В розыске не значится...

Евгений Сергеевич Калачев
                ЕВГЕНИЙ КАЛАЧЁВ
                В РОЗЫСКЕ НЕ ЗНАЧИТСЯ…
                Рассказ о поэте Аркадии Кутилове

          В 1985 году я служил в Куйбышевском РОВД города Омска. Однажды, во время моего дежурства по району в дежурную часть доставили бомжа. Сержант произвел личный досмотр задержанного, записал на листок его данные и принялся названивать в адресное бюро, чтобы установить его личность и проверить – не находится ли он в розыске за совершение какого-либо преступления. Эта обычная процедура, как правило, занимала немного времени, после чего бомж, если имел прописку и не был причастен к преступлению отпускался либо, если личность его не была установлена, помещался в спецприемник для бродяг на сорок суток, но в тот день дежурный сержант все никак не мог дозвониться до адресного бюро.
          В районе, а значит, в райотделе милиции, было затишье: телефоны, телетайп и радиостанции молчали, и я взял в руки записную книжку – единственную вещь, которую при личном досмотре сержант изъял у задержанного. Взял записную книжку и удивился. Удивился сначала ее внешнему виду. Она была не новой, но добротной, с обложкой из коричневой искусственной тисненой кожи. А когда я ее раскрыл, то удивился еще больше. И даже не тому, что она была оформлена с огромной любовью, тщательностью и талантом, и как настоящая книга небольшого формата. Здесь были и рисунки, выполненные разноцветными шариковыми ручками, и вензеля, и красивый рукописный стихотворный текст. А удивился тому, что эта книжка принадлежала человеку по виду опустившемуся, с которым в метро или другом общественном месте нормальный человек постарается близко не находиться.
          Настроение у меня было добродушным, но я постарался напустить строгость и, подойдя к решетке, за которой находился задержанный, грубо спросил:
          - Где украл? – и показал бомжу записную книжку.
          - Моя, - спокойно произнес бомж, протянул к ней руку.
          Я раскрыл записную книжку и, не давая в руки, сказал:
          - Что здесь написано?
          - Аркадий Магнит, - сказал бомж и улыбнулся. – Это мой псевдоним.
          - Кличка? – встрял в разговор сержант.
- Псевдоним, - повторил с достоинством бомж.
          - А стихи чьи? – хитро улыбнулся я.
          - Мои, - сказал бомж.
          - Прочти, - продолжая проверку, сказал я. – Например, вот это, - и я зачитал первую строчку…
          Задержанный встал с длинной лавки, непроизвольно поправил давно немытые волосы, вздохнул и начал по памяти читать:
          -Заря, заря, вершина декабря…
          В лесах забыт, один у стога стыну.
          Встает в тиши холодная заря,
          Мороз, как бык, вылизывает спину.
          Качнулась чутко веточка-стрела,
          И на поляну вымахал сохатый…
          И, падая на землю из ствола,
          Запела гильза маленьким набатом…

         Заря не зря и я не зря, и зверь!..
         Не зря стволы пустеют в два оконца…

         И, как прозренье в маленькую дверь,
         Через глаза
                В меня
                Входило
                Солнце!
          Сейчас, по истечению многих лет, я не помню голоса поэта, его интонации – наверное, он был хриплым – пропитым, но глаза его в тот миг неожиданно озарились огнем, не побоюсь этого слова – божественным светом – и мы с сержантом невольно поддались этому, вне сомнения, внеземному озарению и поверили, что он говорит правду.
          Но формальность надо было соблюдать, и сержант принялся вновь набирать номер телефона адресного бюро, с удивлением поглядывая на задержанного, а я спросил:
          - Можно полистаю?
          - Читай, - разрешил Кутилов.
          Я вернулся за пульт дежурного. И телефоны по-прежнему молчали. И я начал читать:
                РОССИЯ, ГОД 37
          - Яма хорошая,
          Только
          На дно
         Набежала лужина…

        - Товарищ майор,
        Но ведь это
        Не наша вина –
        Апрелева!..

        - Ну, хорошо…
        Давайте ужинать,
        Да надо
        Людей расстреливать…

                ПОДРАНОК
          После выстрела смог он собой овладеть,
          Он посмел улететь, очумев от испуга.
          Между крыльев – дробинка, но сумел улететь…
          Только ровно на жизнь приотстала подруга.

          Распустились цветком два разбитых крыла,
          Поднялась голова в драматическом жесте…
          Тонкой лапкой гребла, суетливо плыла,
           Все куда-то плыла, оставаясь на месте.

