Степан Разин продолжение

Анатолий Озеров
продолжение


/ На переднем плане, на троне Сталин и Ирод. Пилат дремлет в кресле в глубине сцены. /

Ирод:
- Какая сила магнетизма кристаллизует этот мир?
 Какое имя для отчизны, разверзла память на прилив?
 Какой венец единовластья- сияет в пору и не жмет?
 Какое сердце дано власти? Что безнадежно, безучастно,
по воле Ирода растет.
Обожествляя силу власти, на сто столетий наперед.

Сталин:
 - Лизните спичку, чтоб не поперхнутся.
Чтоб в грозный час во тьму не окунутся,
От искры не родился   шквал огня,
 не поглотил красотами маня. 

Ирод:
 - Ругнули бога, сразу у порога.
 Лягнули бога лежа на весах.
Не торопясь спросите лучше бога:
 Что предназначено для нас?

Сталин:
 Пути господние неисповедимы.
Полемика подчеркнута кнутом,
 и красным палашом, -   карандашом.

Ирод :
За стенами гарема, я чувствовал,
что есть одна дилемма…
-орудие убийства упростить.
Ненужного врага  впредь ядом угостить.
И тихо , слабых убедить:
Что все,  во  благо их.
 Другими им не быть.
Им остается жить, меня смешить.
Как душно, скучно…
приходится грешить.

Сталин:
 Ложь распутству не помеха
Убийца убиенного спросил:
 - кто до него свободу развратил?
Кто власти коготь заострил?               
Вопрос был неуместен.

Ирод:
 Дожить до старости не каждому дано.
Правителю из древне суждено - 
испить свой яд, и прочего дерьма.               

Сталин:
 В кулачной драке побеждает первый.
 в словесной перепалке, чаще нервный.

Ирод:
И ложь, как стерва,
немножко шарма добавляет первым.

Сталин:
Изюминка по вкусу плутовству.
Естественно прилипла к естеству.

Ирод:
Любая боль имеет свой порог.

Сталин:
Боль от змеи удваивает силы.
Кому-то срок.

Ирод:
- И пророк, имеет свой порок.
  Я умер до него. А вот несу клеймо…

Сталин:
Великих возродит народ.
 Недруги, как мухи впредь плодятся,
 К народу развернутся, - ракурса боятся.

Ирод:
 Я празднества, пиры любил.
А на пирах внимательно следил,
мерещились мне часто злые тени…
на «Брутов» я грешил.

Сталин:
Мы, большевики не верим, в чудеса.
Кому не суждено убитым быть кинжалом,
ему готовят яд с змеиным жалом.
 
Ирод:
Пора. выслушать Пилата
Пускай ответит в двух словах:
о совести, доброте и зле.
о рабской сущности,
лазейках в римском праве.               

/Пилат очнулся от дремоты. /

Пилат:
Справедливость выводит меня из равновесия.
Совесть рвет мне нервы

Ирод:
Избавься от неё
И будем мы на равных
В союзе благодарных.

Сталин:
Сколько весит совесть на весах?
Какова цена достоинству и чести?

Пилат:
У Ирода все всегда на месте.
Искусство доброго и равного ему
Каждому по деянию воздастся…
- каждому свое. Я с позволения посплю?

Сталин:
Польза, часть доброго серпа
Как оценить добро, жизнь коротка,
 желанье бесконечны.

Пилат:
Римское право Рим не спасло.
Закон не стоит и дерма,
Прочесть, увидеть просто,-
нам дано, осознать лишь сложно.

Ирод
Ад единственное место
которое не уничтожили они.
Иди смотри:
Мы должны ему гораздо больше.

Сталин:
Масонский заговор… имени им нет            
 Они двулики, поглощают свет.
 Ефимович предвидел, - но не смог…
предотвратить, Им помогает бог.

Ирод
Сторонники у Льва берут свое начало.
А коалиция им ж….  подлизала.
Классический сюжет – по существу.

/в глубине сцены Степан Разин в клетке.  он бредит/

Стенания исходят от народа
И я как часть его, на дыбе, смотрю в оба
стон мой из глубины веков
душа под тяжестью оков.

Голос свыше:
- В даль смотри. Деяния по опыту сравни

Сталин:
 - Мне чудится?
Иль муха в зоне слуха?

В историю ведут следы,
которые и не тропили мы.

Ирод:
Арестовать бы надо сразу всех,
и допросить.
 А прочих, - худших отпустить.
На воле обретем мы тех,
которые, нам принесут успех.

Сталин:
 Праведников загрызут на грех.
 
Ирод:
 - Вы   выпустили Льва,
 он скрылся за границей,
 ославил Вас, -
но возродил   жар – птицу,
 которая возвысила тебя!

Сталин:
 Отдал он богу душу,- мой должник.
 Он в существо, –   нутро мое проник.
Талантлив был мертвец, –ясней мерзавец.
Но умер как подлец, под занавесь…
-как иностранец.

