Банальность смерти

Олег Сенатов
Герой  фильма «Ностальгия» (Италия/Франция, 2022 г.; режиссер Марио Мартоне) сорок лет назад покинув  Неаполь, повидал разные страны, основал в Каире собственный бизнес, нашел себе на чужбине спутницу жизни, но вспышка ностальгии заставляет его  посетить родной город. То, что он захотел в нем остаться навсегда, зрителя не удивляет, ибо и город, и его жители его очаровывают своим неповторимым шармом.
Что же касается меня, то я по Неаполю сам испытываю что-то вроде ностальгии, так как побывал в городе в 2019 году (это была моя последняя поездка в Европу), и совсем недавно прочел роман Елены Ферранте «История о пропавшем ребенке» , который тоже проникнут противоречивым духом Неаполя.
Однако решение героя переселиться в Неаполь столкнулось с неприятием  его бывшего друга молодости, ставшего с момента их расставания (им тогда было по пятнадцать лет) самым жестоким и из  лидеров каморры (неаполитанской мафии). Последний недвусмысленно дает понять своему старому другу: «Убирайся!». Герой фильма, тоже по-своему крутой, не соглашается, и ищет встречи со своим старым другом. Наконец, встреча состоялась. Мафиози повторяет свой вердикт: «Убирайся!» - для него, как для преступника,  присутствие старого друга представляет потенциальную опасность. Герой же, полагаясь на общечеловеческие принципы, в частности, на нерушимость дружбы, остается в Неаполе, и бывший старый друг его собственноручно убивает, для порядка привычными жестами  обчистив его карманы.
Фильм раскрывает нестерпимую банальность преступления; банальность зла, банальность смерти. Ее якобы демонический характер выдуман художниками, чтобы приукрасить бытие.
                Ноябрь 2022 г.