Последний дамский портрет Климта. Дама с веером

Алина Алексеева-Маркезин
       Густав Климт.Дама с веером. 1917—1918г. Холст, масло. 100 ; 100 см.Частное собрание.

     "Дама с веером» — последний женский портрет знаменитого венского художника Густава Климта. Его героиня соблазнительно и с удивительной самоуверенностью смотрит вдаль.  Портрет не создавался на заказ и представляет собой вариацию на любимую тему художника — образ «прекрасной венки»

     Климт работал над портретом в течение 1917 года. На момент смерти художника картина находилась на мольберте в его мастерской.  Художник изобразил таинственную незнакомку, предположительно танцовщицу, в несколько экзотичной атмосфере на текстильном фоне с китайскими мотивами в кимоно с веером-бризе, прикрывающим обнажённую грудь.
      
     Если на большинстве портретов Климта изображены светские дамы, то здесь он написал модель, личность которой до сих пор остаётся загадкой.  Она выглядит успешной и уверенной в себе: голова высоко поднята, плечо обнажено, а открытая грудь заслонена веером. Женщина смотрит мимо зрителя за пределы полотна.

      Климт собрал обширную коллекцию китайской и японской одежды и часто использовал их орнаменты в своём творчестве. Фон «Дамы с веером» украшают птица Феникс, золотой фазан, журавль, цветки лотоса и другие растения. Вытянутые птичьи шеи подчёркивают неестественно длинную лебединую шею портретируемой.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.

       В 1920 году «Дама с веером», которую через арт-дилера Густава Небехая приобрёл промышленник Эрвин Бёлер, демонстрировалась австрийской публике на выставке в Музее прикладного искусства. В том же 1920 году Бёлер перевёз портрет в Швейцарию к брату Генриху, художнику и фотографу, и он оставался в семейной собственности вплоть до 1960-х годов, когда картину приобрёл коллекционер Рудольф Леопольд.

        "Позднее, но до 1983 года, Рудольф Леопольд продал картину за 18 млн шиллингов, по словам вдовы Элизабет Леопольд, «через торговца из Вены» для покрытия долгов, одновременно ведя переговоры о продаже своей коллекции государству. Картина была нелегально вывезена за пределы Австрии.

        В 1992 году некий чикагский арт-дилер предлагал директору галереи Бельведер Герберту Фродлю выкупить её за 80 млн шиллингов. Поскольку для «Дамы с веером» не выдавалось разрешение на бессрочный вывоз из страны, было открыто уголовное дело.

        Леопольд под протокол заявил, что не помнит имени покупателя. В отсутствие подозреваемых дело было закрыто в 1993 году. В 1994 году «Дама с веером», оставшаяся наследникам некоего американского предпринимателя, была продана на торгах «Сотбис» в Нью-Йорке за сумму, эквивалентную 9,3 млн евро.

        По словам директора Бельведера Стеллы Роллиг, нынешний владелец ничего не знал о том, что вывоз «Дамы с веером» был незаконным. И сейчас Австрия дала гарантии анонимному коллекционеру, что его сокровище вернётся неприкосновенным.

        «Он очень хотел показать эту картину в Бельведере, показать её здесь, в контексте нашей коллекции работ Климта, и снова сделать её доступной для публики», — сказала она.