Ирод:
 - Святая дева! Превосходны речи,
Хоть много сквозняков, от Евы до предтечи.      
Беда от дураков – всему свой час.
Другим  там делать  нечего  без нас.

Сталин :
  Заступнице всегда сопутствует палач.

Ирод:
- И детский плач.

Сталин:
 - История – слепа, история глуха.
Судьба с тобой играет не напрасно.
Бокал вина – расплеснутое масло…
 Кто нам налил вина,- его здесь есть вина.
 Иуда выплеснул под ноги многим масло.
Какие имена, и Берлиозов масса.

Ирод:
 История, как женщина прекрасна,
но более прекрасна, в неглиже.
 Им показать наш ракурс несогласных         
Ценители искусств, хлебнув «Lanson» в Роше               
 вмиг без труда очистят свое чрево.
Блевотной жижею, покроют наше древо.

Сталин:
 Прости - ведь это их недуг.
Они шершавым языком лизали мед из рук.
 Как трудно избежать соблазна,
 и врезать, дать пинка,
 чтоб не мутнел их разум от пены языка.

Ирод:
 Грешили все.  Мы были в их числе.
И слыли проповедниками, - где? Во тьме!
 - Я золото менял на хлеб.
 Родную кровь не ставил во главу,
 Мы были одержимы, – наяву.

Сталин :
Удовлетворяли  прихоти свои,
от хруста в сапогах,
до хруста тел в прострации среды.
Ругают нас , и видно не напрасно.
Возможно поделом!  Недолго до беды…
Нас стоило боятся… алаверды.

Ирод:
 У Рима зрелищ было больше.

Сталин:
 - Сомнений больше. Больше и рабов.
Но множились  враги, что стало в Риме тесно.
От злостных мужиков… - патрициев
живущих повсеместно.
 «Хотя отскакивало право от зубов.»

Ирод:
 - Со скверной славой мы живем.
 - Сенат выносит,- мы жуем.

Сталин:
 - Закон источник для юродства…
но он закон. Из благородства,
мы реже сеем, чаще жнем.


Ирод:
На блюде предо мной предстали две главы.
 Крестителя и будто сатаны.
 Уйми назойливый мираж, история страны…            
порочен мой изъян - у образной вины.

Сталин:
Могущество - распятие державы.
Забальзамированный век,
а люди стали ржавы.
Глаза   темнее рек…
- безумство ярче славы.

Ирод:
В три хода мат.

Сталин:
 - Не все в истории зависит от ферзя.
И пешку заменить нельзя.
В игре фигуры разные важны.
 Их сущность выражая, за игрой следи.         
 
Ирод:
Словами воздух сокрушая. 
Перед «Пилатом» мы равны.
В нас проявилась власти жало…
судье по проще поясни.               

Сталин:
 -Защиты ждал мой враг из вне.
Но оказался на скамье.
Подробно излагать не стану               
Пилат не жил на Колыме

Ирод:
 - Исконно мука в сонме ночи-дня               
Карает время нас бездушьем бытия.
Интриги, распри, прочих корысть для…               
 Всю желчь невзгод сливают на меня.

Сталин:
Моя программа в лист…
перед богом каюсь, чист.

Ирод:
Мы здесь канонами прикованы к скале.
А в вышине, -рвут «ангела», стервятники когтями. 
В твоей стране, в броне,  народ  работает локтями
 и перемалывает все,- орудуя цепями.

Сталин:
 - Законники они важны сейчас.               
Не благовидно потчуя словами…
усилив круговерть, главенствуя над нами…            
 веру умертвляют без прикрас.
Кого не тронь в миру:
 - Иуда иль палач,
- вам душу отравляет.
Высасывает кровь, законом прикрываясь.
А крестик?- он  на случай, на Авось.

Ирод:
А совесть?

Сталин:
Как должное отбрось.

Ирод:
 Собачья жизнь.
На блюде две главы, мерещатся в крови.
Иуды голос воскресает, свищем.

Голос иуды:
 - Учитесь жить!  Воруйте, время есть.
Пустое место никому не нужно.
Откликнись совесть: -Эй... Ау- Ау!!!
 Вдовою стала честь,
впредь совести ненужной.

/обращается к Сталину/

 - Давайте посетим раек.
Посмотрим, как проецирует народ,
 среди невзгод
на куклах выражая нашу сущность.

Сталин:
Рай не по мне.
Раек тем более
у властных в колее.

/Степан Разин на дыбе/

Степан Разин:
 - Вы превратили срок мой в маскарад
На дыбе Я. Что здесь не так?
Христос страдал, распятье для него
 спасенье от всего.
Мне надоело вас здесь слушать
- настанет час, яд с медом буду кушать      
Я задыхаюсь…а внутри пожар.
Возможно… я Икар?

Голос свыше:
 - Сок в уста,- душа пуста
где оклад, там речь густа.
                ***
продолжение следует