Будущее цифровых поколений

Анатолий Головкин


Будущее «цифровых поколений»

Первым поколением из таковых  я считаю всех людей, кто родился в России после 1990 года. Мое восприятие будущего этого  поколения основывается не только на личных наблюдениях, но и исходя из практики воспитательной работы, проводимой нами в 1990-х годах  в средней школе № 1 города Конаково Тверской области.

С появлением в 1990-х годах национального российского сегмента интернета — Рунета, выросло первое полноценное цифровое поколение. Жизнь этих молодых людей неразрывно связана с компьютером, сотовым телефоном и интернетом.

Мы уже принимаем как факт, что по информационной компетентности школьники нередко превосходят взрослых, в том числе и своих учителей. Как известно, хорошее обучение должно забегать вперед развития. Уже сейчас поколение Рунета, получив высшее образование, приходит  работать в школы, институты, министерства и сокращает информационно-технологический  разрыв между учителями и учениками.

Современный школьник уже сегодня ходит  в школу налегке - планшет или  флэшка с гигабайтами необходимой информации, пара тетрадок и ручка. А все остальное его  ждет в школе.
 
Для «цифровых поколений» кардинально меняется механизм формулирования целей образования.  Новые стандарты исходят не из того, чему учила школа, а из того, что может быть востребовано в будущей профессиональной, личной, социальной жизни выпускника.
 
Способности человека могут развиваться лишь в ситуациях, близких к тем, где их реально надо применять. Новая способность дает учащемуся новые способы действия, увеличивая тем самым его потенциал, делая его свободным в новых ситуациях. Диапазон освоенных способностей становится мерилом свободы человека.

Сегодня объем знаний быстро растет, и их все уже давно невозможно включить в школьные курсы. Важнейшей целью современной системы образования стало формирование у каждого учащегося ключевой компетенции — способности учиться.
Ныне всеми признается, что формирование информационной компетентности является одним из обязательных условий достижения образовательных целей XXI века. А это, в свою очередь, неосуществимо без появления новой модели организации школы — школы с индивидуализированной системой учебной работы.  Складываются условия для появления учебных предметов нового поколения, которые ориентированы на достижение учащимися современных образовательных результатов, где органично представлены как знания, так и умения.

Каждый человек пытается окружить себя полезной и качественной информацией. Полностью отдаваясь во власть новых информационных привычек, он  теряет возможность не только эффективно работать, но и способность к фантазии и  мышлению. Легкомысленное пристрастие к социальным сетям  вредит памяти, мышлению, вниманию и воображению.

В социальных сетях человек чаще всего хочет заявить о себе, если в обычной жизни люди говорят о себе в течение трети всей беседы, то в социальных сетях  они тратят на это  80 % своего времени пребывания.
 
  Общаясь с людьми  виртуально, человек при этом не перестаёт  испытывать вполне реальные эмоции.  Ему важно, что о нем пишут и говорят в интернете. В новом  стремительном  мире люди получили технологии, которые не успевают, как следует, осмыслить.
 
К сожалению, в интернете мы имеем дело не с реальным человеком, а с его образом. Образ человека, с которым вы общаетесь в интернете, всегда создается самим этим человеком, и презентуется им таким образом, чтобы добиться от вас той реакции, которая нужна ему, а совсем не вам.
 
Причем чем человек менее адекватен и порядочен, тем более он склонен рисовать образ, далекий от действительности. Проверка его реальности обычно невозможна, а не воспринимать этот образ в принципе невозможно, потому, что нечем его опровергнуть. И в этом есть тот самый психологический нюанс, который позволяет причинить с помощью интернета огромный вред наивным и доверчивым людям.

При этом очень многие, находя себе в сети новых друзей, начинают верить в те образы, которые им предлагаются, и верят они потому, что хотят в них верить. Это, конечно, следствие самомнения и гордости человека, который хочет найти в глазах других людей подтверждение своей завышенной самооценке, и поэтому легко поддается влиянию самой примитивной лести.
 
  Потому что общение в интернете проще. Оно не требует никаких расходов, в отличие, например, от разговора по мобильному телефону или вечера в кафе с друзьями. Не нужно тратить ни денег, ни времени для того чтобы доехать до места встречи. При этом вы теперь можете обмениваться записями, фотографиями, отправлять музыкальные или видео файлы или ссылки. Виртуальное общение более примитивно, но и более доступно, как и все примитивное.

