Антский военный союз

Игорь Бабанов
Антский военный союз
Iмяхомь кнезы све
 а ругу iем дахомь
 а дащехомь до концiе
 дощ.29 Есть у нас князья свои, и ругу мы им давали и будем давать до конца.
I ругу твъряе
 клентвы дiеящiе на кметь
 i кметь се подробе
Дощ.25 и, ругу творя, заклинания сделают на войско, и войско покорится
***
Антский военный союз и был той первой государственной формой, с которой познакомилась и в условиях которой сравнительно долго находилась значительная часть восточного славянства (с.67)
…где проходит грань, отделяющая государственный быт от родового и возможно ли вообще проведение здесь сколько-нибудь ясной разделительной черты?
Автор настоящей работы в своих представлениях о первичных формах государственной жизни исходить из тех положений, которые были высказаны Л.Г. Петражицким: «среди самостоятельных социальных групп следует различать два подкласса, две разновидности. Некоторые из самостоятельных социальных групп состоят или состояли в прежнее время из людей... объединенные узами родства, т.е. соответственными правоотношениями (сознанием взаимных обязанностей и прав) имущественного свойства и личного...Другие самостоятельные группы представляют неродственные союзы между чужими без приписывания правоотношений родства... Самостоятельный социальные группы второго рода мы назовем неродственными, официальными или государственными группами и государствами». (Тeоpия права и государства. - Т. I. СПБ. 1909 г. Стр. 221-222).
***
В тот момент, когда военный вождь оказался в состоянии подчинить себе родовых старейшин или когда один из старейшин стал во главе других не в силу своего происхождения и занимаемого им родового положения, а потому что он представлял из себя удачливого вождя, в среде восточного славянства родилась новая социальная связь принципиально иного порядка, чем ранее существовавшая, и над чистыми формами родового быта была возведена постройка уже не родового, а государственного характера.
Антский военный союз, в лице которого восточные славяне познакомились впервые с государственной формой жизни, должен был не раз подвергаться существенным колебаниям и изменениям, как в смысле количества племен, входящих в его состав, так и в смысле того значения, какое имело его руководящее ядро во главе со своим военным вождем. Кроме того окончательное торжество государственной жизни над родовым строем в истории того или иного народа может и не совпадать с моментом появления у него первичных, наиболее рудиментарных форм. В случай крушения последних, при известных условиях вполне возможен рецидив безгосударственности (Еще первым варяжским князьям, установившим из Киева путем примучивания соседних «племен» во многих отношениях, довольно точное подобие антской военной державы, — обычно и называемое «первым русским государством» — приходилось испытывать на ce6е всю неустойчивость подобных образований. Каждому князю приходилось начинать дело «объединения» чуть ли не сызнова. Достаточно было умереть Олегу, чтобы «Деревляне заратишася от Игоря по Олгове смерти»).
Маврикий касается очень жизненной и характерной черты славянского быта, когда он дает свой известный совет по поводу политики, которой, по его мнению, надлежит держаться по отношению к славянам. «Так как, пишет он, у славян множество царьков, и они между собой несогласны, то не лишнее некоторых из них, и особенно пограничных, привлечь на свою сторону убеждениями или подарками, а за тем уже нападать на остальных. Иначе, вступив в борьбу сразу со всеми, можно вызвать среди них объединение или монархию"(Strategicum. XI, 5). Трудно допустить, чтобы замечание Маврикия о возможности политического объединения славян было исключительно его теоретическим предположением, а не основывалось на его знакомстве с действительными фактами славянской жизни. Хотя совет Маврикия и относится в первую очередь к славянам пограничным, т.е. южным, вполне возможно, что именно пример антского союза и заставил его предостерегать от такой политики, которая и среди "пограничных" славян могла бы вызвать "объединение или монарха" на подобие антской. Несомненно также, что, именно, наблюдение над фактами действительной жизни подсказало Маврикию его вывод, что славянских "царьков" легко ссорить друг с другом.
