Воспитание на обычаях и традициях народа

Анатолий Головкин

Воспитание  на  обычаях и традициях народа

В последнее время в  обществе ведутся дискуссии о причинах совершения преступлений на межнациональной почве, о проявлениях фактов экстремизма и межнациональной розни. Эти причины кроются в неблагополучном социально-экономическом положении основной части населения страны, в низком уровне общей культуры и недостаточном интернациональном воспитании детей и подростков.
 
У каждого народа есть национальные особенности – язык, культура, традиции, обычаи, а так же формы их выражения через средства массовой информации. Представители общественных и неправительственных организаций занимаются развитием этих направлений, исходя из целей и задач своих уставов.  В XXI веке особенно актуальным стал вопрос: Как поострить правильный диалог при многообразии культур и цивилизаций? Это при условии вмешательства в наши культуры алкоголизма, наркомании, разврата, жестокости и насилия, которые заменили национальное мнение нашей молодежи на другое и способствуют активной ассимиляции.
 
Трудно найти в мире страну, где проживало бы население одной национальности, одной культуры. Во многих государствах, и в первую очередь федеративных, как в России, живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Поэтому воспитание в духе патриотизма, уважения и дружбы народов отражает смысл и цели воспитательных действий по достижению согласия между людьми.
 
Национальное чувство ведет народ к духовному расцвету. Здоровое чувство принадлежности к собственной нации так же естественно, как любовь ребенка к родителям, родному дому, как его склонность к родному языку.
 
Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями — связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. Незнание основ национальной культуры, традиций, обычаев — затрудняет воспитательную работу в многонациональном коллективе, приводит к возникновению различного рода затруднениям, а порой и к конфликтам.

Чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности. Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции и обычаи, разные по уровню и глубине своего идейного содержания в зависимости от исторических судеб народа. К ним люди привыкли, веками почитают их.
 
Традиции - это все то, что передается из поколения в поколение. Такая передача происходит всегда и везде, имеет место во всех сферах жизни общества, например, производственные, трудовые, культурные, нравственные, бытовые, семейные и другие традиции.

Обычаи  - это относительно устойчивые, стереотипные, нравственные установления о нормах и правилах поведения людей, обусловленные их жизненными потребностями, и которые передаются из поколения в поколение.

Воспитание у подрастающего поколения, правильного отношения к культурному наследию прошлого — одно из важнейших звеньев воспитательной работы, которое содействует развитию у людей чувства любви, уважительного отношения ко всему тому, что доставляет людям радость, веселье, эстетическое наслаждение. Это трудовые традиции, мудрые народные предания, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту.

Самая главная и самая привлекательная особенность национальной культуры - это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость.  Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации.

Отечественная культура тем богаче, чем ярче и красочнее каждая входящая в нее национальная культура. Отсюда нравственный облик содружества государств определяется уровнем его отношения к культуре любой нации. Без доброго и уважительного отношения к «чужой» культуре создать цивилизованное общество практически невозможно.
 
В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Такой памятью выступают, прежде всего, духовные ценности, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство. Важнейшее в воспитании детей – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом. Например, пробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом.

В воспитании большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для воспитания детей. Укрепление преемственности поколений происходит на вековых гуманистических традициях народа. Традиции - это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее они. Это основополагающий принцип народного воспитания.

Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима. Они нуждаются, как и наша земля, в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы убивали в себе человека, нравственную опору, творческие способности. Поэтому народные традиции, обычаи, социально-этической нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

В поселках, деревнях нашей страны еще  есть необыкновенные островки жизни, где сохранились крестьянские обычаи, старинные праздники, обряды. Гений народа создал свою культуру, собственную, неповторимую. Памятью об этой культуре еще будет воспитываться не одно поколение современных людей, всегда черпая из неё вдохновение, радость творчества. Само общество должно осознать, что многовековая уникальная культура народов России, приобщение к ней подрастающего поколения может стать мощным стимулом общественного прогресса, надежным источником социально-экономического развития.

Внимание к народной культуре в системе школьного образования приведет нашу педагогику к более значительным успехам в деле эстетического и художественного воспитания детей, приобщению их к традиционному народному искусству; поможет привить каждому ребенку любовь к творчеству, к прошлому своего народа.
 
