Притча о блудном сыне

Руслан Игнашкин
                В великолепной и трогательно притче о блудном сыне Христос открывает великую тайну безмерной любви Бога Вседержителя, Он бесконечно милостив и терпелив к нам, любовь Его простирается на добрых и злых, Он хочет всех спасти и призывает грешников к покаянию, и если человек отвергнет пути зла и вернется к Богу – Небесному Отцу своему, то обретет спасание и неизреченную радость: «У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: «Отче, дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв, и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» – Он сказал ему: «Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Сын мой, ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал и нашелся» (Лк.15.;11–32). Все притчи Иисуса Христа имеют сокровенный и духовный смысл: «отец» олицетворяет Бога Отца Небесного, сыновья – это люди, призванные быть детьми единого Бога, два сына обозначают два типа людей, старший сын – праведников, а младший сын – грешников, которые своевольно отказались от праведной жизни и славы Божьей – утратили честь и достоинство, согрешили и дошли до самой низкой жизни, но вернулись к Богу через покаяние.
                В притче рассказывается, что Небесный Отец разделил имение для сыновей Своих – Господь одаряет каждого человека, приходящего в мир, Своим дарами – жизнью и умом, свободой и талантами, духовными и материальными благами, а человек, будучи свободной и самоопределяющейся личность, сам решает как распорядиться дарами Божиими – употребить их во зло или в добро. Господь создал человеку по образу и подобию Своему и даровал ему великий, страшный и благословенный дар свободы, поэтому все мы – свободные личности, несущие нравственную ответственность за каждое наше дело и слово, намерение и помышление, а в земной жизни мы совершаем выбор, определяющий для нас вечность. Земная жизнь – это увертюра, предваряющая вечность, она дана нам, чтобы мы научились жить духовной жизнью – верит, надеяться и любить, прощать обидчиков и молиться за всех, творить во славу Божию, ибо наше высшее предназначение – стать сынами Всевышнего и обожиться. В притче говорится, что младший сын не захотел служить своему Небесному Отцу – Бог, он покинул дом Божий, унеся с собой свое имущество, и отправился в далекий край, избрав распутную и многогрешную жизнь. В историческом аспекте притча раскрывает тайну грехопадения Адама –  вместо того, чтобы служить Богу и исполнять Его святую  волю, первозданный человек нарушил заповедь Вседержителя и возжелал жить по своей эгоистичной воле – независимо от Творца, он оказался ниже своего призвания и вкусил запретный плод с древа познания добра и зла, обрекая себя и всех потомков своих на тление и смерть, а самое страшное – на рабство дьяволу – князю мира сего властвующего над душами через грехи и страсти, с тех самых пор весь видимый мир, бывший царством Адама, лежит во зле и вся тварь Божия стенает и плачет, ожидая спасения. На страницах Библии раскрывается, что корень греха – это гордость и жажда самообожествления. Возгордившись, Люцифер – величайший из Ангелов, поднял мятеж против Всевышнего и захотел воссесть на престол Божий, увлекая за собой треть Ангелов, ставших страшными и коварными демонами. Возгордившись, Адам и Евы возжелали стать как боги – они доверились древнему змию – дьяволу, отведали запретный плод, нарушив волю Господню и оторвались от Бога – своего Создателя. Выдающийся православный богослов Владимир Лосский писал, что первозданные люди согрешили, возжелав свободы от Бога и независимости от Его святой воли, начали восхищаться не Богом, а автономными ценностями – властью над миром, великой мудростью и могуществом, которые они намеривались обрести через вкушение запретного плода – через богоборчество и богоотречение.
