Леонид Осипович Утесов вторая часть - окончание

Борис Пономарев 3
Леонид Осипович Утесов (вторая часть — окончание)

Летом 1936 года в оркестре стала работать и его дочь Эдит. В том же году Леонид Осипович вместе со своим оркестром перебазировался из Ленинграда в Москву, где весь коллектив поступил в ведение театрального отдела Центрального дома Красной армии (ЦДКА), и успешно продолжил свою концертную деятельность. В сентябре 1937 года Леонид Осипович и его дочь Эдит вместе с оркестром исполнили замечательную песенку французского композитора Поля Мизраки «Все хорошо, прекрасная маркиза», стихотворный перевод которой осуществил известный советский поэт Александр Ильич Безыменский. Фантастический успех этой песенки превзошел все ожидания: она на долгие годы вошла в репертуар коллектива Л.О.Утесова.

22 июня 1941 года утесовцы выступали на сцене московского театра «Эрмитаж», когда пришло известие о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. На следующий день они написали заявления с просьбой о принятии их добровольцами в ряды РККА. Им отказали по той причине, что весь оркестр мобилизовывался для концертного обслуживания воинских частей. Вначале утесовский коллектив выступал в тех местах, откуда воинские формирования отправлялись на фронт, но потом и они сами стали артистами-фронтовиками, выступая под обстрелами и бомбежками перед бойцами, которые сразу после их концертов уходили в бой с врагом. 

Выступая на фронтах Великой Отечественной войны перед воинами РККА, Леонид Осипович Утесов всегда исполнял песни по их заявкам, причем даже те, которые ему запрещали петь реперткомы, справедливо считая, что идущие в смертный бой военнослужащие имели полное право слушать все те песни, которые могли им помочь выстоять в сражениях против ненавистного врага и одолеть его.

Леонид Осипович Утесов и его оркестр провели практически всю войну, от начала и до конца, на фронтах, давая в среднем около 200 концертов ежегодно, за что ему в июне 1942 года было присвоено почетное звание Заслуженного артиста РСФСР. Члены утесовского коллектива откладывали деньги из своих довольно скромных окладов для того, чтобы на эти средства были построены самолеты для военных летчиков. В 1942 году два созданных на эти средства истребителя Ла-5Ф были торжественно переданы пилотам в качестве их подарка.

9 мая 1945 года Леонид Осипович Утесов, только что награжденный орденом Трудового Красного Знамени, и его оркестр выступили на праздничном концерте прямо на площади Свердлова в Москве. В 1947 году он стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР. 

Следует отметить, что после открытия второго фронта и, особенно, после встречи союзных войск на Эльбе, значительно улучшились взаимоотношения между странами антигитлеровской коалиции. В газетных киосках Советского Союза появились издаваемые на русском языке английская газета «Британский союзник» и американский глянцевый журнал «Америка». Наши музыкальные коллективы стали включать в свои программы зарубежные композиции. Так, например, Александр Цфасман и его джаз-оркестр исполняли «Rhapsody In Blue» Джорджа Гершвина, джаз-оркестр Николая Минха исполнял «Holiday For Strings» Дэвида Роуза, Эдди Рознер со своим джаз-оркестром исполнял «Caravan» Хуана Тизола. Даже Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии А.Александрова с замечательным солистом Олегом Разумовским исполнял американскую народную песню «Нашел я чудный кабачок» («There Is A Tavern In The Town»). Джаз-оркестр Л.О.Утесова не отставал от своих коллег: Леонид Осипович и его дочь Эдит замечательно пели песню американского композитора Джимми Макхью «Бомбардировщики» («Comin’ in on a Wing and a Prayer»). 

Но, как утверждалось когда-то в одной из старых песен, созданной на основе «блатного фольклора»: «Недолго музыка играла, тушите свет, окончен бал...». Отношения между странами Запада и Советским Союзом стали ухудшаться, затем опустился «железный занавес» и вспыхнула «холодная война». А внутри нашей страны началась жесткая борьба с «безродным космополитизмом», с «иностранщиной». Под горячую руку чиновников от искусства попал и джаз. В связи с этим джаз-оркестры стали срочно переименовываться в «эстрадные оркестры», а оркестр Леонида Осиповича получил гордое название «Государственный эстрадный оркестр РСФСР».  

Естественно, пришлось частично изменить и репертуар, но количество прекрасных песен не уменьшилось, а увеличилось, причем качество их исполнения сохранилось на присущем данному коллективу высоком уровне. Не изменилось и отношение Л.О.Утесова и его оркестра к песням, посвященным родному городу Леонида Осиповича — красавице Одессе. В репертуаре коллектива остались старые песни об этом черноморском городе, а также добавилось немало новых. Вот далеко не полный список песен об Одессе, исполнявшихся тогда Леонидом Осиповичем и его оркестром:
«Одесский порт», 
«Ах, Одесса моя»,
«Растаяла Одесса за кормою»,
«У Черного моря»,
"Золотые огоньки»,
«Прости-прощай, Одесса мама»,
«Одессит Мишка».