Приобщение детей к народным традициям во всем своем многообразии требует выхода за пределы класса, за пределы типового иерархического отношения между учителями и учениками.
 
В национальной культуре любой народ ярко проявляет свою индивидуальность, основанную на высокой духовности. Замена национальных культур многочисленными, порою противоречивыми законами не дает результатов. Ведь люди разных культур мыслят несколько иначе и поступают несколько иначе.
Понятия «закона» в России и в Европе также изначально разные. В Европе слово «закон» означает порядок, который граждане устанавливают сами для себя на основе традиций и обычаев, практически речь идет об обычном праве. Поэтому там не допускают даже мысли, как обойти или не выполнить закон.

  Представление о беззаконной сфере жизни там не находит никакого отклика, так как законы люди устанавливают для самих себя.

У нас в России понятие «закон» - это предел, граница, за которую нельзя переступать. Но, как и все запретное, заграница закона так привлекательна и заманчива, что провоцирует большинство населения на неподчинение закону или на его обход любыми путями.

 Молодежь оказалась наедине с тремя  воспитателями – улицей Интернетом и телевизором.  Если посмотреть телевизионную программу, создается мнение, что мы все живем не в цивилизованном государстве, а в тюрьме, лагере или зоне.

 Приведу  названия некоторых передач за обычный день,  11 марта 2013 года: «Модный приговор», «Я подаю на развод», «Тайны следствия», «Дело Х. Следствие продолжается», «Дежурная часть», «Засуди меня», «До суда», «Суд присяжных», «Чрезвычайное происшествие», «Прокурорская проверка», «Место происшествия» и другие передачи следственно-судебного направления.

К этому надо прибавить ситуацию, что граждане в частных домах живут за заборами, с многочисленными замками и видеонаблюдением, лишь на углах не хватает сторожевых вышек. А жители первого и второго этажей в многоквартирных домах всю жизнь проводят за решетками.

 Основой воспитания всегда были национальный язык, культура, обычаи, традиции чему учат,  прежде всего, семья и школа. Поэтому возврат к своим истокам – один из путей решения проблемы преступности на межнациональной почве.

Сейчас в обычный уклад жизни народов на одной территории резко вмешались деньги. Когда представители всех национальностей имели примерно одинаковый уровень жизни, резких проявлений межнациональной розни не было. Когда предприимчивые представители южных окраин, пользуясь ситуацией в стране, резко разбогатели, они возомнили себя «князьями», «авторитетами», начали нагло, вызывающе вести себя, нарушать законы, унижать местных жителей словом и действием.
 
Постепенно стал создаваться симбиоз богатства с их бескультурьем, безнаказанными нарушениями закона, что стало приводить к межнациональным эксцессам. Порою коррумпированные местные органы власти нередко советовали местным жителям не связываться с этими богатыми людьми, а сами не принимали к ним мер за нарушения закона. Вот этот симбиоз денег и разнузданности, бескультурья, неуважения местных обычаев и традиций, неуважения к женщинам, к старшим, становится одной из причин межнационального взрыва.

Терпимость народов или этносов не может быть безграничной, это показал исторический опыт многих стран. Очень важно, чтобы представители этносов, особенно их руководители и политики были терпимы к другой культуре, другим национальностям, другому взгляду, другой позиции. Всегда надо исходить из того, что свой взгляд никогда нельзя признавать окончательным, со временем он может быть изменен.

Отношение к людям другой национальности, к другой религии каждого человека зависит от уровня его общей культуры. Эта культура формируется с молоком матери и зависит от условий, в которых формируется личность. Если человек знает и любит родной язык, свою культуру, строит свою жизнь на вековых канонах уважения родителей, старших, любви к детям и на базе труда, он никогда не проявит агрессивность к представителям другой национальности.
Не допустить межнациональной розни может труд, когда люди востребованы, зарабатывают деньги, создают семьи, рожают детей, тогда от них уйдут проблемы межнациональных отношений.

Другой важный момент профилактики межнациональной розни – это реакция здорового общества, где высока цена морали нравственных устоев, где другой человек важен собеседнику, его надо выслушать и понять, независимо от его языка и национальности. Это основа морали, основа диалога и терпимости, как признака образования и культуры, а не признака идеологии.
 