                В нравственном аспекте притча обращена к каждому из нас – все мы являемся падшими созданиями, а каждый грешник – это блудный сын, отказывающийся от праведного и небесного жития, уходящий в мир, лежащий во зле, с его страстями и суетой, ибо каждый раз, когда мы грешим, мы оставляем Бога и отпадаем от святой Церкви – Града Божиего на земле. В мистическом и духовном смысле дом Небесного Отца – это святая Церковь, где мы призваны пребывать, чтобы обрести спасение, а имущество, данное Богом каждому из нас – это Священное Писание и Священное Предание, заповеди, таинства, иконография и Божественная Литургия, расточить их – значит пренебречь ими, не жить литургической жизнью Церкви и не участвовать в ее таинствах, не соблюдать заповеди Евангелия и не бороться со страстями, жить низменной, суетной и грешной жизнью, ведущей к вечной погибели. Наша жизнь – это бесценный Божий дар, это – наше имущество, расточить ее – значит прожигать жизнь бесцельно и бессмысленно, испивая до дна чашу греха и порока, чувственных удовольствий, но земная жизнь бренна, дни ее ограничены, а смерть неизбежна и неумолима и всех нас ожидает Суд Господень. Когда все имущество было растрачено – таланты закопаны в землю, духовные и материальные блага исчезли, настало время скорбей и человек задумался о жизни и смерти, то  настал час голод и мучительной нужды. Не живя по заповедям своего Отца Небесного, человек оказался в трагической ситуации – он ощутил себя одиноким и неприкаянным странником, скитающимся в холодной и равнодушной вселенной, не имеющим моральной, духовной и материальной поддержки, вдали от отчего дома – вдали от Бога и Его святой Церкви. В таинственном смысле это означает, что блудный сын – грешный человек, переживший муки Богооставленности, ощутивший горькое чувство бесцельности бытия и ненужности, а голод и нужда – это духовная жажда, томящая душу человека, о которой писал пророк Амос: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю не землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам.8:11). Августин Блаженный говорил, что Бог сотворил нас для Себя, и мы не сможем обрести покой без Бога – материальные блага не могут удовлетворить нашу душу, ведь у нее есть духовные нужды, а зияющую бездну нашего сердца может заполнить только бездна Божественно Любви. В книге Екклесиаста венценосный старец Соломон признается, что вся жизнь без Бога – суета сует и томление духа, ничто не приносит счастья – ни чувственные наслаждения и богатство, ни слава и власть, ни философская мудрость и искусство, если человек отпал от Бога и разлучился с Творцом своим. В сердце блудного сына вспыхнула тоска по Богу и отчему дому, душа его возжаждала  любви Небесного Отца, обнищавший и истомившийся духом, он познал скорбь и нужду, был на грани смерти и стал взывать к небесам в надежде на ответ Божий.
                В притче рассказывается, что царский сын Небесного Отца сделался пастухом, работающим у одного из жителей далекой страны, он стал пасти свиней и начал есть пищу свиней – осквернил душу лжеучениями и пороками. Если родная отчизна человека – это небесные селения и вечные обители Бога Отца, а далекая страна – мир, лежащий во  зле, то знатный и богатый владелец стада свиней – это сам князь мира сего, дьявол, его приспешники – демоны, а ходить среди полей, где растут горькие травы греха, которые не насажены Богом, и пасти свиней, попирающих евангельские святыни и идеалы – драгоценные жемчужины, – означает жить низменной и животной жизнью без святынь и идеалов, осквернить душу страстями и похотями – стать рабом плотских влечений. Человек – это загадочное существо, он причастник двух миров – духовного и материального, в его сердце борется добро и зло, он обладает бессмертной душой и свободной волей, но он же – хрупкое и смертное создание, живущее в мире, имеющем свои жестокие законы, находясь под воздействием внешней среды – природной и социальной. Живя в неумолимом и смертоносном потоке времени и ощущая, что над головами всех живущих занесен дамоклов меч смерти, человек жаждет вечности и тоскует о какой-то трагической потери, подобно тому, как царь, заключенный в темницу, тоскует о былом величии. Человек чувствует себя свободной личностью, но он живет в мире, где царствуют время и смерть, он ищет счастье, но переживает крушение надежд, ощущая боль и разочарование, ибо истинное счастье не найти в земных сокровищах, оно заключено в Боге. В притче