опасный случай шофера обсуждали.
     Несколько водителей, в том числе и Геннадий,  получили в Улан-Удэ зимой  новые бензовозы и перегоняли их в Нижнеангарск.  Вначале   до  Усть-Баргузина проехали по проторенной дороге, потом  поехали   вдоль Байкала по зимнику до Уояна. То ли зимник не промерз, то ли топь там никогда не замерзала, не знаю,  но одна из машин  глубоко провалилась в топь. Видя место провала машины, окружающую местность, шофера почти не надеялись вытащить ее своими силами. Но бросать ее тоже не хотели. Они понимали, что автомобиль, если его бросить, утонет навсегда. Мужчины   вспоминали  идеи, действия  того момента: как рубили ветки, деревья и подталкивали их под машину, укрепляли место вокруг машины,  куда-то отгоняли машины, как их использовали для вытягивания, как привязывали тросы. Они повторно переживали то  событие: автомобиль   все-таки спасли и были довольны своим делом. Я, не представляя всей сложности и опасности  работы по спасению машины, из их обсуждения  поняла, что шофера очень рисковали своей жизнью. Руководство  Автобазы  тогда положительно оценило действия водителей,  премировало  их за сохранность машины.
    Однажды, когда  Геннадий работал на самосвале немецкого производства  «Магирус»,   своими глазами видела лежащую на боку эту махину.  В тот  день Геннадий возил грунт из карьера на площадку в нашем поселке. В  кабине с ним ездила шестилетняя дочь и ее друзья мальчишки ( мест в детском саду тогда не хватало).  Примерно в полдень Геннадий подъехал к нужному месту, поднял кузов «Магируса»  (как высоко поднимался кузов!), вышел из машины наблюдать за разгрузкой. Через несколько минут видит: машина на бок заваливается. А в кабине дети! Он сориентировался, заскочил в кабину, захлопнул двери, обнял детей, и … машина легла на бок. Вот тебе и на ровном месте авария! Мне об этом происшествии передали сразу же. Я прибежала  и увидела лежащий на боку грузовик.  Какая же это махина! Одно колесо насмерть придавит! Около машины стоит расстроенный муж. Мои первые вопросы:  « Где дети? Они живы?». Ответ: «Все нормально, детвора убежала домой». Слава Богу! Все остальное образуется. Причина опрокидывания машины  была проста. Дело было ранней весной, грунт еще промороженный.  Большой кузов самосвала    был загружен полностью. Половина грунта по  дороге  примерзла к кузову  с одной стороны. При разгрузке примерзший грунт не высыпался из кузова и своей тяжестью опрокинул грузовик.
    Вскоре  пришел с завода  автомобиль  «ГАЗ-66» специально оборудованный  для пассажирских перевозок. В высоко расположенном салоне  установлены кресла, как в автобусе. В салон подведено  отопление от двигателя машины, как работала вентиляция, не помню. В обиходе эту машину называли  вахтовкой. Сейчас подобные  (на мой взгляд) автомобили перевозят рабочие бригады.    У Геннадия был диплом механика и права всех классов (ныне всех категорий), поэтому ему доверили перевозку людей.  Теперь по тем же трудным  Бамовским трассам  Геннадий перевозил самый ценный груз-людей, то есть ответственность за перевозки возросла многократно.
    За  период работы Геннадия на  вахтовке   опишу несколько  необычных случаев.   
По возвращении из очередной зимней поездки Геннадий рассказывал следующее. Он ехал вечером за людьми  через Северомуйский  перевал, поэтому был один. По какой-то причине  остановился и вышел из машины, где с одной стороны  обрыв, с другой гора.  В этот момент он услышал мужской голос внизу под обрывом. Геннадий спустился и на выступе увидел упавшую машину. Рядом лежал живой водитель, рука которого придавлена машиной. Муж своими силами не мог помочь  шоферу, поднялся за помощью наверх. Шофера первых подошедших машин помогли вызволить  пострадавшего и отвезти его в больницу. Геннадий рассказывал, что мужику крупно  повезло. В месте падения машины в горе оказался большой выступ, машина на нем и задержалась. И если бы он в этом месте случайно  не остановился, упавший водитель  замерз бы  и числился бы, пожалуй, в списках без вести пропавших.    В очередной поездке  в Северомуйск  Геннадий узнал судьбу  потерпевшего  шофера. Врачи спасли ему жизнь, но руку ампутировали.
