Theory. Термины для драматургии Ю. Рюнтю

Георгий Георгиевич Ларин
АРТ-КРИТИКА: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ТЕАТРОВЕДЕНИЕ.
НОВЫЕ НАУЧНЫЕ ТЕРМИНЫ 


НЕОТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР: ЮРИ МЭТТЬЮ РЮНТЮ.
(МУЛЬТИВАРИАТИВНАЯ ДРАМАТУРГИЯ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ.)

Неотрансцендентальный [театр] (из греческого: “neos” - “новый”; из латинского: ”transcendens (transcendentis)” - “выходящий за пределы”, ”transcendentalis” - “превышающий показания чувства”, “transcendere” - ”переступать, перешагивать”) - уникальное явление в мировой культуре конца XX - первой половины XXI в.в., абсолютно новое и очень перспективное направление в развитии современного мирового театра. Неотрансцендентальный театр впервые зародился в Австралии, основоположником его является крупнейший современный англо-франко-русскоязычный писатель, драматург и журналист Юри Мэттью Рюнтю. Неотрансцендентальный театр связан опосредованно с трансцендентализмом - философским, религиозным и литературным течением, сформировавшимся в 20-30 г.г. XIX в. в Новой Англии (США) и представленным в творческом наследии Генри Дэвида Торо, Маргарет Фуллер, Натаниэля Готорна, Уолта Уитмена, Теодора Паркера и др. выдающихся американских писателей-классиков мировой литературы. В частности,  так же, как и в трансцендентальной литературе, в неотрансцендентальном театре присутствует идея интуитивного постижения макрокосма через микрокосм. Впрочем, такая  особенность видения космоса, в котором часть отражает целое и наоборот (где человек - вселенная в миниатюре), присуща многим эзотерическим моделям философии - как древним, так и современным. Однако, в отличие от трансцендентальной литературы, неотрансцендентальный театр являет собой некий симбиоз априорных фиксаций (т.е. наших представлений об окружающем мире и наших фантазий о событиях и фактах, которые пребывают вне рамок чувственного познания - на метафизическом уровне) и апостериорных констатаций (т.е. определённых подтверждений событийной и фактической несомненности - на эмпирическом уровне), причём, эти симбиотические реляции осуществляются на принципах мутуализма. Именно поэтому в драматургической палитре неотрансцендентального театра очень естественным и логичным образом  синтезировались и переплелись историко-культурные традиции и творческие инновации: с одной стороны, традиционная культура и классическое искусство и, с другой стороны, модернизм (разрыв с предшествующим историческим опытом и художественными традициями; конец XIX - начало XX в.в.), авангардизм (экспериментальные поиски с целью выработки принципиально новых форм творчества; вся первая половина XX в., вплоть до 70-х годов) и постмодернизм (состояние общества и культура в условиях массового потребления и избытка информации; вторая половина XX - начало XXI в.в.). В рамках неотрансцендентального театра комфортно разместились, мирно сосуществуют и активно сотрудничают друг с другом разнообразные жанры, типы и формы различных видов искусств: театр, кино и телевидение; музыка, танец и пантомима; трагедия и комедия, драма и мелодрама; мистерии и буффонады; маски и марионетки, макеты и портреты и мн.др. Многочисленные приёмы и средства неотрансцендентального театра направлены на возникновение несомненных инсайтов и достижение зрителями устойчивого катарсиса. 

Мультивариативная [драматургия] (из латинского: “multum” - “много, большое количество”, ”multus” - “многочисленный, обширный”; ”variatus“, также “varius” - “разнообразный, многомерный”) - терминологический синоним для неотрансцендентального театра, указывающий на полисинтетический характер нарративной организации текста в литературно-драматическом произведении для сценической постановки. В мультивариативной драматургии, прежде всего, осуществляется синтез тех или иных парадигматических единиц (эстетических концепций, культурологических теорий, творческих методов, аксиологических постулатов, литературных и театральных стандартов), а также разнообразных жанров, стилей и способов выражения тех или иных идей в искусстве, иными словами, происходит методологическая инкорпорация в структуре нарративной парадигмы драматургического текста. Мультивариативное пространство характеризуется ярко выраженной паратекстуальностью, позволяющей автору, скрывшись за маской паратекста, косвенно определить своё собственное отношение к событиям и фактам и при этом не навязывать авторского мнения читателям и зрителям. Этому же способствуют комментирующая метатекстуальность и энциклопедическая гипертекстуальность мультивариативного нарратива. Налицо также вербальная, визуальная и аудиоинтертекстуальность, что придаёт нарративу соответствующую экспрессивность и позволяет автору не только опосредованно сообщить свои культурные и семиотические ориентиры, но и установить некоторую латентную, трансцендентальную общность со своими читателями и зрителями. Внутри мультивариативной парадигмы наблюдаются перманентные трансгрессии инкорпорированных ранее фиксированных состояний, т.е. тех или иных   жанровых, стилистических, лингвистических, композиционных и прочих стереотипов традиционного текстового конструирования. Однако эти трансгрессивные процессы не носят характера пейоративности, а, напротив, позволяют автору проектировать, моделировать, апробировать и внедрять принципиально новые драматургические подходы в литературе и театральном искусстве. Первооткрывателем и профессиональным разработчиком мультивариативного построения драматургического текста стал известный австралийский англо-франко-русскоязычный писатель, драматург и журналист Юри Мэттью Рюнтю, академик Международной Академии информатизации.