Святые по фамилии Смирновы

Монах Илия Каунников
Очерк

Пасмурным осенним днём, в канун рождественского поста, я отправился к своему другу монаху Геронтию — отнести гостинцев, попросить прощения перед вступлением в пост, да и просто побеседовать на душеспасительные темы. «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!» — произнёс я молитву и постучал. Не дождавшись ответа, я легонько толкнул дверь. «Не случилось ли с ним чего?» — подумал я. Но с братом Геронтием всё было в порядке: он пел вслух молитвы и просто не услышал меня. Я стал в сторонке и ждал окончания молитв, попутно совершая крестное знамение.

«Величаем вас, святые по фамилии Смирновы, — вдруг запел мой друг-монах, — и чтим святую память вашу…»

— Что это за память такая? — спросил я его по окончании пения. — В твоём скитском календаре новый праздник?

— Наш народ очень любит выбирать себе покровителей по именам. Совсем недавно я листал месяцеслов и обнаружил, что самое распространённое имя среди святых-мужчин Иоанн. А самая распространённая фамилия среди Иоаннов — Смирновы. Удивлён? Аж 6 человек! Да что я тебя статистикой сухой кормлю. Хочешь гороховой каши? Самое монастырское блюдо! Да с маслом сливочным, пока пост не начался!

— Отказываться не стану. Раз уж со сливочным, тогда тем более. Да и я тебе гостинчик принёс небольшой: твой любимый кефир. Да и рыбкой тебя побалую — пост ведь завтра.

Мы разогрели нехитрый обед и, разложив кашу по тарелкам, уселись за простой деревянный стол у печи.

— Так вот я и говорю, — продолжал брат Геронтий, — аж 6 святых Иоаннов Смирновых в календаре! Представляешь? Мне так стал интересен этот факт, что я загорелся идеей пересчитать всех святых Смирновых. Их оказалось тридцать пять.

— Сколько-сколько? — переспросил я с удивлением.

— Тридцать пять! В иных соборах святых той или иной епархии бывает собрано меньше подвижников. А Ивановы, Поповы, другие фамилии! Представляешь? Ведь многие люди знают о святых по имени, а о святых покровителях своих фамилий и не догадываются! Я тут и канончик на скорую руку придумал небольшой, вот послушай начало:

«Песнь воспети благослови нас, Господи, со хвалением и благодарением всем святым с фамилией Смирновы, древле прославленным и во времена новыя, да сподобимся и мы молитвами их внити в светлыя чертоги Царствия Твоего».

— Вот это ты песнотворец! Где ты этому научился?

— Это порыв души, мой друг. Если душа просит молитвы, если хочет воспевать Бога и святых, ей ничего помешать не в силах. Да и в семинарии учился хорошо. Как тебе, кстати, каша гороховая? Ещё?

— Давай уж лучше по чашечке чая. Я знаю, твой чай невероятно вкусный.

— Без чая никуда, — и брат Геронтий достал большой термос. — Сегодня с шиповником и облепихой, витаминный. Видишь, погода какая хмурая? Немудрено и простудиться.

Уже отхлебнув из чашки, я спросил брата Геронтия, как он относится к службам на русском языке. Сам я на таких не бывал, но много слышал и это пробудило во мне интерес.

— Они просто необходимы нашему обществу, мой друг. Помнишь, с какими трудностями шла проповедь Кирилла и Мефодия? А ведь они старались, чтоб все славяне могли понимать службы и Слово Господне. Больше тысячи лет прошло с той поры. Языки славян стали разниться друг от друга.

— Так что же, церковнославянский язык отжил своё?

— Ни в коем случае! Церковнославянский язык объединяет более чем тысячелетнюю богослужебную певческую традицию. Сколько красивейших и неповторимых распевов создано на нём, сколько написано проникновенных молитв! И русский и церковнославянский языки должны ужиться вместе в одном храме. Так уж решаем не мы — за нас решает время.

— А что же канон твой святым Смирновым написан на церковнославянском, а не на русском языке?

— Так попросила душа. И я писал.

Новый Оскол, 30 ноября 2022 г.