По старым следам. Ч 3

Владимир Островитянин
   
   Ч 2 - http://proza.ru/2022/12/01/929

        Или история одной фотографии
   
    Продолжаю интереснейшее для меня исследование истории Сосновоборска – моей второй малой родины.

    На той давней фотографии, где в центре запечатлены молодые учителя Малыгины, их дочь Татьяна, что ныне живет за пределами России, определила примерное время фото – 1954 или 1955 год.
     И тут у меня возникли вопросы? А где  следы некоторых персонажей, что упомянуты в первом тексте, но не изображены на этой фотографии.

      По некоторым сведениям,  за церковью-собором на центральной площади Литвино находился церковный погост (на месте нынешнего магазина Магнит), а далее за ним, вдоль нечетных домов, по нынешней улице Фрунзе, шло кладбище, аж до улицы Комсомольская.
    Может быть на нем и были захоронены некоторые персонажи, упоминаемые в тексте.  И какая же их дальнейшая судьба?

     На мои вопросы что-то мне ответила жительница Сосновоборска В. И.Степина (Перевезенцева):
   - У нас работала в школе техничка, тетя Лиза,  она жила в детстве на улице Ленина в самом конце, почти перед поворотом на новое кладбище, Она мне рассказывала, что когда они были детьми по этой улице возили на телегах гробы которые выкапывали на старом кладбище .
       Умерла она, но судя по ее возрасту, можно предположить,  что это были или конец 20 х или самое начало 30х годов прошлого столетия…

       Вот и появилась у меня зацепочка о времени ликвидации старого кладбища!

       А вот и еще от Валентины Ивановны – письмо от ее знакомого земляка:
 >>> Валя, Вы ведь можете попросить Вашего однофамильца Толю Перевезенцева прислать упомянутую мной фотографию. Кладбище раньше располагались внутри церковной ограды. На той же фотографии она, как мне помнится, не углублялась значительно в улицу Фрунзе. Нужна опять же точная датировка фотографии. Ведь, как известно, "Всё течёт, всё изменяется". Но я помню рассказ моего старшего брата, услышанный мной в детстве, что на месте нашего дома (ул. Фрунзе 17) в 20-е годы был похоронен какой-то известный комсомолец. Хотя, в отличие от нашего дома, начало улицы Фрунзе отстоит не так уж далеко от бывшей церкви ( ныне  раймаг, почта).
       Вот и всё, пожалуй, что я знаю…

     Таким образом,  подведем какой-то итог!
       Старое кладбище было закрыто в конце 20-х или в самом начале 30-х.  На момент опубликования этой фотографии его уже не существовало. И оставшиеся в живых персонажи были упокоены уже на новом кладбище.
 
         Во второй половине 50-х мой тесть В.А.Артемов был выборным главой поссовета.  Его контора и конюшня при ней находились в начале нечетной стороны ул. Фрунзе, против кинотеатра.  Он же мне и рассказывал о том, что вся эта сторона улицы построена на месте старого кладбища.

      А еще, когда в 80-х вдоль той нечетной стороны копали траншею для прокладки водопроводной линии, то попадались  остатки сопревшего дерева и явно человеческие косточки.

        Вот такие интересные сведения навеяла старая фотография, которую я повторно выставляю здесь.