          Окровавленный пух понесло к камышу,
          И молчат небеса, перелески и воды…
          (Ты ответь мне, Ирина, я тебе же пишу, -
           Что случилось потом, после этой охоты?

          Был ли выстрел еще, иль, жалея заряд,
          Ощипали тебя, несмотря, что живая…
           И веселый охотник – голубой бюрократ,
           Нежно кушал крыло, коньячком запивая…

          Может, выжила ты, всем дробинкам назло,
          Только жизнь приняла, как стандартную милость…
          И свистит по квартире расписное крыло,
          Забывая на миг, что летать разучилось.

          Телевизор, базар, танцплощадка, завод,
           Петухи-женихи, разодетые жутко…)

          А в заливе души всё куда-то плывет,
          Всё куда-то плывет недобитая утка…

          Очнулся я от голоса сержанта:
          - Товарищ старший лейтенант, - обратился он. – Я проверил гражданина, есть такой, судим, но в розыске не значится. Отпускать?
          - Отпускай, - сказал я и снова уткнулся в записную книжку.

          «Поэзия не поза и не роль.
           Коль жизнь под солнцем –
           Вечное сраженье, -
Стихи – моя реакция на боль,
           Моя самозащита
           И отмщенье!», - читал я.

          - Можно все-таки, командир, я заберу, - раздалось над ухом.
          Я повернул голову на голос. В коридоре, уже за пределами дежурной части, у окошка дежурного стоял человек с пропитым лицом, в ветхой старой одежде – запомнились брюки военного образца и развалившиеся ботинки, стянутые проволокой. Стоял и терпеливо ждал. Ждал свой сборник стихов. Изданный при жизни самим собой в единственном, наверное, экземпляре.
          Я закрыл книжку и протянул ему:
          - Извини.
          - Спасибо, командир, - сказал он и неожиданно спросил, - понравились?
          Ответить я не успел. Одновременно зазвонили несколько телефонов, зашипела стационарная радиостанция, застучал телетайп, и закрутила, завертела, забурлила суета. Ежеминутная, ежечасная и каждодневная, которая поедает наше время, нашу жизнь, которая не дает ни остановиться, ни оглянуться, ни осмыслить: как живем, для чего живем?
          И вот в такой же заполошный день того же года в дежурную часть поступило сообщение. Банальное. Порой за сутки их бывает до десятка. Сообщение о том, что в тепловом коллекторе, расположенном у транспортного института, обнаружен труп.
          На место происшествия выехал дежурный сержант. Вскоре он вернулся назад и попросил выдать ему и водителю, с которым он ездил, противогазы.
          … Доставив труп в морг, сержант возвратился в дежурную часть, сдал противогазы и неожиданно – он полгода назад бросил курить – попросил закурить. Я протянул ему пачку.
          - Кажется, это был тот бомж, - сказал он.
          - Какой? – не понял я.
          - Ну, помните, еще стихи читал… Военные брюки, ботинки на проволоке…
          - Магнит?! – воскликнул я.
          - Магнит, - грустно сказал сержант и нервно закурил…

                ВКЛАДЫШ К МОЕЙ ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ
          Вот я умру, и вдруг оно заплачет,
          Шальное племя пьяниц и бродяг…
          … Я был попом, - а это что-то значит!
          Я был комсоргом, - тоже не пустяк!
          Я был мастак с багром носиться в дыме.
          Я с топором вгрызался в синий бор.
          Я был рыбак, и где-то на Витиме
          Мой царь-таймень не пойман до сих пор.
          Я был художник фирмы «Тети-мети».
          Я под Смоленском пас чужих коров.
          Я был корреспондентом в райгазете
          И свёл в могилу двух редакторов.
          Учил детей и им читал по книжке,
          Как стать вождём, диктатором Земли…
          И через год чудесные мальчишки

          Мою квартиру весело сожгли!
          Я был завклубом в маленьком поселке.
          Поставил драму «Адский карнавал»…
         И мой герой со сцены, из двустволки,
         Убил парторга. В зале. Наповал.
         Бродягой был и укрывался небом.
         Банкротом был – не смог себя убить…
         Я был… был… был… И кем я только не был!
         Самим собой? А как им надо быть?..

