Завет был тихим

Григорий Спичак
В истории полно мифов. Это нормально. Есть академическая история (для спецов), а есть «как бы» ПРЕДАНИЕ.
И относиться к тому, что всегда есть ДВЕ ИСТОРИИ , наверное, можно и нужно спокойно. Однако, есть мифы, которые прячут реальное положение вещей и даже (более того) — обличают идеологию и существующий в данный момент порядок вещей. Причем обличают настолько, что становится очевидно — НЕ В ТУ СТЕПЬ ИДЕМ…
Казалось бы — воо-он как далеко святой Сергий Радонежский. Ну какое отношение он имеет к нынешнему «оперативному» состоянию характеров и умов? Да самое прямое. Почему? Потому что
есть вопросы . А потом ищешь ответы и обнаруживаешь, что:

а)то, к чему призывал святой Сергий ...не выполнено. И извращено сразу после его смерти. (например, он призывал к организации киновии — то есть общежительности, где монастырь живет ОТ ТРУДОВ СВОИХ и где общая, прозрачная касса. Собственно, до Сергия таких монастырей не было. Святой Феодосий Печерский или Новгородские монастыри жили по другому принципу — киевские каждый сам по себе по пещерам, а новгородские от спонсорства и содержания боярами.
И вот Сергий в 1392-м умер, и киновия его накрылась ТЕМ ЖЕ ГОДОМ. Князья и бояре тут как тут — и монастырские земли стали расширяться за счет чего? Правильно — спонсорства князей и бояр, соединения с «олигархатом» того времени.
Я уж не говорю про прочие современные монастыри (а наши на севере тем более) — все они не есть «уход от мира», а туристические объекты. И ни один из них на своих трудах и в аскезе не протянет. Думаете, что это временно? Боюсь, что нет — навсегда. Потому что за более чем 30 лет ни разу даже разговоров о закрытости и самостоятельности не было.

б) существует красивый факт — святой Сергий понавесил замков, закрыл храмы в Нижнем Новгороде и заставил мириться. Это правда. Но никто и нигде и никогда не говорит, что вообще-то это была ...хулиганка. Закрыть храм имеет право только епископ. Отлучать о службы — т. е. фактически накладывать епитимью, на целые приходы и города имеет право только епископ или Архиерейское собрание. Ни того, ни другого не было, как и сам Сергий епископом не являлся. Интердикт — так называется это действие канонически — было профанацией. Только личный духовный авторитет спас(?) святого Сергия.
Благословлял ли он Дмитрия Донского на поле Куликово — это большой спорный вопрос. Историки спорят об этом. Я, например, аргументы тех, кто считают, что не благословлял, вижу более крепкими.
Да и вообще — главное ВЕЛИЧИЕ СЕРГИЯ вообще умалчивается. А оно не в благословении на битву Дмитрия Донского, не в том, что он монастырь собрал и князей мирил. Это всё (по моему тёмному субъективному недоумию) — чистейшей воды идеология, намётанная ещё в 1427 году, когда между князьями резня шла и затосковали они бедные по доброму переговорщику и духовному авторитету, который остановил бы всё это. Сергий был хорошим переговорщиком — это да, это правда. Такой, знаете ли — Внутрипол, такой «политтехнолог» от Бога…
Святой Сергий стал таким не вдруг. Давайте вспомним контекст того времени. А контекст жуткий. И отнюдь не татарва. Чума косила с 1346 по 1352-й. И ещё как! Зашла с севера (необычно) — слизала гигантские пространства аж до Казани (тогда это Булгар). В 1370-72 повторило. Народ терял всё. И родных, и земли -… знаете, какое слово несколько десятилетий было синонимом спасения ? Это было слово «бежать!»… в леса, в поля, куда угодно...Бежать, бежать, бежать. Друг от друга, от татар, от своих князей…
И тут появляется Сергий. Пешком по безлюдным просторам. Обнимал и утешал. Говорил, где собраться и где прокормиться.
Но главное — он сказал «СТОЯТЬ!», хватит прятаться, и сказал «СМЕРТИ НЕТ».

… а потом вот это главное его дело превратили в политику и в философию объединения земель русских, князей, рождение народа...Какого, на хрен, народа, если через два года после поля Куликова Тохтамыш сжег Москву и никто из «единого народа» на помощь не пришел. Ни с Твери, ни с Новгорода, ни с Костромы.Про Литву и вовсе промолчим.
НЕ беги...Не бойся, сынок… мы не умрем, потому что ... и не живем так-то. Такая жизнь нужна?… И сквозь века странная и великая сила слова пролетела как ЗАВЕТ. На том и стоим. Сказано же — СТОЯТЬ. И сказано же — СМЕРТИ НЕТ.