Шах и мат

Монах Илия Каунников
Очерк

— Ну что, голубчик? Шах и мат! Не обыграть тебе даже древнего черноризца! Давненько я не имел удовольствия сразиться в шахматишки.

Брат Геронтий от удовольствия потирал руки. В его почти отшельнической жизни было мало развлечений. Библиотека зимой и сад летом — вот и все иноческие удовольствия.

— Да-да, инокам тоже нужен отдых, друг мой. Ведь человек несовершенен. А там как знать — может быть это тоже частичка нашего существования. Как думаешь? Бог, создавая нас, знал ведь, что нам и отдых нужен будет, а не только молитва и труд. Одно время нужно подвигу, а другое — отдыху. Вот что такое подвиг, дружище, как думаешь? А?

— Без чая с этим вопросом не разобраться, ты же знаешь, брат Геронтий. С чем он сегодня у тебя?

— Липовый. Липовый чай и к нему липовый мёд. Шахматишки тоже липовые — и доска и фигурки. Липовый вечер у нас сегодня, — и брат Геронтий простодушно рассмеялся. — Так всё же, что ты думаешь о подвиге?

— Думаю, не все способны на него; подвиг это что-то такое невероятно трудное, — рассуждал я вслух, не зная, что ещё можно ответить мудрому иноку. Сам я совсем не способен на подвиги, какие бы там они ни были. Я говорил, но чувствовал, что брат Геронтий обязательно возразит.

— Ты прав, как никогда, — неожиданно для меня произнёс черноризец. — Подвиг труден, но возможен для всех. И не способны на него только ленивые. А ведь подвиг начинается внутри человека и начинается он с малого. Необязательно для этого лезть в горящую избу или отправляться в кругосветное плаванье под парусом. Избавиться хотя бы от одной вредной привычки — это маленький подвиг. Помочь другому не из корысти, а просто потому что есть возможность — ещё один подвиг. Улыбаться окружающим нас людям и говорить им добрые слова — самый доступный подвиг. Эти подвиги незаметны, но они меняют нас. Изменимся мы — изменится и мир вокруг нас. Давай-ка ещё партию в шахматы? Хорошая игра. Думать учит.

Расставив фигурки по клетчатой доске, мы начали новую партию. Я, конечно же, в шахматах был не слишком силён, чем доставлял брату Геронтию определённое удовольствие. Иногда он даже останавливал игру, чтоб указать мне на ошибки и заставить задуматься над этой настольной стратегией. Но, между тем, мои мысли были заняты другим.

— Я тут подумал, брат Геронтий: не бывает же так просто всё, да? Поулыбался всем и каждому да и стал героем. А как же борьба? Понятное дело, там всякие герои борются со стихиями. С вредной привычкой тоже — попробуй побори её. Та ещё стихия. А улыбка? Ну что в ней такого?

— Улыбка меняет мир. Делает его тёплым. Миру катастрофически не хватает любви и добрых слов. И уж поверь, на этом пути тебе тоже встретятся искушения, которые ты должен пройти незапятнанным. Искушения — это испытания свыше каждому мало-мальскому подвижнику. Непонимание, осуждение, сопротивление — всё это бывает на жизненном пути. Но тем и ценен подвиг, иначе он был бы просто бахвальством. А за партией ты зря не следишь, голубчик. Шах и мат!

Новый Оскол, 2 декабря 2022 г.