Пожалуйста, прости - часть 29 заключительная

Мирослава Завьялова
(начало повести здесь

  http://proza.ru/2021/11/29/1681



В девятом классе нас объединили с «бэшками», школа потихоньку избавлялась от нерадивых учеников, отправляя их в училища. Морозова Наташка не пошла в девятый, но Заволокина не осталась одна - учиться продолжили те самые «бэшки», давние подружки Ленки, и в результате класс раскололся на две половины, тихо враждующие между собой. Таня делала вид, что общается со всеми, но на самом деле из подруг у неё осталась только вечно занятая общественной работой наш комсорг Верочка. Мальчишки чётко держали нейтралитет, но в нашем классе из тридцати восьми человек так и не получилось прочного коллектива. Хотя учителям проблем не делалось - разборок никаких мы не учиняли, крупных ссор и скандалов не происходило.  Только вот мероприятия готовили то одна, то другая часть класса. И почти всегда успешно. 

В походы ходили ещё несколько раз, особенно нравилось, если разрешали с ночёвкой. Мы десятиклассники, будущие выпускники, а значит и спрос большой и ответственность, не уставала повторять Татьяна Сергеевна. Она ходила с нами во все походы, как и Андрей Иванович и учитель физкультуры. Андрей Иванович больше не вёл у нас уроки - география закончилась в девятом классе, и в аттестат мне пошла заслуженная «пятёрка»! К тому времени я знала  причину несправедливого отношения ко мне Елены Львовны.  Сколько было пролито слёз в минуты моих трагических раздумий: за что? Оказалось, Елена Львовна приходила к папе на работу с просьбой. Нет, не разрешить налить на складе пол-литровую баночку краски или лака для школьных нужд, такие просьбы выполнялись регулярно - негласная помощь школе от огромной преуспевающей организации. Учительнице хотелось получить неограниченную помощь в строительстве личного гаража. Едва поняв, в чём дело, папа грубо выставил за порог Елену Львовну со всеми вытекающими отсюда последствиями… Узнав эти подробности, я расплакалась:

- Папа, ты же мог помочь Елене Львовне, тогда бы она не придиралась ко мне и не занижала оценки!

Папа сердито посмотрел на меня:

- Не думал, что у меня такая слабовольная дочь! Не надо бояться несправедливости, с ней нужно бороться. 

- Разными способами? - уточнила я, вытирая слёзы. 

- Да. Именно так. Жалею только об одном - что не сказал твоей учительнице пару ласковых… она заслужила! 

Мы засмеялись почти одновременно. Я начинала понимать папину правоту. А Елена Львовна… что ж, Бог ей судья, как сказала, узнав обо всём, моя бабушка.

Сентябрьский поход в десятом классе запомнился больше всего. Да, мы взрослые, и взаимные симпатии очень заметны. Шуточек и подколок больше всего доставались мне и Мишке, хотя, честно говоря, Мишка вёл себя сдержанно. Мы даже ни разу не ходили вдвоём в кино, всегда только большой компанией. Он то ли стеснялся, то ли что-то ещё, но мне так хотелось побыть с ним наедине. В мечтах я рисовала самые разные картинки наших отношений, но они оставались только мечтами!

… - Интересно, клюёт хорошо? - по обыкновению ребята брали в поход удочки и какая-то уха у нас всегда готовилась на костре, вкуснятина невообразимая, даже если в большом ведре варилось несколько мелких рыбёшек. Чуть позже мальчишки надумали искупаться. 

- Ребята, вода холодная, не надо! - заволновалась Татьяна Сергеевна, но Венька ответил, что это недолго, быстро разделся и побежал к воде. Другие последовали его примеру, и вот уже почти все наши мальчишки размашисто плывут обратно от середины. Выходили на берег, как победители. Сильные, смелые, довольные; я незаметно рассматривала всех, но взгляд мой постоянно останавливался на Мишке. Никогда не видела его почти голым, какие сильные у него руки и ноги; спортсмен, ясное  дело. Одеваться наши герои не торопились, и я догадывалась, почему.

