Устала

Жанна Шинелева
— Кирилл, иди, пропылесось. Аня! Мы опаздываем к ортодонту, иди уже одевайся, три раза сказала!

Дочь что-то недовольно пробурчала и скрылась в ванной. Потом в туалете, потом опять в ванной. «Копуша! Как же я устала от всего!» — раздражённо думала Инна, следя за её перемещениями. Они действительно опаздывали. Как всегда.

«Боже мой! А ведь когда придём домой, надо будет ещё что-то готовить… Вчерашние котлеты съели. Ну почему еда в холодильнике так быстро заканчивается?! Не такая уж у нас и большая семья. И Серёжа. Хоть бы помог. Всё на мне…»

— Кирилл! Так не надо пылесосить! Выключай. Уж лучше я сама потом. Иди посуду хоть тогда вымой.

— А что не так? То, что я под диваном не стал пылесосить? Да зачем?! Кто туда смотрит? Ладно, как хочешь. А посуда, кстати, общая. Анька больше меня тут тарелок наставила. А мне мыть?!

— А мне?! Почему мне мыть за всеми — это нормально, ты считаешь?

— Ну… — замялся сын, — Ты мама. Тебе положено.

— Сейчас тапком кину в тебя, — Инна не шутила.

…После похода с дочкой к ортодонту, Инна долго крутилась на кухне. Приготовила-таки ужин. Хотя в голове не было никаких идей. Да и сил не было. Но кое-что скумекала, и ладно. После работы у неё всякий раз дома начиналась «вторая смена». Её расстраивал бардак в доме. Хотя никакого уж особенного бардака не было, но она росла в доме, в котором даже нитка не лежала на столе или на диване. Всё было убрано в шкафы, внутри которых, тоже царил порядок: никаких скомканных вещей. И на стульях и диванах никогда не валялась одежда. На столе в кухне не стояло ничего лишнего. Пыли не было совсем. Зеркало в ванной без разводов, идеальное, ванна чистая, белая, аж глаза слепит…

«Эх, мама, — думала сейчас Инна, протирая стол, — И как тебе только удавалось поддерживать такой порядок! У меня ничего не получается. И не успеваю ничего. Так устала! И дети вроде большие уже, не малыши (Кириллу было двенадцать, а Ане одиннадцать лет). А делают всё криво. Опять Кирилл так посуду помыл, что перемывать пришлось. Ну и разве это помощь? Муж тоже. Попросишь — протрёт, уберёт. Не попросишь — как будто и не надо. Так мне проще самой, чем ждать и просить…»

Скоро должен был прийти с работы муж. Он заканчивал поздно, да к тому же, ему было далеко ехать. Вдруг раздался звук дверного звонка. «Серёжка ключи, что ли забыл?» — мелькнула у Инны мысль.

За дверью стояла бабуля. Соседка с нижнего этажа.

— Инночка! Помоги, доча! Машинка у меня стиральная… встала, зараза и стоит, не стирает. Не пойму, что с ней. Стоит, и мигают все кнопки красным. Может, ты разберёшься?

Очень хотелось сказать бабушке, что я, мол, не мастер, и в ремонте бытовой техники не разбираюсь, и вообще устала и никуда не хочу идти. А хочу сесть и попить чаю, наконец… Но обижать одинокую старушку не хотелось. Она хорошая. Инна с ней здоровалась и иногда разговаривала, когда встречались в подъезде. Живёт одна. Вроде бы у неё был муж, да овдовела. И дочь где-то далеко живёт. Не приезжает.

— Пойдёмте, баба Маша! Посмотрим, что там ваша машинка придумала, — улыбнулась Инна и, взяв ключи, вышла на лестничную площадку и заперла за собой квартиру.

