Тогда и ныне

Ирина Граузите
 Рассматриваю свои старые фотографии ,в памяти возникают  времена детства,такие счастливые и неповторимые. 
 Счастье , что родилась я в  послевоенные годы. Уже отменили продуктовые карточки , моё поколение не узнало, что такое голод. Была вера , надежда в светлое будущее. Оккупированный в годы войны город зализывал раны, оживал, хорошел . Люди, пережившие ужасы войны,наслаждались миром,радовались каждому дню. Предстоял гигантский труд: восстанавливать из руин уцелевшие полуразрушенные предприятия, налаживать работу транспорта,благоустраивать улицы, дороги,парки.Рабочих дней,а тогда и суббота была рабочей, просто не хватало. Горожане организовывали воскресники. Я хорошо запомнила один из них по обновлению детского сквера. Чистили территорию, сажали деревья, кусты, разбивали клумбы, мастерили качели, скамеечки песочницы. Трудились охотно, весело. Родители брали с собой детей.доверяли посильную работу , мы, как муравьи, копошились, возможно даже иногда мешали , но старались изо всех сил быть полезными . Сколько радости принёс труд с взрослыми. Из  круглого чёрного репродуктора разносилась  наивная, очень популярная песенка:
 Ах Самара городок, неспокойная я,
 Неспокойная я,
 Успокой ты меня! 
Каким скромным был быт, да много ли человеку нужно для существования. Мы жили в самом центре города в маленьком доме. Дворик, две крошечные комнатки, веранда.   Никакой лишней мебели и прочий роскоши,только всё самое необходимое. Напротив, вновь отстроенный  многоквартирный дом, названный стодворкой. Там
 такие малюсенькие комнатки, удивительно, как жильцы умудрялись в них поместиться. В тесноте да не в обиде- главное есть крыша над головой.
  Тогда „ Всё лучшее детям” –  был не лозунг, а реальность.   Мы росли    в любви и заботе. Наверное, с тех времён существует фраза дети- цветы жизни. Правда  сейчас она иногда звучит в насмешку.
 В городе сохранилось несколько старинных особняков. Помещение одного, небольшого, но очень красивого и  уютного, оборудовали под детский сад. Отец  мой служил тогда в системе МВД , детский сад находился в ведомстве этой организации. Мне посчастливилось стать одной из его  воспитанниц   Помещение небольшое, рассчитанное на одну группу около двадцати ребятишек, своя кухня, умывальная, туалет, маленький зал,  где проводились праздники. На  входе  в здание старинные резные двери,  перед ними маленький полисадник. Особая семейная теплота чувствовалась прямо с порога. До сих пор помню своих любимых воспитательниц- Веру Анатольевну и Ларису Иосифовну, да и злючку Людмилу Александровну тоже запомнила  ,она не любила нас, а мы её. Крепка детская память, на всю жизнь хранит она, и хорошее, и плохое.  О здоровье заботились и  укрепляли.Это и  постоянное, постепенное  закаливание, (а ведь таких удобств, как сейчас ,не было) пища, приготовленная из натуральных продуктов , частые прогулки в парк, там простор, не то, что в нашем крошечном полисаднике. Мы ещё и капризничали :
„ Ой какой жёсткой прохладной рукавичкой прошлись по моей тёплой спинке; опять этот противный рыбий жир  заедай подсоленной коробочкой чёрного хлеба; не люблю томатный сок, мне бы абрикосового или сливового.
 Нас убеждали – нравится, не нравится ,но все это полезно для здоровья.  И как не поверить нашим добрым,терпеливым, ласковым воспитателям. Летом, перед школой, нас на месяц отправили  в Анапу, разместили в пустующем в это время пионерлагере Устроили будущим школярам настоящий санаторий. Может быть в наши дни всё это кажется небылицей.  Буду считать, что мне повезло и не всем моим сверстникам такое счастье отвалило.
А праздники!
Чудо, как хороша Новогодняя елка!. Красивые костюмы главным героям дал напрокат местный театр. Снегурочка в кокошнике, в шубке,  расшитой серебряными нитями и блёстками, так похожа на Веру Анатольевну,   Дед Мороз  громким низким голосом  приветствует нас Мы перешёптываемся:
-- Это кажется  Лариса Иосифовна!
-  Да нет, он настоящий, у Иосифовны ведь совсем не такой голос
-  А я говорю тебе- это она.
Начинаются веселые игры забавы сюрпризы  и разоблачительные споры забыты.
 Хотелось верить, мы  заворожено  верили в зимнюю сказку.  Радовались подаркам . Все кулёчки сшиты из обычной обёрточной бумаги и от руки разрисованы. В каждом, кроме конфет, печенья и орехов, сюрприз от поварихи-  аккуратно завёрнутый кусочек наполеона.
 Сохранилась фотография майского праздника. На центральной стене обязательные портреты вождей.  Детские пары в украинском танце. Я в паре с Арутюнчиком( так его всегда называли) Мы с ним маленького  роста, а потому  всегдашние в танцах партнёры и первая пара.  На втором плане - самая красивая черноглазая Клавочка Куржева в паре с всеобщим девчачьим любимчиком Сашкой. И что в нём есть такого,  чего в других мальчишках нет?

