Финбан

Григорий Аванесов
Фото старое 1910 год
Эта часть - фасад сохранена.

Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге расположен на Выборгской стороне, недалеко от Литейного моста. В народе станцию сокращенно называют Финвалом и также Финбаном от немецких слов Finnischer Bahnhof.

Первое здание вокзала было возведено в 1870 году архитектором Петром Купинским (из управления домами министерства путей сообщения) на Симбирской улице (ныне улица Комсомола) для Финляндской железной дороги, связавшей столицу с Великим княжеством Финляндским.

Дорога длиной 370 км от Петербурга прокладывалась в 1862—1870 годах навстречу уже начавшей действовать в Финляндии первой железной дороге (строилась в 1858—1862 годах) между Гельсингфорсом (ныне Хельсинки) и Тавастгусом (ныне Хямеэнлинна).

К 1896 году поезда с Финляндского вокзала охватывали всю северную часть Петербургской губернии.

Новая железная дорога доставила неудобства проживающим в Выборгском районе города — она имела в пределах Петербурга десять переездов.

В связи с этим в 1910 году пути Финляндского вокзала в Петербурге были реконструированы: уровень путей был поднят до пяти метров выше уровня улиц, чтобы не препятствовать уличному движению.

 В 1961 году на вокзале был установлен доставивший Ленина в Россию паровоз H2-293 (дар правительства Финляндии Советскому Союзу). Этот единственный сохранившийся паровоз редкой серии Аш-2 выпущен в небольшом количестве на американском заводе Ричмонд.

на месте вокзальных корпусов, выходивших на улицу Комсомола, было возведено новое главное здание вокзала в стиле функционализмa (открыто 4 июня 1960 году), обращённое к Неве. Высота здания около 8 метров. Главный фасад имеет 17 огромных зеркальных окон и выходит на площадь Ленина, завершая её архитектурный ансамбль. В центре здания имеется башня с часами, высота которой составляет 16 метров. Её венчает 30-метровый шпиль из нержавеющей стали, ранее использовавшийся в качестве флагштока. Верхушку шпиля венчает звезда.

В 1969 году выпускники Художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной создали 17 аллегорических горельефов, которые украшают здание вокзала по настоящее время.

В 1970-е годы были разобраны боковые (обращенные к Финскому переулку) корпуса старого вокзала, кроме центрального ризалита, включённого в одно из новых зданий. Этот фрагмент старого здания охраняется государством в качестве памятника истории — как место выступлений В. И. Ленина в апреле и октябре 1917 года.

Раньше часто бывал. А потом часто проезжал мимо.