Треугольник печали

Олег Сенатов
Новый фильм Рубена Эстлунда «Треугольник печали» (Швеция, США, Франция, 2022 ) производит на зрителя ошеломительное впечатление, но это обусловлено не его содержанием, откровенно банальным. Здесь не сказано ничего нового про гендерные отношения в профессиональной деятельности;  над современным капитализмом кто только не изгалялся; несостоятельность марксизма тоже давно стала общим местом.
 Что же приковывает взоры зрителей к экрану? Да то, что с него на тебя смотрит сама действительность! Как это достигается? В современном «зрительском» кино мы привыкли к тому, что кадр лихорадочно поспешает за стремительно развивающимся действием, и  зритель не успевает различить детали. В авторском кино встречаются очень замедленные сцены, и, для самооправдания автор их показывает как бы через кисею – обволакивает дымкой. В данном же фильме преобладают близкие планы, и сцены длятся столько, что зритель успевает их рассмотреть в малейших деталях: не только лица героев, но и все, что их окружает. Отсюда – ощущение присутствия зрителя в кадре, и его вовлеченность в действие.
Аналогичный эффект уже наблюдался в «Квадрате», но там он был обусловлен тематикой – фильм, целиком посвященный Современному Искусству, ни на минуту не покидал выставочных залов, а также  пространств инсталляций и перформансов. В «Треугольнике печали» тематика переменилась, а родство с Современным Искусством сохранилось.
В результате в фильме имеют место значительные заимствования из  методов видеоарта, чем  и обусловлена его визуальная мощь.
                Декабрь 2022 г.