    В одной  не обычной опасной  поездке на  вахтовке я участвовала сама. В лесу за Нижнеангарском есть старый прииск,  где в давние времена добывали золото.  Один из наших  любителей дикоросов  узнал, что там в тот год случился небывалый урожай лесной смородины. Он организовал  группу таких же любителей, которая заказала на выходной день вахтовку для  отдыха и сбора смородины. Геннадий, опытный сборщик дикоросов, конечно, согласился свозить людей в лес. В том месте он раньше не бывал, дорогу не знал, но у знающих  людей  узнавал ее  состояние. Его заверили, что проезд  нормальный, знакомые  люди уже ездили. Я, активный член группы любителей дикоросов, конечно, не могла отказаться от поездки и  возможности  набрать лесной смородины.
    Оказалось, что дорога к прииску идет через перевал. Вначале перевала шла  привычная  по ширине в те времена дорога. Но за очередным поворотом она резко сузилась так, что как-либо развернуться на ней уже невозможно. Ехать стало очень опасно: слева по краю дороги обрыв, справа высокий утес. Кроме того, на дороге стали попадаться большие валуны: преодолевая их,  вахтовка  опасно кренится. То машина круто спускается вниз: кажется,  вот-вот она пойдет «носом вниз».  Сидя в кабине, страшно смотреть на такую езду. Пассажирам в салоне тоже страшно: качает из стороны в сторону, из окна с одной стороны загораживает свет темный утес, с другой пустота. Слава Богу, выехали на ровное место, остановились. Вижу: водитель весь в поту, прикуривает папиросу дрожащими руками.
    Приехали в красивое место, кустов смородины много, но ягоды на них уже  нет:  до нашего приезда  всю ягоду собрали. Мне, честно говоря, было не до ягоды, а водителю тем более.Отдохнули, пообедали. Геннадий собрал мужчин в стороне, обсудил с ними как благополучно вернуться через перевал.
Перед подъемом все пассажиры вышли из салона  машины. За машиной  первыми шли мужчины с жердями  в руках. Они по команде  водителя иногда висели на одном углу кузова, уменьшая крен машины, иногда подкладывали жерди. Правда, страшно было смотреть на машину, идущую на трех колесах по самому краю  обрыва. Почти весь перевал  мы, пассажиры, прошли пешком.  Слава Богу, благополучно вернулись домой. 
    Еще про дикоросы. Однажды он возил  километров за шестьдесят  группу за брусникой. Ягоды было море: я тогда набрала ее два ведра. Но двум молодым женщинам, приехавшим  за брусникой впервые, не понравилось ее собирать: эта работа не легкая. Не далеко от места сбора проходила  автомобильная трасса, были слышны гудки проходящих  машин. Наши дамы, не предупредив никого, вышли на ту дорогу и спокойно попуткой уехали домой. В назначенное время  они не вышли к месту сбора группы. Группа заволновалась:  вдруг девушки ушли  далеко в лес, не найдут дороги к табору. Разбившись маленькими группками, женщины искали их недалеко от костра, мужчины ушли в разные стороны вглубь лес. Как ни звали, ни кричали, не нашли. А дело к закату солнца, к ночи. Мужчины решили, что надо двум-трем мужчинам остаться в лесу, на случай, если женщины придут сюда, основной же группе ехать домой. Геннадий привез ягодников домой уже в темноте. И здесь выяснилось, что потерянные женщины давно спокойно отдыхают дома. Муж  поужинал, успокоился и поехал в лес за оставшимися там мужчинами. После этих случаев он долго отказывался возить  народ за дикоросами, а в незнакомые места  категорически не возил.   
    Потом Геннадий работал на водовозке, не помню марку автомобиля.  В его обязанности входило следить за состоянием машины и в установленные сроки развозить воду по поселку.
Несколько лет отработал водителем большого  автобуса. Работал тоже в поселке по установленному расписанию.  В последние годы перед  выходом на пенсию Геннадий работал посменно на пожарной машине.   Работа на этих машинах  была спокойнее из-за того, что у водителя не было командировок дальних.
    Я не описываю   разные автомобильные происшествия, бывшие на дорогах: вышел из строя двигатель, сломалась рессора, лопнула шина и другие неполадки - это обычная жизнь шофера.
