И еще о прогрессе

Сергей Столбун
И еще о прогрессе

Все разумно, что Вы говорите. Но одно дело об'ективные законы, другое дело - мое личное отношение к происходящему. Прогресс, достигнутый ценой увеличения количества горя и крови, и ценой гибели моей страны - это не мой прогресс. Как это у Стругацких:

"Допустим, прогресс вне морали. Но я-то не вне морали. И пусть Колченог лишь песчинка в их жерновах, я буду делать все, что в моих силах, чтобы на этой песчинке  жернова  остановились".

А такой прогресс, который идет сейчас, дает, конечно, в настоящий момент отличный результат, но в конечном итоге может привести к ситуации, описанной в рассказе Войскунского и Лукодьянова "Формула невозможного": 2-3 сотни высшей элиты окружили себя сверхвысокотехнологичными саморемонтирующимися роботами, всех остальных "некреативных" уничтожили, и живут в вечном кайфе и парке развлечений. Через поколения выродились и превратились в подобие животных. И всякий прогресс, в том числе и научно-технический, на этом остановился.

Я сначала удивлялся, почему у Ивана Ефремова в его Мире коммунистического будущего прогресс такой медленный: между "Туманностью Андромеды" и "Часом быка" прошло не менее 500 лет, а на Земле все те же спиральные железные дороги, та же система образования со школами 3-го цикла и "Подвигами Геркулеса". А потом понял, что это показатель разумности устройства Мира. Слишком быстрое внедрение иноваций, хоть и несет множество плюсов, но связано и с большим количеством нарастающих рисков, чреватых в лавинообразных условиях (закон Мура) вплоть до гибели человечества (см.: Турчин."Структура глобальной катастрофы"). Поэтому в коммунистическом Мире Ефремова есть такой государственный (или квазигосударственный, кому как больше нравится) институт: АКАДЕМИЯ ГОРЯ И РАДОСТИ. И ни одна крупная инновация  не будет внедрена без ее санкции.

Потому что если цивилизация угробит себя, то и всякий прогресс ее прекратится. А так действует принцип: "Тише едешь - дальше будешь".

Вы, по сути, напомнили мне цитату из "Авансов и долгов" Николая Шмелева: "Каким бы справедливым нам ни казался тот или иной общественный строй, но если он не способен обеспечить более высокую производительность труда, он обречен". Я раньше скрепя сердце с ним соглашался, но теперь считаю: нет. Даже если коммунизм обречен, я все равно буду на его стороне.

Собственно, об этом мои статьи "Считайте меня фанатиком" и другие, на которые я сослался.

СВ 2022