Болотнинский гофротарный завод. Ч. 1

Евгений Викторович Терентьев
18 апреля 1963 года согласно распоряжению № 358-Р зам.председателя Западно-Сибирского совнархоза В.Татаринова о переориентации обозного завода на изготовление гофрокартона, Болотнинский обозный завод получил новую специализацию. Цех обозостроения был передан ОМЗ УООП Томского облисполкома. Пункт 3 распоряжения гласил: «…Болотнинский обозный завод специализировать на изготовление гофротары и гофрокартона, увеличив выпуск этой продукции после реконструкции до 2.200 тонны в год». Далее говорилось: «…производство гофротары и гофрокартона в п/я 92 прекратить с 15 мая 1964 года и все оборудование передать Болотнинскому обозному заводу».

15 мая 1964 года Болотнинский обозный завод получил оборудование для производства гофрокартона и гофротары. На заводе закрыли литейный цех и начали строить цех гофротарный. Рабочих стали переучивать новым специальностям.

15 сентября 1964 года вышло распоряжение зам.председателя Западно-Сибирского совнархоза В.Татаринова о переименовании Болотнинского обозного завода в Болотнинский гофротарный завод: «В связи с изменением программы производства Болотнинский обозный завод впредь именовать Болотнинский гофротарный завод».  Эта дата считается официальной датой создания нового предприятия в городе.

1 января 1966 года Болотнинский гофротарный завод был передан в подчинение Министерства пищевой промышленности РСФСР –Роспищетара г.Москва. Потребителями продукции завода – гофротары стали в основном пищевые предприятия Новосибирска, Читы, Владивостока, Свердловска, Уфы и других городов СССР.

В том же 1966 году Болотнинский райтоп вышел из состава Болотнинского гофротарного завода.

В 1967 году планировалось возвести цеха Болотнинского гофротарного завда на совершенно новом месте, о чем сообщалось в заметке «Новая фабрика» в газете «Путь Ильича»:
«В этом году в нашем городе развернется строительство фабрики картонных ящиков. Главный корпус ее протянется вдоль Московской улицы от элеватора до Сенного переулка. Строительство рассчитано на два года.

В главном корпусе будут сблокированы основные производственные и вспомогательные цехи, склады сырья и готовой продукции. К нему примкнет административно-бытовой корпус. Это будет красивое трехэтажное здание. К фабрике протянется железнодорожная ветка, автодорога. Намечено благоустройство территории.

Сметная стоимость строительства определяется в 5 миллионов 668 тысяч рублей».

По каким-то, нам неизвестным, причинам этим планам не суждено было сбыться, Болотнинский гофротарный завод продолжил работать и развиваться на старом месте.

Завод работал в две смены. По воспоминаниям работников гофротарного завода того времени, очень много работы выполнялось вручную: вручную скатывали из кузовов грузовиков огромные рулоны бумаги, закатывали их в цеха.. Для изготовления гофрокартона использовался силикатный клей.  Вручную сшивали коробки машинками.  Круглосуточно в цехах стоял гул от работающего оборудования, который был далеко слышен за пределами предприятия. Интересен и тот факт, что остатки производства – макулатуру  - в то время в Болотном никто не принимал, и несколько лет подряд обрезки картона ибумаги просто сжигались на территории предприятия. Позже обрезки стали спрессовывать и в таком виде вывозить на переработку.

15 мая 1967 года Г.М.Красич  был назначен директором Новокузнецкого тарного комбината. Директором Болотнинского гофротарного завода стал Иван Игнатьевич Гапеев. Несмотря на все свои усилия, Иван Инатьевич не смог справиться с выполнением планов по валовой и товарной продукции и через два года был снят с должности.

В 1969 году директором гофротарного завода стал Илья Васильевич Таскаев. При нем производство гофротары расширилось, увеличился и трудовой коллектив.

В то же время отмечалась и необычайно высокая  текучесть кадров на предприятии. В 1973 году на работу было принято 70 человек, уволено 53 человека. Из них на пенсию ушли 3 человека, 8 человек было уволено за прогулы. За год потеря человеко-дней составила более 3 тысяч (в их число вошли и такие необычные для современных работников графы, как «отработка в колхозе» (420 ч/дней), «выполнение общественных обязанностей» (409 ч/дней).
               
Евгений Терентьев