 К счастью, за долгое время работы в сложных условиях на Баме у Геннадия не было страшных  аварий.
    Вышеописанные мною условия работы водителей не выдуманы. Подтверждением этому служит  очерк из книги   «Друзья мои, тоннельщики»  под названием «Там, где всегда дожди».  Книга издана в 1983 году Бурятским книжным издательством. Автор книги,  Валерий Александрович Орлов- собственный корреспондент газеты «Правда» по бурятской АССР и Читинской области. Я дословно печатаю часть этого очерка. «Вот уже четыре часа мы ехали по притрассовой  автодороге, вокруг которой плотной стеной стояла охваченная морозом зимняя тайга. Кинорежиссер Игорь Романовский, оператор Саша Фукс и их киногруппа находились в передней вахтовке.  Мы с правдистом Владимиром Губаревым  (автором сценария будущего фильма о строителях Северомуйского тоннеля) ехали в кабине вездехода-бензовоза.
Внезапно нашу машину подбросило и стало разворачивать вправо… Это была самая большая «гитара».
—Теперь  переберет все струны, будет буксовать до вечера, сказал Геннадий Перевозников. – Объехать трудно, но все-таки рискнем.
На склоне горы бензовоз пытался  сдвинуться с места, но колесам не за что было уцепиться, они лишь шлифовали полотно. Внизу уже скопилось около десятка машин.
    Ночью был сильный мороз - почти сорок градусов, но днем неожиданно потеплело, и дорога, идущая вдоль трассы от Нижнеангарска до Северомуйска, превратилась в хорошо натертый паркет, достаточно было одного неосторожного движения водителя, чтобы машина оказалась в кювете. Шоферы терпеливо ждали ночного  похолодания, идти по трассе станет легче. Ну, а нам, кому нужно было пораньше попасть в Северомуйск, предстояло преодолевать многочисленные «гитары»-поразительно скользкие подъемы, и самый трудный из них- у подножия хребта.
Наш вездеход  добрался до перевала. Правда, Геннадий Перевозников потребовал, чтобы мы вышли из машины.
-Зачем напрасно рисковать, -сказал он, -прогуляйтесь, а я попробую обойти «гитару». Он повел вездеход по краю пропасти, и мы еще раз убедились, насколько высоким мастерством нужно обладать, чтобы работать на Баме шофером».
     В быту Геннадий был мастеровым человеком, как говорят –«рукастый». Решило руководство «Бамтоннельстроя» _помочь своим работникам  построить теплицы.  Привезены стройматериалы, земля,  подведена вода - пожалуйста, стройте! У нас  она была построена в числе первых. Из Улан-Удэ самолетами  стали для работников  возить живых цыплят - хотите, выращивайте.  А почему нет! Построен небольшой птичник, Петрович  (деревенский товарищ), знает, как это делается. Отремонтировать квартиру, поклеить обои - без проблем.
     Но самое главное хобби - это рыбалка в любое время года. В  длинные, летние  дни может наловить перед работой ведро окуней, вечером на ужин копченая рыба готова. Или  после работы поставить сети на омуля, утром к завтраку на столе жареная рыба. Рыба в доме была всегда: свежемороженая, соленая, копченая, жареная;  она нам заменяла мясо.
весной и осенью, когда открывалась охота на уток,  Геннадий был одним из первых охотников. В это время дичь на столе бывала часто. А какие были подушки на  утином перу!
Про сбор  дикоросов я уже писала. На севере Байкала  в тайге  ягода- брусника, черника, голубика плодоносила ежегодно.  Геннадий за день легко  набирал два-три ведра ягоды и пополнял  мое ведро.В конце лета после работы едет в лес набрать  для рыбалки червей под прошлогодними листьями, попутно везет картонную коробку грибов: подберезовики , подосиновики, грузди,  опята ли наполняют коробку. Кедровые орехи в доме были всегда.  В те годы ничего не продавали. Заготовленное в тайге богатство  ели сами, угощали от чистого сердца соседей, друзей. Когда появилась своя машина, ездили на малую родину в отпуск с гостинцами: орехи, варенье, соленые, сушеные грибы. Правда, после перестройки, когда вдруг обесценились все накопления на  будущую кооперативную квартиру, продавали  излишки рыбы, ягод. Было очень неудобно продавать своим, но что делать, нужно жилье.   