Печально.
Траурный день смерти  Сталина. Собрали в зал, и детей, и взрослых. Заведующая с заплаканными глазами что- то непонятное говорила. Лицо у неё кривилось  в странных гримасах. Событие не для детских нервов.  До сего времени не могу объяснить , почему у меня происходящее вызвало такую реакцию – я громко хихикнула,  сама испугавшись этого смешка.  Дети жестоки, если уловят слабинку в характере, заметят неуверенность и ,не дай Бог, уличат в каком- то проступке - считай будешь у них на крючке. Меня ещё угораздило  одного из моих обидчиков обозвать сволочью. Словечко это однажды ляпнул мой дедуля.  Никогда в семье не слыхивала грубых слов, а тут….. И как же быстро плохое улавливается!  И начался детский шантаж. Улучив момент, когда взрослых не было рядом, дети окружали меня плотным кольцом, грозя пальцем дружно скандировали:
- Всё, всё будет сказано, как ты смеялась, когда дедушка Сталин умер!.
- Всё, всё будет сказано  про твоё гадкое слово.!
Поняв, чем  можно донять, нередко устраивали подобные разборки ,так случалось не только со мной, детвора клеймила позором всех провинившихся .
Жизнь не сказка, в каждом времени свои печальные и даже страшные эпизоды Я, как ребёнок, не понимала, что это мама, быстро схватив меня за руку, выволокла из  почтамта, куда мы с ней зашли, чтоб отправить письма. А я всего лишь, указывая  на большую картину” Вождь с соратниками на палубе корабля”,  почему то закричала:
- Какой противный дядька стоит рядом с дедушкой Сталиным !
 Это  -  Берия,  тогда ещё бывший в авторитете. Зная мои неожиданные проявления, родители изобрели свой язык. Когда говорили в моём присутствии о том, что не для детских ушей,  меняли в словах слоги,  начиняя слово с конца.  Да так натренировались в этой тарабарщине ! Значит в стране было много такого, о чём даже шёпотом страшно говорить. Одной из ночей увезли семью  врача татарина , отца моих дворовых дружков Рената и Фарида.  Чем- то неугодны они оказались власти.И это не единичный случай. При видимом благополучии в сердцах людей оставался страх
 В детском тележурнале „Ералаш”  показан эпизод встречи в кабинке лифта Сталина и пионеров. Все они, кроме одного, растеряны и испуганы. А этот находчивый, салютуя выкрикивает:” Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!”
 Вождь же, покачивая трубкой, с  благосклонной улыбкой: „Правильно говоришь, маЛчик, правильно !’
 К чему я это ? Да просто  для размышления  и сравнения.
До недавнего времени я думала, что нашему поколению повезло.- Мы прожили без революций и войн  Но  вот оно…..наше испытание.Мир под нас не прогнулся, как провозглашал Макаревич.  Хватило бы сил выжить в этом безумном, стремительно меняющемся мире.





 

,