Более того, вовлечение массы людей в сети создают иллюзию абсолютной близости со всеми, кто вам дорог или интересен, иллюзию коллективного общения. При личном общении задействованы зрение, мимика, тактильные ощущения, слух, все другие чувства. Общение в интернете охватывает более узкий спектр чувств. Да и внимания виртуальному собеседнику мы уделяем гораздо меньше, так как можем в то же самое время заниматься еще десятком других дел. Неужели придет время, когда  люди вообще  разучатся выражать эмоции?
 
В то же время ценность виртуального общения в том, что оно позволяет быть на связи людям, живущим в различных регионах. Кроме того виртуальное общение облегчает выполнение работы и облегчает жизнь в отпуске, вдали от офиса или дома, в этом есть определенное удобство, но, конечно, это примитив. Оно дает возможность общения больным людям, прикованным к постели, дает им надежду на повышение собственной самооценки.

Виртуальная реальность, как понятие, уже  вошла в общеупотребительный язык. Для большинства молодых людей понятие виртуальной реальности связывается с «киношными» образами фантастических фильмов и литературных произведений.
 
Хотя глобальных исследований этого феномена в России пока нет, или мы просто о них не знаем, каковы первичные выводы?
 
Виртуальная  реальность приводит к разрозненному мышлению: в интернете очень много умных (и не очень) мыслей, которые, казалось бы, объедены ссылками и единым информационным пространством, но в то же время системно эти мысли разрозненны и не ложатся в единую структуру. И если не совершать работу по их систематизации, упорядочению и структуризации, то они так и останутся разрозненными мыслями, не применимыми на практике.

Развивается параллелизм и многозадачность мышления, сегментация потоков информации. Происходит деградация эмоций и эмоциональной калибровки, хуже распознаются и генерируются эмоции. Интернет позволяет расширить социальные связи, часто за счет их ослабления. Деградирует язык, упрощаются языковые конструкции.
 
Если рассматривать характеристику души представителей  «цифрового поколения» начала ХХ; века, здесь пока больше минусов, чем плюсов. Внимание чаще всего не сосредоточенное, а рассеянное.
 
Из-за отсутствия приобретенных навыков и физической ослабленности многие молодые люди не способны длительное время внимательно заниматься одним и тем же делом. Они часто переключают свое внимание с одного объекта на другой.

Восприятие представителей первого «цифрового поколения» не может быть чувственным, так как они больше общаются не реально, а виртуально. Они не могут насладиться глубиной и блеском глаз собеседника, почувствовать бархатистость кожи, услышать певучесть голоса, искаженного расстояниями и техникой.

Потеря реального общения или даже уменьшение его отрицательно сказывается на восприятии человеком окружающего мира. Без чувств, без восприятия всех красок природы человек постепенно превращается в механического робота, в зомби. Таким  образом,  Интернет  подталкивает  пользователя  к  поверхностному  мышлению.  С  одной  стороны,  Интернет  способствует  развитию  способности  быстро  принимать  решения  и  улучшает  кратковременную  память,  а  с  другой  —  отучает  пользователя  глубоко  вникать  в  проблему.
 
Это  не  только  новая  технология,  которая  не  имеет  пространственных  границ  и  временных  рамок,  это   новое  информационное  пространство.  Изменение  и  становление  личности  индивида  в последние годы происходит  под  влиянием  Интернета.  Становление    человека «цифрового поколения»  влечет  за  собой  изменение  в  его  психологии  и  адаптации  к  условиям  жизни,  интеллектуальности  и  культуры,  формирует  новый  стиль  демонстрации  собственной  личности  и  идентификации.
 
Интернет  перемещает  человека  в  новое  пространственное  поле,  сопряженное  как  с  трудностями,  опасностями,  так  и  с  возможностью  безопасности  и  спокойствия.  В  некотором  роде  Интернет  основывает  новую  парадигму  мыслительных  операций  —  сетевое  мышление.

Сейчас в лексикон введены  и  словосочетания  «клиповое  мышление»,  «клиповое  сознание»,  которые  за  период  своего  существования  постепенно  приобрели   отрицательный смысл.  Считается,  что  клиповое  мышление  катастрофично,  ведь  подростки  и  молодежь  читают  урывками,  слушают  музыку  в  автомобилях,  посредством  мобильных  средств,  т.  е.  принимают  сообщения  в  виде  кратких  «импульсов»,  фокусируясь  не  на  идеях,  а  на  отдельных  образах  и  сиюминутных  вспышках.