Культура–это среда обитания, как всего общества, так и конкретного человека. От уровня культуры каждого человека зависит уровень  культуры всего общества. А от этого зависит его дальнейшее развитие, состояние экономики, социальное положение  людей и имиджа страны. В последние годы уровень культуры в России понижается. Во-первых, в России произошла подмена элиты, вместо культурных, работоспособных, интеллигентных людей «элитой» стали люди, нередко захватившие богатства не совсем законными способами. Имея деньги, через средства массовой информации они нередко пропагандируют преступность, насилие, зло, а не вечные ценности, наработанные людьми веками.

Во-вторых, государство в конце ХХ- начале ХХ; веков не смогло защитить и поставить на необходимый уровень представителей самой массовой интеллигенции – учителей, врачей и культурных работников. Они сейчас находятся в униженном состоянии, какого нет  даже в странах Азии и Африки. У этих людей, исходя из их социального положения, не хватает энергетики, чтобы внушать подрастающему поколению истинные ценности, основы образования и культуры.

В-третьих, ряд ценностей утратили свое назначение.  Интеллигенция, государственные служащие всегда верно отстаивали интересы государства, родины, Отечества, их традиций, обычаев, культуры и образования. Сейчас нет желания и интереса отстаивать «социальные заказы» собственников, проходимцев и карьеристов. Государству пора начинать уважать себя, свои символы и атрибуты. Испытание культурой – это испытание общества на перспективу, на будущее.

В результате активности журналистов, работающих на западные средства массовой информации, активности некоторых наших СМИ в Западной Европе сложился образ России за последние 15 лет: страна преступности, коррупции, нищеты одновременно с небольшой прослойкой баснословно богатых олигархов. У среднестатистического жителя Западной Европы или Америки, ни одного разу не побывавшего в России, трудно сейчас сформировать другой образ нашей страны. Любые другие статьи  о нас этот житель воспринимает как несерьезные, наивные, приукрашивающие действительность.

Имидж опасной страны мы порою формируем сами. Чтобы пройти в самую захудалую фирму, надо обойти ряд постов и кордонов. Этим мы даем понять другим, что боимся всех и вся, заявляя, что страна у нас такая. Мы не верим в себя, не верим в свою страну.
 
Прежде всего, нам надо уяснить, что у России своя культура, свой язык, свое собственное самосознание. Механическое заимствование западных ценностей ведет в тупик.

Российское общество медленно, неумело, с надрывом и обнищанием народа переходит от советского строя к капитализму. За годы советской власти было немало сделано для подъема уровня  образования и культуры народов разных национальностей. Но одновременно  были разрушены крестьянский уклад жизни и духовность. Оторвав крестьян от земли путем коллективизации, отрубив корни, связывающие их с землей, государство отправило крестьян странствовать по городам, народным стройкам и созданным трудовым лагерям. Оторвавшимся от земли трудно вновь вернуться к своему роду, своей родине, своим традициям. Одновременно разрушались церкви, а священники были репрессированы. Вместо них народу пытались внушить веру в новых языческих идолов: Ленина, Сталина, КПСС, политбюро и других.

Людские  материальные ресурсы центра России направлялись на развитие окраинных республик – Киргизии, Казахстана, Грузии, Армении и других, а также на развитие Севера, Дальнего Востока, Сибири. Приехавшие переселенцы нарушили не только собственный уклад жизни, но одновременно нарушили уклад жизни местных аборигенов.

Те, кто отрицает национальность, не правы. Нет человека, не имеющего национальности. Любой человек относит себя к определенной  нации, языку и культуре. И независимо от того, большая или малая эта национальность, нельзя допускать, чтобы ее представители испытывали чувство ущербности, ущемленности, второсортности.

Самая опасная форма это движение народа к интернациональной безликой массовой культуре.  Здесь происходит выхолащивание самобытной национальной культуры. Народ или этнос, забывший  свою культуру, не имеющий своих традиций, уже не имеет будущего.

А забвение интересов, социальных проблем, языка и культурных традиций одного, даже самого малочисленного народа России подрывают нашу государственность. 

Источник: А.Н. Головкин, «Жизнь – вот ремесло», изд. АО "Евпаторийская городская типография", Евпатория, 2016 год.