         В следующий отпуск я нарушил многолетнею традицию - не поехал в тайгу на охоту, а взял билет до Ленинграда и две недели изо дня в день ходил и ездил по музеям. Соприкасаясь с великолепием дворцов, парков, фонтанов, картинами Русского музея, экспонатами Эрмитажа, в котором я умудрился в течении четырех дней прослушать лекцию про французских импрессионистов, я понял, что мир гораздо шире и прекрасней, чем тот, в котором я жил раньше… Вернувшись в Омск, я просмотрел весь репертуар Драматического театра, написал рассказ в полстраницы и подал рапорт на увольнение из органов внутренних дел.
          Знакомый журналист, которому я давалчитать тот рассказ, схватился за голову:
         - Что, ты, делаешь? Ты, в своем уме?
         Я улыбнулся.
         - Лучше посоветуй, где я могу общаться с себе подобными – пишущими людьми...
          И начал ходить в литературное объединение при газете «Молодой Сибиряк».
Однажды, литератор Бекешев Саша принёс стихи, отпечатанные на машинке. Стихи были необычными и подписаны они были необычным псевдонимом - «Аркадий Магнит».

   ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ПОЭТА

…На причале студентка и юноша
          Целовались всю ночь,
                аж до судорог.
          А когда расставались несчастные,
          На диване оставили книжицу.
          Прозывалась она «Геометрия»,
          А раскрыта была на котангенсах …

          … Выпивали директор с любовницей
          Во кустах во густых да неломаных.
          А когда их спугнула малиновка,
          Убежали оне и оставили
          На траве ветчину да наливочку,
          Да в пакетиках
Чтой-то малюсеньких …

          … На песочке играла девчоночка.
          Вдруг закаркали чёрные вороны …
          Испугалась девушка и скрылася,
          На песочке оставила стёклышко,
          Дзинь-фужера зелёный осколочек…

          … На прешпекте туманном
                На утреннем
         Чей-то шаг неуверенный слышится.
          Бродит девушка, вся переплакана,
          Кем-то брошена девка, обманута,
          Синь-косыночкой
                Горлышко стянуто…

          Лишь смеркло созвездие Рака
          И мамонт гугукнул вдали,
          Проснулся под лодкой бродяга –
          Хозяин рассветной земли.

          Прохладно – и вывод короткий:
          Ядрёная пала роса …
          Бродяга сквозь дырочку в лодке
          На улицу выгнал глаза.

          Бродяжьи метнулись очи,
          Кругами обходят рассвет…
          Круги всё короче, короче …
           Вернулись. Опасности нет.

           … К дивану причальному двинусь …
           Чья книга? У чёрта спроси?
           «Котангенс», таинственный «синус» …
           Эвклиду – поклон и мерси!..

          … Бутылка, закуска, пакеты …
          В пакетах (сто тысяч чертей!),
          В пакетиках этих, ну это …
          Которое против детей …

          … Шагов за четыреста сорок
          Таинственный луч замигал …
          Иду. Поднимаю. Осколок.
          Возьму. Хоть не даром шагал …

          … Девчонка на хладном прешпекте –
          Одна – в миллионной стране!..
          Вам что – и повеситься негде?
          Карабкайся в сердце ко мне!..

          Ура! Просыпается город …
          Увы! Просыпается город …
А днём – будет радостей короб
          (но могут и сцапать за ворот).

          … В двенадцать – бродяга на пляже.
          Сидит на песке, как святой.
          Но очи – шпионы бродяжьи –
          Летают над людной водой.

          В воде, в первородной истоме
          Народу – почти полстраны …
          И кто-то сегодня утонет,
           Оставив бродяге штаны …

          … По-над городом звёзды всамделишные –
          Вперемежку с неоновым высверком …
          И в неверном таком освещении
          Две души обнялись крепко-накрепко:
          Та девчонка с прешпекта холодного
          Да хозяин отеля подлодного …

          Сверху плотно укрылися смокингом,
          Что достался от парня утопшего.
          Пьют наливку, ветчинкой закусывают,
          В дзинь-стекляшку глядят на созвездия …
          И читают оне «Геометрию»,
          И хохочут
                Над страшным «котангенсом».

АРКАДИЙ ПАВЛОВИЧ КУТИЛОВ (имя при рождении АДИЙ, литературный псевдоним АРКАДИЙ МАГНИТ) родился 30 мая 1940 года в таежной деревне Рысья, Иркутской области. Русский поэт, прозаик, художник.
«Один из самобытнейших русских поэтов ХХ века. Несмотря на то, что его стихи в переводе на английский включены в академическую антологию «Русская поэзия ХХ столетия» (Лондон), его творчество по-прежнему малоизвестно российскому читателю». (Википедия)
«Один из ярчайших российских поэтов ХХ столетия». (Из предисловия книги поэта «Скелет звезды»).