Отрицательные  стороны  «клипового  мышления»  находят  свое  выражение  в  том,  что  наш  сегодняшний  мир  образует  для представителей «цифрового поколения» мозаичную  форму  мало  связанных  между  собой  либо  совершенно  не  имеющих  связи  фактов,  коротких  текстов.  За  последнее время  усовершенствовался  и  возрос  темп  обмена  информацией,  произошла  глобальная  информатизация  всего  населения.  Это  дает  пользователю  уверенность  в  том,  что  любое  сложное  задание  можно  решить  с  наименьшими  затратами  сил  и  временем.  Но  клиповое  мышление  подразумевает  упрощение и отсутствие необходимого труда,  то  есть  оно  отбирает у человека   всю  глубину  изучения,  освоения  материала.  Данное  мышление  нацеливает  человека  на  легкий  способ  добычи  информации.
 
Таким  образом,  информационные  технические  достижения  человека  зарождают  новую  мыслительную  деятельность.  Сетевое  мышление  представляет  собой  свободу  воли,  выбора  во  всемирной  глобальной  сети.  Клиповое  мышление  предоставляет  человеку  возможность  беспрепятственного  доступа  к  неслыханному  количеству  информации.  И,  одновременно,  обратной  стороной  возросших  возможностей  является  то,  что  с  каждым  годом  всемирная  паутина  все  сильнее  влияет  на  человека.
 
Она  превращает  его  в  рассеянного  и  легкомысленного,  нервного  потребителя,  воздействуя  на  его психику, изменяя  концептуальные  рамки,  основания  мышления,  отстраняя  от  окружающей  действительности.

Человек  может  предотвратить  негативное  влияние Интернета  путем  смещения  приоритетов  в  пользу  непосредственного  эмоционального  и  интеллектуального  общения  с  семьей,  родными,  близкими  людьми  в  реальной  жизни,  таким  образом,  ограничивая  рамки  своего  виртуального  мира.
 
Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.
Прежде всего, оно влияет на успешность учебы.  Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы Х;Х века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные тесты и готовые сочинения. Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Общий интеллект и нравственность наших современников падают на глазах, что приводит к огромному числу трагедий, вызванных отсутствием разумного подхода к использованию возможностей современных информационных технологий.

Из позитивных моментов можно отметить  увеличение  числа одаренных детей, среди которых много детей с особо развитым мышлением, а также лидеров.

Различного рода цифровая техника резко изменяет как физическое состояние человека, так и характеристику его души. Прикасаясь пальцами к компьютеру, ноутбуку, различным электронным планшетам с малолетнего возраста, люди «цифрового  поколения» резко снижают физические нагрузки. Им тяжело бегать, ездить на велосипеде и лыжах, работать физически. Молодые люди не хотят служить в армии, не хотят брать ответственность за семью и детей. Девушки не желают готовить, стирать, шить и вязать, а молодые женщины – рожать детей.

Представители «цифрового поколения» практически стали тенью Интернета, проживая не реальную, а виртуальную жизнь. Молодые люди думают, что живут, развиваются, общаются, спорят, забывая, что с тенью можно только играть.
Изменения, которые произошли и происходят с представителями «цифрового поколения»:
- снижение активности детей и подростков, снижение  у старших дошкольников уровня воображения;
 - неспособность концентрироваться на каком-либо занятии,  отсутствие  интересов, рассеянность;
- обеднение и ограничение общения детей со сверстниками,  постоянное чувство  незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении;
- на первый план у современных  подростков  выходят не занятия по интересам, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым;
- серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества не только по сравнению с серединой 90-х годов, но и началом нового столетия.

Большинство молодых людей ставят перед собой цель – иметь много денег и попасть в элиту общества. При этом за элиту они считают тех, кто имеет достаточно много денег, хорошую квартиру, машину, яхту, породистую собаку. За элиту они считают также представителей шоу-бизнеса и других шоу, которые часто мелькают по телевизору. Они не понимают, что так люди называют сами себя, а не общество. Денежные олигархи и представители шоу-бизнеса сами себя называют элитой, аристократами, звездами и другими красивыми словами. Имея возможности, они показывают и рассказывают о людях своего круга, называя их этими словами.

Но беда в том, что население не желает принимать их за элиту. Понимая, что таковыми их общество не считает, что их время уходит, они нередко начинают наглеть и хамить. В начале ХХ; века вошли в конфликт общественные стандарты и стандарты, которые устанавливают сверху власть и средства массовой информации.
 
Никак не могут быть элитой представители власти, имеющие двойное гражданство и имущество за границей, ведущие аморальный образ жизни. Но из-за установленных властью стандартов элитой длительное время считали безнравственных людей. Смена элит в 90-е годы ХХ века прошла искусственно, помимо мнения населения, очень редкие единицы из них останутся в памяти последующих поколений и то, как страшный сон. Уже начинают передавать по наследству статус элитности те, кто заимел деньги и встал у власти незаконными путями.