Сам Леонид Осипович, насколько мне известно, из них больше всего любил песню «Одессит Мишка», которую написали пианист и дирижер его оркестра Михаил Петрович Воловац и поэт Владимир Абрамович Дыховичный. Эта песня была неразрывно связана с одним из самых счастливых дней в его жизни. Он неоднократно и очень трогательно рассказывал об этом случае. Уже в конце войны, а именно 10 апреля 1944 года, Леонид Осипович услышал, как легендарный диктор Всесоюзного радио Юрий Борисович Левитан торжественно возвестил о том, что советские войска освободили город Одессу, и над зданием городского оперного театра поднято красное знамя. Л.О.Утесов тут же, в приступе безудержного счастья и восторга, запел песню «Одессит Мишка», но при этом несколько изменил ее текст:
«Широкие лиманы, цветущие каштаны
Услышали вновь шелест развернутых знамен, 
Когда вошел обратно походкою чеканной
В красавицу Одессу гвардейский батальон».

Леонид Осипович был превосходным рассказчиком, зрители бурно аплодировали ему после коротких рассказов о случаях из его жизни. Постараюсь воспроизвести здесь его рассказ о невероятно анекдотичном происшествии, имевшем место в Одессе уже после войны. Он с удовольствием гулял по городу, когда к нему обратилась с вопросом дама, гулявшая с маленьким сыном:
«Скажите, Вы, случайно, не Утесов?»
«Вы правы, я действительно Утесов», ответил Леонид Осипович, довольный тем, что его в родном городе не забыли. Дама сказала сыну: «Познакомься с дядей Утесовым, дай ему ручку!». Ребенок протянул руку Леониду Осиповичу, и тот охотно ее пожал. После этого дама сказала сыну: «Дядя Утесов — знаменитый артист. Он очень старый, скоро умрет, зато ты теперь сможешь всю свою жизнь всем рассказывать, что был лично знаком с Утесовым!». Дама развернулась и пошла с сыном восвояси, гордая тем, что познакомила его со знаменитым артистом. Леонид Осипович тогда был еще довольно молодым человеком, умирать вовсе не собирался, поэтому обиделся на всех одесситов сразу, причем настолько сильно, что решил никогда больше не приезжать в Одессу на гастроли. Но время шло, обида уменьшалась в размерах, потом исчезла навсегда, и Леонид Осипович простил жителей своего родного города.
  
23 апреля 1965 года деятели культуры нашей страны собрались в зале московского Театра Эстрады для того, чтобы принять участие в торжественном вечере, посвященном знаменательному событию — семидесятилетнему юбилею титана советской эстрады Леонида Осиповича Утесова. Начало вечера затягивалось по той причине, что его организаторы и юбиляр были предупреждены об участии в нем Министра культуры Советского Союза Екатерины Алексеевны Фурцевой, но она запаздывала с прибытием. Наконец, она появилась, и сразу же зачитала Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Леониду Осиповичу Утесову почетного звания Народный артист СССР. Зал мгновенно разразился чрезвычайно длительной мощнейшей овацией, а Леонид Осипович заплакал, так как случившееся стало для него полнейшей счастливой неожиданностью. 

До этой минуты он прекрасно понимал, что Екатерина Алексеевна не случайно приняла решение об участии в данном вечере, что она будет поздравлять его с юбилеем от имени всего руководства Советского Союза, что его по этому поводу могут даже наградить (естественно, не фотоаппаратом, так как он уже давно стал птицей совершенно иного полета), но о присвоении ему почетного звания Народного артиста СССР Леонид Осипович не мог даже мечтать по той причине, что в нашей стране четко действовало неписаное табу на присвоение такого звания деятелям советской эстрады. Эти почетные звания присваивались исключительно тем столпам культуры, которые являлись представителями классических направлений искусства: выдающимся артистам оперы, балета, художественных театров и кинематографа, композиторам, пишущим классическую музыку, и т.п.

В связи с этим ведущие деятели советской эстрады ощущали себя своего рода «унтерменшами» сферы культуры. Овации, прозвучавшие в зале Театра Эстрады в связи с присвоением Л.О.Утесову данного почетного звания, были столь грандиозными не только из-за того, что все собравшиеся любили и уважали юбиляра, что было несомненной правдой, но и в связи с тем, что «эстрадники» явственно осознали колоссальное значение этого события и для них самих, поскольку «там, наверху», было принято кардинальное решение, уравнивающее в правах «классиков» и «эстрадников», и предоставляющее им возможность в дальнейшем также надеяться на получение такого высокого почетного звания. Жизнь показала, что они не ошиблись в своих надеждах. В последующие годы многие крупные деятели советской эстрады тоже получили звание Народный артист СССР.

После получения столь почетного звания, Леонид Осипович продолжал работать, но затем ухудшающееся состояние здоровья заставило его выйти на пенсию. 21 января 1982 года его постиг страшный удар: скончалась его любимая дочь Эдит. Он пережил ее всего на полтора месяца, и умер 9 марта 1982 года.

Всю свою жизнь я с восхищением относился к Леониду Осиповичу и Эдит Леонидовне, особенно любил в их исполнении прекрасную песню «Дорогие москвичи» (музыка И.О.Дунаевского на стихи В.З.Масса и М.А.Червинского):
«Ну что сказать вам, москвичи, на прощанье?
Чем наградить нам вас за вниманье?
До свиданья, дорогие москвичи, доброй ночи!
Доброй вам ночи, вспоминайте нас».

И я всегда помню этих замечательных людей, они этого достойны!

Борис Пономарев