     За свою  трудовую деятельность Геннадий Петрович  награжден медалью  «За строительство Байкало-Амурской магистрали» указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1981 года.   Указом Президиума Верховного Совета Бурятской АССР от 25 апреля 1988 года  награжден  медалью  «Ветеран труда». Ему присвоено  звание «Заслуженный работник транспорта Республики Бурятии» указом президента Бурятии в марте 2001 года.
     Перевозников  Г.П.  был обычным человеком своего времени со своими достоинствами и недостатками.  Рядом с ним работали  такие же хорошие люди и отличные водители.
     Хороший человек, надежный друг, земляк – Шигаев  Виктор Петрович. Виктор и Геннадий вместе работали на «Уралах», как они говорили: «гоняли от Усть-Кута до Северомуйска». Затем в одном гараже на разных автомобилях  работали до самого увольнения, то есть более двадцати трех лет. Виктор был  чисто русским рассудительным мужиком.  Он так оценит, казалось, сложную ситуацию простыми словами, что  понимаешь:  нет проблемы – это обычный жизненный случай.    Виктор и Геннадий общались до конца дней. Оба умели хорошо работать, отдохнуть, повеселиться, были хорошими отцами и мужьями.
     Вместе с ними в одном гараже также  добросовестно по многу лет отработали Липилин Виктор, Пономарчук  Валерий,  Федорченко Анатолий, Агеев Леонид, Соколов Владимир, Сушков Владимир, Третьяков Владимир, Смирнов Григорий, Григорьев Михаил, Плахотников Сергей, Фрейман Виктор, Бутаков Валерий и многие  другие. Про некоторых из них напишу немного.
     Сушкова   Владимира я знаю с 1976 года. Тогда он работал на самосвале,  марки «ЗИЛ». Всегда он   аккуратный,  вежливый, внимательный. Если у крыльца конторы стоит машина так, что со ступеньки сразу шагнешь на подножку машины, значит, поедешь по делам с Сушковым Владимиром. По дороге  будет интересный разговор на любую тему.   В последствии  с семьей Сушковых мы жили через стенку в одном доме десять лет. а затем с разницей через год переехали в Улан-Удэ. Наша дружба семьями  помогла нам пережить немало трудных жизненных моментов.
     Часто мне приходилось ездить  с  Митько  Валерием, который долго водил бензовоз  «МАЗ». Хороший, спокойный, рассудительный человек, надежный шофер. В семидесятые годы зимы были суровые, Байкал всегда замерзал, В феврале-марте по Байкалу открывалась  ледовая дорога.    Мне нравилось, как Валерий  водил машину по льду Байкала: как-то уверенно, с радостью, особенно в ясные дни. Я благодарна семье Валерия за бескорыстную помощь. У них была в Иркутске квартира, а у нас там учился сын. Валерий с женой Валентиной сами предложили нам жилье для сына. Сверх оплаты за коммунальные услуги они категорически отказывались брать какую-либо сумму.
     Несколько лет отработал в гараже   светлый, радостный молодой шофер Катровский Сергей.  Молодой, но в работе и в жизни был надежным человеком. Таким же хорошим водителем был его друг Михалев Иван.
     Особо хочется упомянуть Горшкова Алексея.  С начала нашего знакомства мы жили с его семьей через стенку: дружили семьями, наши дети были ровесниками.  Геннадий и Алексей часто ходили парой  в рейсы на бензовозах по маршруту  Усть –кут – Северомуйск.
Алексей – веселый шумный человек, из-за чего кажется  большим. После работы на бензовозе он стал работать на уазике, возил по всем поселкам, где работали тоннельщики,    специалистов «Бамтоннельстроя».  Мне однажды пришлось ехать с ним из Северомуйска  до Нижнеангарска.  По дороге домой остановились поужинать в столовой поселка Тоннельный.  Заходим мы с ним в столовую,  уже от дверей столовой слышу мужские голоса: «Здорово Леха», а «Горшков, привет!»  Казалось, все тоннельщики знают его.  В столовой большая очередь, я приготовилась  стоять долго. Но через несколько минут  мы у кассы рассчитываемся за  выбранные блюда.    После в дороге на мое замечание, что мы быстро покушали  в столовой,  Алексей ответил коротко:  «Горшков не может допустить, чтобы женщина выстаивала  очередь!»Выехали, как всегда, к вечеру, шел дождь.  Бамовские  дороги тогда часто сравнивали со стиральной доской.  А в этот раз шел дождь, доска была покрыта водой. Ямы, ухабы скрыты водой, машина скачет по выбоинам, трясет путешественников. Алексей, извинялся, просил потерпеть, вроде успокаивал: «Ничего доедем!». Подвез меня к дому ночью, сигналит. Дверь открывается, кричит: «Дрыхнешь,  Петрович! Принимай свою красавицу!».