Они опустились на этаж ниже. Вошли. В отличие от квартиры, где жила семья Инны, в которой вечно горел свет во всех комнатах, у бабы Маши царил полумрак и было тихо. Тикали часы на кухне. Из коридора было видно комнату, в которой стоял старенький диван, накрытый коричневым пледом, телевизор на тумбочке, тоже старый, покрытый белой вязаной салфеткой, прямо как у Инниной бабушки когда-то. У неё дома всё было украшено кипенно-белыми салфеточками, а с кровати свешивались красивые подзоры с вышивкой-мережкой. Бабуля сама их вышивала. И Инна всегда поражалась, какое надо было терпение, и сколько сил надо было потратить, чтобы создать эти шедевры!

— Вот. И ни туда — ни сюда! — баба Маша с досады стукнула стиральную машину ладонью.

Инна наклонилась, задумчиво посмотрела на машинку…

— Баба Маня! А воду вы открыли? Чтобы стирать?

— Батюшки! Точно! Я и забыла! Я же кран перекрывала, который на машинку идёт, а открыть забыла. Так… Вот… Всё! Стирает! Вот спасибо, доченька! А то мастер мне сказал, крутить краны время от времени, чтобы не закисли, вот я и крутила. И видать не докрутила…

Бабушка заулыбалась и стала похожа на румяный пирожок с вареньем. А потом опять загрустила и сказала:

— Одной совсем тоскливо. Сейчас осень. Хоть волком вой. Темнеет рано, солнца нет. Сижу на диване и вспоминаю своих. Мужа вспоминаю, дочь. Она звонит. Всё хорошо у неё. Только приехать за тысячу километров, уж больно дорого выходит. А муж когда-то увлекался фотографией, вон, пять альбомов забито. Сижу, листаю. Как будто в то время попадаю, когда все рядышком были. И готовить, не готовлю ничего. Кашу, вон, сварю и ем. Когда сырку возьму с чаем. И убираться мне не нужно. Пыли нету — пылить некому. Ты иди, доча, у тебя, небось, полно дел. Спасибо! Сейчас программа «Время» начнётся. Буду смотреть. А потом спать лягу, как раз машинка достирает.

Инна попрощалась с бабушкой и пошла по лестнице на свой этаж. Открыла дверь. В глаза ударил яркий свет и обрушился шум со всех сторон. Кирилл играл на компьютере в «стрелялку», Аня слушала в соседней комнате музыку, на кухне закипал чайник: муж вернулся с работы, пока Инна была у бабушки. Просигналила микроволновка. Сергей достал из неё тарелку, отрезал хлеб и сел за стол ужинать.

— Серёжа! Я гуляш сделала, макароны сварила, что ты там грел? Ешь свежее, — всплеснула руками Инна.

— Я и ем. Пюре с гуляшом.

— Ой. Я и забыла, что там картофельное пюре ещё осталось…

— Садись, чаю попей, совсем зарапортовалась, — муж улыбнулся и обнял Инну. — Что там, у бабы Мани случилось? Помогла?

— Всё хорошо, — ответила Инна, — Помогла.

Женщина налила себе чаю и села за стол рядом с мужем. Вдруг в кухню вошла Аня.

— Мам! Угощайся! — дочь протянула половину шоколадки. — Представляешь, в ящике стола нашла. Ты же мне купила на прошлой неделе, а я положила и забыла.

— Мам, а ты знаешь, что у меня по истории за самостоятельную работу «пятёрка»? — торжественно произнёс Кирилл, который тоже пришёл на кухню.

— Какие же вы у меня хорошие, — вдруг сказала Инна, — И как же я вас всех люблю!

Кирилл и Аня недоуменно переглянулись, пожали плечами и разбежались по своим комнатам, Сергей доедал свою картошку, а Инна пила чай и улыбалась.

Она думала о том, как хорошо, что они все тут, рядышком! И что есть все эти проблемы и заботы. Это так здорово! И пусть будет суета и беспорядок, пусть. Лишь бы все были живы и здоровы. А к бабе Мане надо хоть иногда в гости заглядывать, чтобы не скучно ей было…