Молодые люди должны помнить, что элита – люди, требовательные к себе, совершающие поступки и шаги во благо других людей. Это люди, которые хотят совершенствоваться и стать мастерами своего дела. Это люди, которые достигают положения в обществе не для того, чтобы иметь что-то для себя, а чтобы работать для людей, используя свое положение в обществе. Элита не передается по наследству, она не связана с богатством и может формироваться только в конкурсной среде. Элита – это люди, которые не называют себя так, так их называют другие. Это люди активные, думающие, инициативные, стремящиеся к совершенству, люди, чаще всего, нелояльные к власти.

В марте 2013 года при опросе населения элитой России считали: ученых и представителей культуры – 76%, олигархов и богатых людей – 16%, политиков и чиновников – 8% всех опрошенных.

Как показывают наблюдения в начале ХХ; века, молодые люди не стремятся совершенствоваться,  не хотят слушать классическую музыку, песни, в которых красивая мелодия и хорошие тексты. В то же время через наушники они постоянно слушают ритмичные удары без текста и без мелодии, считая их музыкой. Музыку можно чувствовать, когда она дается дозировано. Но для многих из этого поколения музыка стала наркотиком, стала постоянным фоном, ее слушают всегда и везде. Поэтому никакого эмоционального и социального воздействия на молодого человека она не имеет. Одновременно, из-за постоянной громкой музыки, многие молодые люди перестали спокойно говорить, они громко, криками разговаривают со сверстниками, иногда подобное отношение переносят на взрослых.

Пассивное прослушивание тяжелой для слуха музыки играет отрицательную роль в развитии молодого поколения. Однако у многих из них нет большого желания учиться играть на музыкальных инструментах. Если родители проявляют настойчивость и приводят ребенка в музыкальную школу, его хватает на 1 – 2 года, он ее бросает.
 
Трудностей для себя такой ребенок или подросток не желает. Ведь кругом говорят ему о счастливом случае, об удачном замужестве, крупном выигрыше, легком обогащении и совсем не говорят о труде, как единственном источнике благополучия. Поэтому многие представители молодого поколения не утруждают себя обязательствами.

 Смогут ли они в дальнейшем преодолевать постоянные житейские проблемы не виртуально, а в реальной жизни? Да, слабое поколение и физически и нравственно, особенно юноши – будущие мужчины! Самое страшное у этого поколения то, что постепенно теряется ответственность человека за себя, свою семью, порученное дело. Можно понять маленького ребенка, когда он говорит: «это не я», и другое дело, когда взрослый юноша или девушка говорят: «Я за это не отвечаю!» Сначала они не отвечают за себя и свои поступки, полагаясь на родителей. Потом они не отвечают за семью и детей, а дальше – ни за что не отвечают.

Представители этого поколения отходят от природы, которая может научить человека наблюдать, слушать, видеть, чувствовать все живое, частицей которого мы являемся. Но их тянет в отдельную комнату, в уединение, в свой мир Интернета и общение по нему.

По той причине, что родители с детства предлагали своим детям общаться с телевизорами, компьютерами, мобильными телефонами, электронными играми, а не с книгами и людьми, они перестали читать книги. В результате вырастают поколения, способные удержать в голове отрывки увиденного и услышанного, но не способные анализировать ситуацию  и предвидеть результаты. Вырастая, такие дети способны работать лишь в отлаженной другими людьми системе. Сейчас проблема отцов и детей в том, что первые являются носителями классической культуры, а вторые – носителями поверхностной информации. Но те представители цифровых поколений, которые способны будут общаться с другими людьми и книгами, быстро ориентирующиеся в информации, смогут зародить новый тип личности с мышлением на более высоком уровне.

Представители «цифрового поколения» практически не ходят в театры и на концерты, поэтому трудно что-то говорить с ними о музыке, если они ее не слышали. Трудно с ними говорит о картинах, если они их не видели. Трудно говорить о чувствах, которые они не испытали.
 
Каким бы мы хотели видеть личность в будущем? Хотим, чтобы он ответственно относился к труду, к своим действиям и делам, к своим мыслям и словам, к окружающим людям. Хотим, чтобы он постоянно познавал свои сильные стороны и развивал их, познавал свои слабые стороны и устранял свои недостатки, делая себя лучше. Хотим, чтобы он имел высокую самооценку и по ней делал свои жизненные выборы – информацию, профессию, друзей.

