А кто ты по гороскопу?

Монах Илия Каунников
Очерк

— Брат Геронтий, вот смотрю я на тебя и всё удивляюсь твоей рассудительности и мудрости!

Мы сидели у моего друга-монаха во дворе под раскидистой яблоней и пили вкусный чай. Был тёплый летний вечер. Из старого дровяного самовара попахивало дымком, на столе лежало угощенье — варенье из свежих яблок.

— Льстишь ты мне, ох и льстишь! Ну какая у меня мудрость с рассудительностью? Это ведь у молодых амбиций много — весь мир перед ними, кажется, открыт и ждёт их с распахнутыми объятиями. Монашеская жизнь, наоборот, нетороплива. Да и куда же мне торопиться? К чему вся эта суета? «Молись, постись, слушай радио Радонеж» — знаешь шутку такую семинарскую? Радио у меня нет, вместо него книги. Да ты и сам же видел. Читаю их на досуге — вот там, действительно мудрость! А я… Грешный монах Геронтий.

— А скажи, брат Геронтий, когда у тебя день рождения?

— Хочешь мне напомнить, что я в один день постарел на целый год? Нет уж, дудки! Не скажу. Но подарки люблю, если что. Готов принимать ежедневно.

— Ого-го! Куда ж тебе подарков столько? А как же нестяжание монашеское?

— Да всё равно ж никто ежедневно и не дарит. Так что с нестяжанием всё в порядке. Всё что имеется — всё в дело и идёт.

— Ну так всё же, когда у тебя день рождения? Хочу узнать, кто ты по гороскопу.

— Чтооо?

Удивлению брата Геронтия, казалось, не было предела. Он изменился в лице и чуть не подавился чаем.

— Ты дома чай из белены пьёшь, что ли? Или ещё с какой отравой? Ты говори, не стесняйся — я тебе хорошего насыплю, с мятой и со смородиной. Взрослый человек, православный, а спрашиваешь такую потрясающую чушь! Гороскопы ему! Нет, надо же?! Богу доверять народ перестал, Священное Писание не читает, а гороскопы слушает! Крокодил я! Понял? Кро-ко-дил!

— Вот это ты расшумелся, брат Геронтий! Не видел я тебя таким ни разу, признаюсь. Но, согласись же, ведь в этих гороскопах заложена мудрость — люди, родившиеся под тем или иным знаком Зодиака, имеют нечто общее.

— Все люди, родившиеся на земле, абсолютно разные, друг мой. В какой бы день и месяц они не родились. Послушай меня, что я скажу тебе, раз уж заговорили мы про эти гороскопы. Люди древности по звёздам считали месяцы и годы, находили дорогу в степи и на море. Тогда-то и появились знаки Зодиака — для лучшего понимания календарного счёта. Так было и на востоке: годам разных эпох давали названия животных и различные цвета. А что теперь? Не зная зачем, народ сам себя обзывает «козерогами» или «овнами», родившимися в год какой-нибудь синей собаки, а то и золотой свиньи. И, словно по какой инструкции, говорит: «Нет, овен к козерогу не подходит!» Понимаешь, биология какая звёздная? Баран козлу не товарищ! Дева рыбам не подруга! А ты говоришь – мудрость! Какая уж мудрость? Большей глупости и придумать трудно. Премудрый Бог создал нам бессмертную душу, наградил разумом и талантами, подарил для воплощения всех наших возможностей уникальное тело. А мы занимаемся дурью. И особенно печально смотреть на православных людей, которые регулярно исповедуются и причащаются, но не знают зачем. Да-да, такое, к сожалению, встречается очень часто. Причастились с утра, прочитали гороскоп на день, потёрли лысину медному будде (чтоб деньги водились), протёрли пыль с африканской ритуальной маски на полочке (а стоит она там строго по фэн-шую), зажгли ароматическую палочку, покормили молоком домового (чтоб не буянил) и по совету бабушки Фроси прочли молитовку от сглаза какому-нибудь Сисинию (соседка-то, зараза, колдует регулярно). Духовная жизнь, так сказать. А теперь вопрос на засыпку: «Почему в нашем обществе с каждым годом всё больше людей становятся неверующими?»

Я молчал, не зная, что отвечать на эту горячую и вдохновлённую речь. Ведь, в действительности, брат Геронтий был прав. Наше общество, в большей степени, относится к религии прохладно, вспоминая о Боге лишь изредка: окрестить ребёночка принесут, отпеть кого, кулич освятить или яблоки.

— А родился я в праздник Воздвижения Креста Господня, потому и выбрал жизнь со Христом. Надеюсь, и ты отбросишь все суеверия нынешнего мира и будешь молиться только истинному Богу. Без гороскопов и прочей дребедени. Давай-ка сюда чашку — мой чай получше твоего, а?

Новый Оскол, 24 августа 2022 г.