Осина не горит без керосина. Охота на слова

Александр Ерошкин
В России осина довольно распространена, и это отражено в пословицах и поговорках, приметах, загадках и шутках.

Осина и без ветру шумит. Горькая осина.  Проклятая осина, на ней Иуда удавился. Осина всё шепчется, а прОклятое дерево. Про испуганного человека говорится, что он «дрожит, трясётся, как осиновый лист».
 
Кол тебе осиновый на том свете, не прими тебя земля! — проклятие при очень крупной ссоре. В старину осиновый кол ставился на могилах самоубийц  и (иногда) казнённых.

Уничтожить зомби или вампира можно только одним способом - воткнуть ему в спину осиновый кол.

Осине приписывается свойство отгонять нечистую силу: ведьма боится осины. Если в плетень загороди воткнуть  осиновые веточки, то в такую изгородь не может войти ведьма и не будет портить коров.

Осиновый кол, вбитый в сердце, считается средством, убивающим вампира.

А сколько народных примет связано с осиной.

Листья осины лежат на земле кверху лицом — зима будет холодная, а кверху изнанкой — тёплая.
На осине почки большие — к урожаю ячменя.
Сей овёс до распускания осины.
Если весною осина пушистая, то и гречиха родится.
Весною на осине и берёзе хорошая мочка — будет хлеб ядрёный.
Осина в серёжках — урожай на овёс.
На осине длинные шишки — ячмень родится.
А ещё говорили, что осина не горит без керосина. Горит, и ещё как горит. В Советском Союзе все спички делали из осинника. Как сейчас – не знаю. Но осиновые дрова опасны, они «стреляют» искрами и в печи, и в костре. Это свойство осины используется для очистки печных дымоходов, для выжигания сажи.

Этой  темы – об осинах - я касался в августе 2022 года, тогда публикация называлась «Вурдаки и осиновый кол» - http://proza.ru/2022/08/17/1188

Тогда я писал, что на территории Дюссельдорфа и его окрестностей не встретил ни одной осины, нет осин и на территории ботанического сада. Я обращался к специалистам, работающим там, но они показали мне обычный тополь, считая, что это и есть Espe.  В конце ноября 2022 года я увидел ярко-жёлтые круглые листья. Остановился, убедился, что это ветка осины, проверил и на вкус, и на запах. Осина. А потом подъехал к ней с фотоаппаратом. 250 метров от дома, где я живу.

ГОРЬКАЯ ОСИНА

Автор Наталия Красикова, её стихи и сказки есть и на СТИХИ.РУ и на сайте ПРОЗА.РУ. Выяснил, что она автор семи книг.
Знает кто из вас иль нет
Счастья крепкого секрет?
Расскажу его вам я.
Так, жила одна семья.
В той семье заведено
Было правило одно:
Чуть чета заспорит сильно-
Сразу муж бежит к осине.
Пред осиной он стоит,
Что-то быстро говорит.
Сын их был еще юнцом.
Разговор завел с отцом:
«Почему к осине ходишь
Речь какую с ней заводишь?»
Призадумался отец
И ответил наконец:
«В жизни может так случиться,
Нужно горечи излиться,
Потому, что твою душу
Зло грызет, обида сушит.
Ты супругу не ругай
И во всем ей помогай.
Словом огненным не жги,
Если встал не с той ноги.
Если грубость сгорячка
Так и лезет с язычка-
Лучше губы закуси.
Злое слово отнеси
Ты к осине. Ей скажи,
Свою глупость покажи.
Из тебя в миг вышла чтобы
Вся накопленная злоба,
Выскажи ей все сперва,
Чтоб светлела голова.
Побранись с осиной крепче;
На душе уже полегче.
И от сердца отлегло.
Мне когда-то помогло.
Горечь всю осине сдал
И опять спокойным стал.
Потому ее народ
Горькой звал из рода в род.
А когда домой придешь,
Злого слова не найдешь
Для супруженьки своей.
Мне приятно, любо ей.
От того-то, мыслю я,
Вдвое счастлива семья.
 

А в какой семье есть лад,
Там и лучший в мире клад,
Счастье, благо и покой.
Вот ответ тебе какой.
Упаси тебя Господь
Гнев свой не перебороть:
Не сдержаться, нагрубить,
Подлым словом охамить.»
«Нам-то, людям, повезло.
А осине не во зло?
И она не станет злиться,
От обиды не сломиться?»
«Дереву, сынок, не больно.
Ну, беседовать довольно.
Мне работать не мешай.
У осины поспрошай.»
К дереву бежит малец,
 Как велел ему отец.
Он к осине подбежал
И один листок сорвал.
Пожевал его слегка:
Да, на вкус она горька.
«Здравствуй, гибкая осина.
Уж давно под небом синим
На опушке ты стоишь
И листвою шелестишь.
Ветерок тебя качает,
Дождь листочки омывает.
Много лет в лесу живешь,
Песни грустные поешь.
На ладони на твоей
Восседает соловей.
Песни он тебе поет
И от жизни чуда ждет.
Ты дивишь всех красотой,
Все любуются тобой:
Волк, лисица и медведь.
Ты мне, деревце, ответь:
К тебе люди прибегают,
Свое горе изливают.
Впитывать не тяжело
Человеческое зло?»
Зашумела та листвой
 Над наивной головой:
«Среди ночи, среди дня
Валят горечь на меня.
Мою горькую кору
Даже зайцы не дерут.
Но во мне обиды нет,
Не кляну я белый свет.
Рада людям помогать
И от бед оберегать.
Разумею: лучше тут
Люди горечь отдадут,
Чем сказать обидно другу
Иль поссориться с супругой.
Я же дерево – стерплю
И в ответ не оскорблю.
Помогает или нет -
Вот уж сколько зим и лет
Люди все ко мне приходят,
Свою душеньку отводят.
Горечь я в себя впитаю.
Не сосулька, не растаю.
Потому, наверняка,
Я красива, но горька.
А тебе скажу, малец.
Прав твой батюшка-отец:
Коли умный, то поймешь,
Что не выдумка, не ложь,
И не сказка, а совет,
Как счастливо жить сто лет.

 Февраль 2007-02-13