 В конце восьмидесятых годов семья Горшковых переехала в Алма-Ату  вместе с работниками Тоннельного отряда № 11 на строительство метро. Примерно через год мне повезло,  я была командирована в Алма-Ату. Прилетела  туда в пять часов утра по местному времени. О радость! В незнакомом городе меня встречает свой человек Алексей Горшков, такой же шумный, радостный. Довез меня до гостиницы, проводил до номера: «Устраивайся, отдыхай! Завтра будешь ночевать у нас, после работы заеду». Вез меня домой  по разным улицам, представлял город, рассказывал о его достопримечательностях. Где-то по дороге заехали в поселок, вроде к цыганам, купить бутылку водки: то ли это был дефицит, то ли запрещенный продукт. И здесь, в большом городе, Алексей свой человек. К Горшковым я приехала будто к родственникам, мне были рады и Нина-жена Алексея, и сыновья Миша и Паша. После житья в «бамовских  домах»  они радовались жизни в хорошей благоустроенной трехкомнатной квартире. Как и большинство бамовцев,  наготовили  варений, солений, компотов, которые в стеклянных банках стояли на шкафах, под кроватью. Незабываемый,  душевный вечер я провела в семье Горшковых.
     Но эта « треклятая перестройка» все перевернула  с ног на голову, развалила СССР. Оказались люди не по своей воле в разных  странах. Я после слыхала, что Горшковы вроде переехали на родину в г. Горький, теперь Нижний Новгород.  Что теперь с ними,  живы  ли, не знаю.
     А вот  очень неприятное событие, которое я пережила с хорошим надежным водителем Алексеем Барауля.  С ним мы, группа из четырех человек возвращались  из  п. Северомуйск, где были в командировке. Домой выехали, как всегда на ночь, хотя знали, что лучше ехать днем.  Дело происходило в самую стужу. Уазик, как и все машины,  не утеплен. Металлические бока, брезентовый верх не преграда морозу. Перед дальней поездкой мы тщательно утеплялись. Одевались  в полушубки, шапки. На ногах валенки большего размера, чтобы вставить в него ногу в теплом носке и обернутую в газету ( с газетой теплее). По бокам салона прикладывали развернутые картонные коробки, чтобы меньше поддувало. У каждого  пассажира в запасе был плед, в который обматывали колени, спину, прежде чем сесть на сиденье. В таком одеянии на заднем сиденье ехали в тесноте. В салоне было душно, укачивало.  В начале поездки мы пассажиры часа три ехали еще бодро, обсуждали новости, результаты командировки. Дорога на сей раз  ровная, ведет машину опытный  шофер; автомобиль среди ночи хорошо бежит домой. И вдруг машина стала резко вилять  на дороге. Повернет направо,  собьет   дорожный столбик, резко вильнет   влево, ударится о столбик, опять направо летит. Впечатление, будто скачет от столбика к столбику. Непонятно и жутко, почему не останавливается? Вот развернулась вправо и задними колесами начала проваливаться в кювет, остановилась  вверх передними колесами. Тишина, машина неподвижна. У меня мысли: « Не перевернется? Мы сидим почти вверх ногами, как выберемся?» Алексей – водитель и двое мужчин, сидевших сбоку стали пытаться открывать двери; одна из четырех,  где оказалось меньше снега, открылась. Все пять человек через эту дверь выбрались наружу. Выяснилось, что машина удачно сползла в кювет в глубокий снег, потому   не опрокинулась. Нам повезло. Двигатель исправен, фары горят, освещают часть кювета и дороги.  Алексей предположил, что  у автомобиля замерзли тормоза. Придется ждать проезжих машин, чтобы вытащить автомобиль из кювета на дорогу. Ночь, когда они придут? А мороз поджимает. Опять повезло: два бензовоза «Урала» скоро подъехали, умело вытянули машину из снежного плена.   Водители  осмотрели нашу технику, определили причину неповиновения машины на скользкой промерзшей дороге: да, тормоза промерзли. Спасибо шоферу- Алексею! В сложной ситуации он смог удержать машину. Шоферы подцепили уазик к одному из «Уралов», потаскали  его на тросе по дороге, прогрели тормоза; удостоверившись, что наша машина может ехать самостоятельно, бензовозы   поехали  по своему маршруту. Спасибо добрым людям, а мы дальше продолжили путь. Через несколько минут пути наша компания поняла, что нам действительно  очень повезло!  Мы въехали на большой мост, а если бы машина здесь начала вертеться!    