сказано, что придя в себя – осознав свою греховность и то, что путь греха веет к погибели, трезво оценив свою жизнь и обретя ясность ума, он воскликнул: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Пристрастие к суетным благам мира сего опьяняет человека, суета обкрадывает его душу и он утрачивает мудрость и трезвомыслие, но память о смерти и скорби, попущенные Богом, отрезвляют его, дойдя до отчаяния и стоя на краю гибели, он понимает, что попал в страшный водоворот и выход из него только один – воззвать к Богу, вернуться к Отцу Небесному. Грех – это ядовитая змея, оплетающая душу и отравляющая ее своим ядом. Грех – это лжец, непрестанно обманывающий нас, сулящий наслаждения и счастье, но ведущий к томлению духа, отчаянию и омертвению сердца – к духовной и физической гибели. Грех – это тяжелая могильная плита, раздавливающая человека и не дающая ему жить. Грех – это пьяная вакханка с позолоченной чашей искрящегося вина, на дне которой горечь смерти. Грех – это ядовитое жало скорпиона, пронзающее сердце. Нет муки более страшной, чем мука раскаяния и Богооставленности, когда все блага мира – ничто, и сама жизнь не мила, ибо сожаление грызет сердце грешника и не дает покоя совести, а душа плачет и ужасается, предвкушая адские муки. Святые отцы Церкви учили, что первый дар Духа Святого – это познание своих грехов. «Придти в себя» – значит раскаяться и воззвать к Богу, и чем глубже покаяние, тем чище становится душа. Покаяние – это сожаление о грехах и чистосердечна исповедь, решимость изменить свою жизнь, это – суд человека над самим собой до Страшного Суда, и чем сильнее совесть обличает грешника и горестнее он оплакивает свое падение, ревностнее отступает от греха и начинает жить добродетельной жизнью, тем чудеснее будет Божье прощение и милосердие.
                Со скорбью в сердце блудный сын признал себя окаянным грешником, согрешившим против неба – против Бога и священно служение, искал земных наслаждений, а не Царство Небесное и правду его, с тоской он вспомнил о прекрасных обителях Отца Небесного и полноте жизни, которой наслаждались Его слуги – Ангелы, с ужасом и плачем он окинул жизнь свою, полную грехов, мерзости и падений и, увидел, что стал служителем и приспешником дьявола, и, наконец, решился отправиться в обратный путь – начать жить праведной и благочестивой жизнью, бороться со страстями и искать Бога и Его любви. В притче сказано: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв, и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться». Библейский Бог – всевидящий и всезрящий Господь, издали Он увидел раскаявшегося блудного сына Своего и сжалился над ним, побежал встречать Его и с великой радостью заключил в Свои объятья одинокого странника, избавившегося от ига сатаны, не дав ему досказать свою речь о принятии в наемники, ибо Господь ищет не рабов, трепещущих в страхе, и не наемников, жаждущих небесных наград, а любящих сынов. Когда человек раскаивается в грехах, желает жить праведно, ищет спасение и хочет познать Истину, то Бог идет к нему навстречу – человек не может освободиться от тяжкого бремени грехов, познать Истину и обрести спасение без Бога. Велика и неизреченна радость Божия о спасенном человеке – Небесный Отец велит принести лучшую одежду – святость и сияющую ризу Божественного Света, чтобы украсить своего вернувшегося сына, перстень – знак царской власти и печать Святого Духа, обувь – символ хождения путями Божиими и святой жизни, священнослужения. Загадочный образ заколотого теленка – причастие Святых Тайн Христовых, таинство Евхаристии, образ бескровной жертвы, совершающейся в страшный и священный час Божественной Литургии, а веселие – вечная радость, мир и покой во Святом Духе. Старец Иоанн Крестьянкин поучал, что пока человек жив он может раскаяться в грехах – для покаяния не нужно много времени, нужна лишь глубина сердечного воздыхания о согрешениях, и нет греха, который Бог бы не мог простить искренне кающемуся, если покаяние чистосердечно и сопряжено с надеждой на милость Всевышнего: «… как бы ни случилось нам согрешить, как бы ни увлеклись мы вражиими приманками в жизни, никогда не отчаемся в милости Божией, но с верой, упованием и покаянием будет возвращаться к Отцу нашему Небесному, зная, что милость Его ждет нас, а любовь не замедлит выйти нам навстречу и принять в Свои отеческие объятия, омыть наши греховные раны, исцелить болезни, что жизнь жительствовала в нас навечно».
