Бобыль вотчины А. В. Суворова

Михаил Ханджей
 Миниатюра из моих студенческих дневников


Справка:

  Суворовы относились к помещикам среднего достатка, владевшими от 100 до 500 душ. Лично Суворов в 1758 году имел  189 душ мужского пола, доставшихся ему  в наследство от матери.


В 1775 году отец оставил сыну (Александру Суворову) в наследство 1880 душ       мужского и 1788 душ женского пола.


3-го февраля 1792 года Суворов в своём завещании отказал дочери всё благоприобретённе им  - сёла и деревни, в которых проживало 834 человека дворовых и крестьян (мужского пола).


18 августа 1795 году Суворову был пожалован за свои победы имением Кобринский ключ, в котором проживало 7000 душ мужского пола.

 
Начиная с 16 и заканчивая 18 столетием, бобылями в России называли людей, входящих в конкретную социальную группу. Это были не имеющие семьи крестьяне без собственного земельного надела. Другое их название — «нетяглые», связано с тем, что они были освобождены от налога на землю. Начиная с первого упоминания бобылей в документах начала 16 столетия, везде о них писали и говорили с презрением. На этих мужчинах всегда стояло клеймо гуляки, горького пьяницы и бездельника, даже если бобыль вел размеренную крестьянскую жизнь без излишеств.

  ...Заметив, что в его вотчинах между 3-й и 4-й ревизиями почти не прибавилось людей, Суворов распорядился вместо сдачи рекрутов покупать охотников со стороны. Тогдашняя цена рекрута составляла 150 руб.ассигнациями. Половину суммы платил Суворов, а остальную должны были собирать с мира. Крестьяне были недовольны и стали засыпать своего господина просьбами и жалобами. В одном из прошений крестьяне писали о скудости и упадке, о том, что «купить рекрута никто не в силах», и предлагали сдать в рекруты бобыля, «который никаких податей не платит, а шатается по сторонам, года по два и по три, и в дом, государь, не приходит... а ему в вотчине жить не при чем, у него ничего нет, да и впредь ожидать от него нечего».
На всеслезном и жалобном этом прошении, как гром разразилась резолюция Александра Васильевича:
«Рекрута ныне купить и впредь також покупать, хотя у кого и неурожай, тех снабдить миром, а по миру не бродить. Иначе велю Ивана и протчих высечь. Бобыля отнюдь в рекруты не отдавать. Не надлежало дозволять бродить ему по сторонам. С получением сего в сей же мясоед этого бобыля женить и завести ему миром хозяйство. Буде же замешкаетесь, то я велю его женить на вашей первостатейной девице, а доколе он изправитца, ему пособлять миром во всём: завести ему дом, ложку, плошку, скотину и прочее»