    Однажды осенью, когда муж уехал по вызову к больным родителям, приходит друг его шофер-земляк и ровесник  Федорченко Анатолий с мешком свежей  рыбы.   «Бросай все дела, разделывай рыбу, пока, она  свежая. Когда твой Генка приедет, рыба уйдет, останетесь на зиму без запаса».   Я, конечно, удивилась.   «Целый мешок! Так много наловил рыбы?»     Я знала: в то время можно было ловить рыбу  удочкой. Лишнего не ловили, лишь семье на несколько месяцев. Потом будет свежая рыба.   Анатолий объяснил следующее.  Во время бури где-то в верховьях  реку перекрыло  буреломом и остановило косяки рыбы. Рыбоохрана разрешила  лов рыбы в том месте; так как рыба гибнет в давке, а снизу еще идет косяк. Рыбаки любители чуть не руками доставали рыбу из реки. Вот Анатолий,  сделав запас на свою семью,  съездил, наловил рыбки и на нашу семью. На другой день я  этой историей поинтересовалась, Анатолий говорил правду. Большое спасибо  Анатолию  за внимание!
    Водители были и хорошими фантазерами. Помню комсомольскую свадьбу: в высокой кабине  разукрашенного шарами и флагами « Магируса»  за рулем сидит нарядный водитель; он сегодня жених, везет красавицу невесту  в ЗАГС. За ним следуют еще два свадебных  «Магируса» и несколько машин поменьше. Веселая колонна  под автомобильные гудки проехала по поселку до ЗАГСа, после регистрации красиво подъехала к столовой. Счастливый жених выскочил из высокой кабины, принял на руки невесту  и донес ее до двери столовой, где молодоженов  хлебом - солью встретили родственники, друзья, коллеги. «Ах, эта свадьба, свадьба пела и гуляла два дня!».   Мало кто может похвастать этим событием, проведенным так красиво, романтически. Правда, водитель Сергей Горбачев был не из нашего гаража, а соседнего, но  в жены взял нашу девушку-маркшейдера  Наталью Мингалеву.
    Особые воспоминания остались у меня от поездок с Александром Гурко. Представляете: декабрь, на улице   мороз, а Саша везет нас в Северобайкальск  одетый в легкую куртку, на босых ногах шлепанцы-вьетнамки, даже пальцы неприкрыты!   Трудно в это поверить, но это было такой закаленный человек, приехавший на БАМ из Иркутска. Он каждое утро, как только освобождался Байкал  ото льда и до конца ноября  бегал купаться в Байкале. Александр  Гурко, до сих пор живет в Нижнеангарске, хороший трудолюбивый добрый человек!
    Дружили семьями с хорошими, надежными  шоферами:  Плахотников  Сергей, Бутаков  Валерий, Санжиев Баир.  К сожалению, фамилии многих добрых людей забыла.
    Водители, как и все строители  БАМа были патриотами  своей Родины. Они переживали за хорошую работу своей бригады, своей организации. Люди гордились, что живут в  СССР,  работают на благо Родины. Тогда это был не пафос, это было искренне.
    Люди мечтали и старались  во время построить магистраль. Одни хотели работать на будущей железной дороге, другие планировали вернуться домой или поехать на следующую стройку. Да, они умели хорошо работать, отдыхать, дружить, помогать. Надежный народ шофера!
    Жаль, многих уже нет в живых, нет и Перевозникова Г. П.
    Отличного здоровья и  семейного благополучия всем живым!
    Вечная, светлая память, ушедшим в мир иной!
         Перевозникова Валентина  09.02 2002г.