Рецензия на фильм Союз без секса 2004 г

Анна Русских
© Рецензия на фильм 2004г "Союз без секса". Анна Русских.

Люблю смотреть фильмы о писателях. Их истории всегда душевные, загадочные и трагические, взять судьбу Божены Немцовой, Джейн Остин, Шарлотты Бронте, Джека Лондона. На сей раз, словно по моей заявке на канале ютуб мне предложили «Союз без секса» о московской писательнице времен соцреализма, без точного имени, без намека и подсказок на реальную личность. Просто о талантливом авторе, немолодой, известной, утонченной, не лишенной аристократизма, даме. Даже не могу представить, кого режиссер имел ввиду. Возможно Веру Панову, а возможно Ирину Грекову, не важно. Рассказ шел о лице абстрактном,  не конкретном. Когда-то давно я уже смотрела этот фильм, он не произвел на меня должного впечатления. Прекрасная  в любом возрасте Марианна Вертинская играла вяло, устало, без души и без подтекста.   Молодому актеру  не хватило пронзительности и гипнотизма во взгляде, во всем образе. Мне он показался толст и банален, и подчеркнуто выделялся лишь на фоне еще большей банальности и серости.

Однако сюжет располагает к размышлениям, и словно подтверждает все мои философские выводы о Личности и приставленного к ней Образа. Мудрейшая, интеллигентнейшая писательница Вера Ивановна (Марианна Вертинская) так и жила бы себе в безмятежной своей скромной славе и популярности, если б не подсунула ей судьба на старости лет юношу из провинции, как две капли похожего на ее первую любовь (впоследствии выяснится, что он - плод этой любви). Провинциал оказался не робкого десятка, писательское мастерство он не освоил, но московским замашкам, цинизму и беспринципности обучился быстро. В считанные дни из него получился блестящий альфонс-карьерист, идущий по головам, слабых до мужской красоты и льстивых комплиментов, дам. Здесь сюжет фильма перекликается с романом Мопассана «Милый друг». Разница лишь в том, что мудрейшая и интеллигентнейшая Вера Ивановна решает использовать свалившееся на нее «счастье» с умом и делает парня героем своего нового эротического романа, под названием «Марево». 
- Ты злишься, что я  с тобой не сплю?  - спрашивает герой.
- Нет, я надеюсь получить от тебя гораздо больше, -  холодно отвечает мудрейшая Вера Ивановна.
И получила. Парень стал источником ее творческого подъема. Настоящие писатели так поступают всегда: с каким бы трагическим или нелепым событием их не сталкивала жизнь – все сгодится для творчества, все идет в топку вдохновения. Я восхищена такими писателями, они словно смеются над матрицей: ах ты угробила алкоголем мою дочь? Значит о твоих проделках выйдет новый роман! Страдать и горевать нет времени, писать надо!
Действие фильма происходит в застойные годы, во времена СССР, РСФСР и морального кодекса строителя коммунизма. Тогда слово «секс» – никто не знал и не произносил, эротические романы писались разве что в стол, а премии и известность писатели получали за объемные, тяжеловесные труды типа «Чугун и шлак», «Овсы цветут». Мудрейшая Вера Ивановна все же оказалась обычной женщиной, такой же слабой как и все прочие дамы, которые втайне надеялись на чудо, терпеливо ожидая от альфонса если не любви, то участия и дружеской привязанности. Но бывший провинциал со 101 километра женится по расчету и уезжает в Лондон. Зачем, о зачем мудрейшая писательница Ларионова отдала ему свою рукопись? Надеялась на благодарность бездушного красавца? Но всем известно, «как волка ни корми, а с него как  с гуся вода».
       Фильм многослойный, в нем много подтекста, много психологии. Символично название романа писательницы -  «Марево». Марево в данном случае – это липкое, навязчивое состояние, вызванное страстью. Если вы видите, что надвигается марево – бегите от него!
Анна Русских © 10.12.22