- А ты, Маркин, боишься? - противно захихикала Заволокина. Игорь разделся тоже, но прогулялся вдоль берега в воде по колено.

- А ты? - не задумался одноклассник с ответом. 

Ленка ехидно усмехнулась и начала медленно раздеваться. Оставшись в красивом раздельном купальнике, который ей очень шёл, она шагнула к воде и ловко поплыла к середине реки, совсем как мальчишки недавно. Со всех сторон полетели возгласы одобрения и поддержки, мальчишки как по команде повернулись и уставились на Заволокину. Они даже перестали одеваться. 

- Специально, - тихо сказала Лариса. Венера, бросив взгляд в сторону Веньки, который тоже восхищался Ленкой, повернулась и пошла в сторону леса. Мы потянулись за ней. Раки-отшельники, вспомнилось мне. Так вот какие они, наши мальчишки, на самом деле. Они уже мужчины, хотя мы и повзрослели раньше их. Стало невыносимо грустно, и, по-видимому, не мне одной. Позже ребята нашли нас на небольшой поляне, где им дружно было продемонстрировано наше весёлое настроение. Венька всех торопил, сейчас ужин и танцы, а потом посидим возле костра, здорово, правда? Венера, боясь упасть, держалась за руку Веньки, а я никак не могла забыть выходку Заволокиной и восторг наших одноклассников и несколько раз ответила Мишке, что не надо хватать меня за руки, нормально дойду сама, не поскользнусь и не упаду.

- Сфотографировать нашу красавицу успел? - съехидничала я, прекрасно зная, что нет. 

- Полька, я тебя сфотографирую лучше, скоро солнце будет садиться, знаешь, как красиво на таком фоне получится…

Выпускной вечер ждали с волнением и радостью: школьные экзамены сданы, теперь небольшой отдых и подготовка к новым экзаменам и дальнейшей учёбе. 

- Девчат, это как точка, выпускной. Дальше новая жизнь. С заглавной буквы, - быстро говорила Лариса, - а знаете, Ярослав мне письмо из армии прислал, привет, пишет, невеста! Отдельное письмо, раньше записочку вкладывал в конверт брату, а теперь отдельно стал писать. К чему бы это? 

- К чему-то хорошему! - порадовалась я за Ларису, решив, что это не просто так. 

Весь вечер мы много танцевали, я исключительно с Мишкой, Венера с Венькой, к концу десятого класса у нас появились и другие «парочки». Ближе к утру большие автобусы немного покатали нас по городу, а затем отвезли на набережную, где постепенно все разбрелись в разные стороны. 

- Наконец-то встретим солнце вдвоём! - заявил Мишка. Мы медленно шли вдоль реки, от которой вдруг повеяло прохладой, и Мишка накинул мне на плечи свой пиджак. Традиция, улыбнулась я, и вообще, мечты начинают сбываться. Может, мне наконец-то признаются в своих чувствах? Очень бы хотелось. 

- Поступаешь всё-таки в педагогический? - уточнил Мишка и чему-то улыбнулся. Я еле сдержала горестный вздох. Влюбившись в детективы Ларисы, третий год бредила юридическим институтом, но в нашем городе такого не было, а отпускать меня родители никуда не хотели и дружно вместе с другими родственниками уговаривали отнести документы в местный педагогический. Пришлось согласиться, чего совсем не хотелось.

- Это хорошо, - одобрил Мишка, - дома будешь, лучше, чем где-то болтаться. 

- Сам-то в Новосибирск уезжаешь, - хмуро отозвалась я. Мы уже гуляли в Детском парке, нашли там свободные качели и сейчас я тихонько раскачивалась, мысленно благодаря Мишку за эту идею, на своих высоченных каблуках я очень устала, и он догадался об этом раньше меня. 

- Там дядя с семьёй, у них остановлюсь сначала, и, если поступлю в военное училище…

- Поступишь! - быстро отозвалась я, - обязательно поступишь. 

- Знаешь, Ира, хочу тебе сказать… или спросить… 

Мишка запнулся, я смутилась и уточнила, почему Ира, а не «Полька»? 