                Если Небесный Отец и Его служители – Ангелы, возрадовались тому, что младший сын вернулся, то старший сын возроптал и осудил любовь и всепрощение Бога Отца, оказавшего блудному сыну царский прием: «Старший же сын его был на поле; и возвращаясь когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» – Он сказал ему: «Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Сын мой, ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал и нашелся». В историческом смысле вернувшийся блудный сын знаменует самарян и язычников, которых призовет апостольская проповедь в Церковь и которые станут христианами, в то время как завистливый и надменный старший сын, вознегодовавший на милосердного Небесного Отца олицетворяет иудеев, не понимающих, что Господь хочет спасти все народы земли и радуется спасению каждого человека, а то, что старший сын отказался войти в дом Небесного Отца – пророчество о том, что многие иудеи отвергнут Иисуса Христа и не войдут в святую Церковь. В нравственном смысле блудный сын – это всякий грешник, его возвращение к Небесному Отцу – покаяние, старший брат – книжники, фарисеи и законники, все те, кто осуждают ближних своих, презирают мытарей и блудниц, не сознавая своих собственных согрешений – гордости, надменности и осуждения. В Священном Писании написано, что нет человека без греха, Единый Безгрешный – это Сам Христос Богочеловек, мы – падшие создания и на земных путях жизни нас подстерегает множество падений, одни увлекаются лжеучениями, иные ищут лишь чувственных наслаждений и славы, третьи – обуреваемы жаждой власти, четвертые – сребролюбцы, пятые – отвергают саму мысль о бытии Бога и духовного мира, шестые – гордецы и лицемеры, но всеблагой Небесный Отец ждет нашего возвращения покаяния – как бы низко мы ни пали, Господь может спасти нас, если мы поймем, что покаяние – это основа духовной жизни христианина, от всего сердца раскаемся и воззовем к Богу в молитвах. В день покаяния и возвращения блудного сына к Небесному Отцу пелись радостные песни – это хвалебные гимны и песнопения Ангелов, прославляющих милосердие Бога Вседержителя и радующих о спасении кающихся грешников. Небесный Отец говорит, что младший сын был мертв – его душа умерла духовной смерть, она разлучилась с Богом и утратила благодать на широких путях грешной жизни, ведущей в погибель, но блудный сын раскаялся в грехах своих и вернулся к Богу – он ожил духовно и нравственно, благодать Святого Духа коснулась его сердца. Преподобный Иоанн Дамаскин – великий поэт и богослов Церкви, утверждал, что существует три крещения: первое – таинство Церкви – крещение водой и Духом Божиим, второе – мученической кровью, третье – слезами покаяния, смывающими грехи. Покаяние – это великая милость Божия, без этого священного таинства ни один человек, живущий на земле, не мог бы спастись, и если мы хотим, чтобы в день Страшного Суда мы обрели спасение, то нам надо очистить душу свою жгучими слезами раскаяния и воззвать к Богу, искать Царство Небесное и правду его, не обольщаться суетными благами материального мира и не терять надежду в часы скорбей и испытаний, но хранить сердце свое от скверны греха и помнить о любви нашего Небесного Отца.