Можно ли сформировать такую личность? Конечно можно, прежде всего, путем правильного выбора поведения при всех ситуациях, путем внушения и самовнушения. Правильный выбор в конкретной ситуации и есть дальнейшая судьба человека. Что же должен формировать в себе человек? Прежде всего, верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других. В тоже время, человек должен воспитать в себе определенную гибкость и уметь изменить свое мнение, если оно действительно ошибочное.

Мы хотим, чтобы человек формировал  в себе способность действовать в той или иной ситуации по своему усмотрению, не испытывая чувства вины и сожаления в случае неодобрения его действий со стороны окружающих, если он понимает, что его действия правильные. Такая личность будет  сохранять уверенность в своих способностях при временных неудачах и трудностях. В этом поможет относительная непринужденность человека при общении, его умение как отстаивать свою точку зрения, так и соглашаться с мнением других людей, понимая их правоту. Он всегда будет способен принять любой комплимент и похвалу без притворной скромности, он умеет подавлять свои порывы и понимать чужие чувства. Такой человек сможет находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки.

Кто сможет сформировать физически развитую и духовно богатую личность? Это, прежде всего, родители и учителя. Для этого родители просто-напросто должны бы усвоить основные правила поведения в семье. Прежде всего, главное лицо для мужа – жена, а для жены – муж, а не дети. Ребенку вредно быть всегда в центре внимания и семейных отношений. Супружеская любовь всегда должна быть выше родительской, и ребенок с малых лет должен это понимать. Тогда и дети начинают учиться любить родителей, а не считать, что все должно быть только для них.

Основными формами воспитания ребенка всегда были и остаются труд и поручения родителей, а слово – это дополнительная форма воспитания. Воспитание ребенка – это не запреты, угрозы и команды, а предоставление ему возможности проверить и испытать себя, развить свои способности. При этом отец формирует волю, характер и умение преодолевать трудности. Мать пестует душу ребенка, воспитывает в нем чуткость, заботливость и доброту.

Разумные родители доверяют ребенку, понимая, что лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить его подозрением. Любить ребенка – значит доверять ему и требовать от него. Умные родители не позволяют себе распускаться, ворчать и бранить друг друга при ребенке. Они забывают плохое сразу же после выяснения, а все хорошее помнят долго.

У представителей «цифрового поколения» достаточно информации по всем вопросам, можно выбирать варианты и обдумывать их. Но вся беда в том, что мышление направлено не на созидание, а на удовлетворение эгоистического мотива, прежде всего – на получение денег. Именно на получение денег любыми путями, а не зарабатывание их своим трудом. Это направление мышления представителей «цифрового поколения»  не приводила к умению договариваться и держать слово. Если когда-то под «честное слово» заключались миллионные сделки, то мышление многих представителей нового поколения было направлено на обман деловых партнеров и других людей.

Какое счастье, что во время нашего детства и юности еще не было развращающего и отупляющего влияния телевидения и тем более Интернета с его необузданной пропагандой порнографии и насилия, не удерживаемой никакими моральными и этическими рамками. В этом смысле нам, школьникам 50-60-х годов прошлого века, очень повезло: мы не были испачканы этой мерзостью и грязью. Да, нам врали газеты про ужасы мира капитализма и про наше счастливое детство. И все же я хочу сказать, абсолютно не пытаясь рисовать розовыми красками наши школьные годы, что в наше время было намного меньше пошлости, и потребительского отношения к жизни. И такого разгула разврата, вседозволенности и морального разложения, что мы видим сегодня, тогда уж точно не было. Как не было и наркомании.

 Если при социализме был возведен в абсолют социальный мотив, то теперь  в абсолют пытаются ввести эгоистический мотив. При этом не гнушаются никакими способами для обогащения, применяя обманы, мошенничество и другие виды преступной наживы. Агрессию эгоизма как-то пытаются сдерживать поколения людей, выросших при социализме, да небольшой процент тех, кого считают культурной прослойкой общества.
 
А для счастья человеку цифрового поколения нужна самая малость – оторваться от компьютера и телевизора, уехать в деревню, там уйти в поле, лечь навзничь на луговые травы, смотреть в небо и никуда не торопиться. Иначе эта  торопливость к добру не приведет: и дело не сделаешь, и здоровье свое загубишь, и близким людям покоя не дашь, ошалев от этой жизненной суеты. 

Источник: А.Н. Головкин «Жизнь – вот ремесло», изд. АО "Евпаторийская городская типография", Евпатория, 2016 год.