- «Полька» осталась в прошлом, в детстве, а мы уже взрослые. Ирочка, ты выйдешь за меня замуж? 

Наверное, я растерялась так, как никогда в жизни. Мне немедленно вспомнился наш поход и мальчишки на реке в одних плавках, и Мишкины ноги - сильные, ровные и… Боже мой, какие-то слишком волосатые! Узенькое кресло-кровать в его комнате и новенький симпатичный диванчик в моей комнате, на котором я спала, не раздвигая его - места для одной вполне хватало. Были и другие мысли, и все они смутили меня так, что не заметить было невозможно. 

- Ира, Ирочка, - торопливо заговорил Мишка, - я балбес ужасный, извини, пожалуйста. Говорю невпопад. Я люблю тебя и хочу, чтобы ты стала моей женой. Не сейчас, не волнуйся, - он взял меня за руку и улыбнулся так, что стало понятно: мои глупые мысли разгаданы полностью, - пусть это произойдёт через три года. Летом или зимой, когда захочешь… я почти закончу учёбу…

Я не сводила с Мишки глаз, а он всё улыбался. Качели давно остановились, и, наклонившись, он поцеловал меня. Нежно, осторожно, но по-настоящему. Лариса права: это точка. А дальше новая жизнь с заглавной буквы и нас ждёт всё только самое хорошее. Самое лучшее. 

- Скажи, ты согласна? 

- Да! Да! Да! Я тоже люблю тебя. 

Невзирая на высокие каблуки, я прыгнула с качелей и ринулась навстречу своему счастью. 

**********************************

Вместо эпилога. 

С тех пор прошло много лет. Может быть, вам будет интересно узнать, как сложилась жизнь моих одноклассников? Таня подтвердила правоту грустной народной мудрости: не родись красивой. Выйдя рано замуж, она быстро осталась одна с двумя детьми на руках, муж помогал ей очень мало и как мог уклонялся от алиментов. Верочка создала прочную семью, у неё трое детей и всё хорошо. Венька Грабов и Венера поссорились после выпускного и встретились вновь лишь спустя несколько лет и больше не расставались. Маркин Игорь пошёл по стопам отца, успешно закончил медицинский и работает кардиологом. Ярослав Тихонов вернулся из армии и сделал Ларисе предложение, которая приняла его с радостью. У них получилась весёлая студенческая семья, а маленькая уютная девятиметровка в общежитии стала приютом для друзей и близких. Что касается наших отношений с Мишкой… нет, мы не стали мужем и женой, так сложилось. Но свет первой любви согревает меня всю жизнь. 



         2021 - 2022 гг

          ОТ АВТОРА 

Дорогие мои авторы-читатели! Прошу прощения у тех, кто ожидал очередную мелодраму в моём исполнении. Много раз бывало так, что, работая над произведением, по ходу написания у меня менялся сюжет или хотя бы сюжетные линии. Это моя первая работа, в которой основной сюжет я не меняла; начиная писать, точно знала окончание и даже заключительную фразу. К чему я хотела в первую очередь привлечь внимание? Наверное, к тому, что к детям надо относиться  с уважением и пониманием, родителям, особенно матерям, не должно отмахиваться от их проблем. Нельзя, напичкав малыша телефонами и прочими игрушками, хорошей одеждой, считать, что для ребёнка сделано всё или почти всё. 

У школьников проблем много, и все они важные, а для ребёнка любая из них, возможно, трагедия. В любой сложной ситуации нужно вместе с детьми искать выход, не оставлять ребёнка с бедой один на один. Много чего можно и нужно делать, как делали наши родители и, наверное, многие из нас. Дорогие друзья, давайте в наших произведениях уделять этим вопросам внимание, если возможно! Помните, была песня: «Неразлучные друзья, неразлучные друзья есть на белом свете, неразлучные друзья, неразлучные друзья - взрослые и дети.»

И ещё. Наша жизнь - не фильм только с прекрасными событиями. Густо всего в ней намешано, и приходится это всё преодолевать, начиная с самого детства. Об этом тоже хотела рассказать. 
 
С уважением и любовью к вам, Мирослава.