Антский союз, сложившийся в условиях военной обстановки и выдержавший ряд крупных наступательных и оборонительных войн, оказался еще сравнительно прочным и жизнеспособным (с. 68-70).
Д.М. Одинец. Возникновение государственного строя у восточных Славян. Париж, Издание: Современные записки, 1935, 184с.
https://vk.com/doc399489626_509449327
...Бо сiе оренгоi i руга iмяшуть дате
о конензы о све i огненьчы слузоi
Ото iа iмяхом држете
сеще ругу особiу
да iмуть ядь i пытву
за щасiе своi до смрте
i слождiехоуть ны
Се бо многiа сленжеще косте своiа оболонiе
якожде за щасе МезенМiру
Тако Антi есьме
Iмяхомь ущту
i Славу поюще Бозем
I такьвы Славiе рщенiе
нiколiжде просяще
нiжiе Слвоу рцiехомь
Се бо те молынь твряще
омыiехомьсе тiелесы нашiа
i рцiехомь Слву
Такожьде пiiмо суре пытвоу
о Славоу ту
пентекраты дено
i огнiцы узгнехомь о доубы
I тако Снопа влецiемо
а рацiемо хвлу о Не
I сьме ДажьБовы внуще
i не смiехомь нехатiе
Слвы наше
А за вiецы се бо Антiе бяхомь
по Русколaнi
i дрiевле бяхом Русе
пребендiехомь оны
...Поэтому ведь [они] оружие и ругу должны давать князьям своим и огнищанских слуг. Вот и надо нам держать сечу, ругу особую, чтобы были у них еда и питье во все время до самой смерти их, и нам бы они служили. Ведь многие сложили кости свои на полях.
Анты мы есьмы, как и во времена Мезенмира. Бывает у нас пир, и славу поем Богам – и таковой славой мы и названы – никогда мы не просим, но лишь славу речем.
Вот, моление сотворяя, омываем телеса наши и славу речем, а также пьем суру, питье, во славу ту пятикратно денно. Огнища у дубов возгнетаем. И так Снопа влечем и речем хвалу о Нем, и есьмы Даждьбоговы внуки и не смеем оставлять мы славы нашей.
А века назад ведь мы были Анты на Русколани; и в древности мы были Русы, и пребудем ими...(перевод Н. Слатин)
Влескнига. Дощечка 24. Антская
По Далю
Руга (новогрчс. или от корня ружить, вооружать, снабжать?) церковная земля и угодья, отведенные на содержанье всего причта; годичное содержанье попу и причту от прихода, деньгами, хлебом и припасами, по уговору или по положенью. Ныне руга, ружное ср. именно плата причту, особ. безземельному, в виде жалованья, и помощь хлебом от прихожан; но в вор. ругою зовут и пустошь, леваду, ненаселенную землю в частном владении. Ружная церковь, без земли, на руге. Ружная грамота, стар. жалующая ругою. Ружный приговор, мирской, о наделении причта ругой. Руговые, ружные земли. Ружник м. получающий ругу, состоящий на руге. Ружить кого, стар. оделять ругою. Ружничий прилаг. стар. ружный.
Исторический словарь
1) Руга - — плата — в Русском государстве IX—XVI вв. государственное жалованье духовенству, выдававшееся хлебом, иногда деньгами.
2) Руга - - плата, жалованье церковным служащим деньгами, хлебом и др.
По Классену - „Руга“ означает отпуск зернового хлеба кому-л. на содержание.
Исходя из разных контекстов, где встречается это слово, а также значений, даваемых словарями, можно сделать вывод, что Руга имеет основной смысл „ясное / серьёзное / непреложное высказывание / обещание“,
Таким образом в семантическое поле корня этого слова войдёт и «содержание продуктами» и «заклятие / обряд», и «выкуп», а также современное «ругать, ~ся». Из-за многозначности этого слова в переводе даётся именно оно само, а не перевод, который мог бы ввести в заблуждение (Н. Слатин)