Хроника трёх дней или честно об Аргентине

Сергей Горбатых
                Четверг
                Часть четвёртая

 Дома, я первым делом звоню на работу диспетчеру.
- Рамон, добрый день! Завтра выезжает рейс на Часкомус? - интересуюсь я.
- Нет, Серхио, не будет рейса завтра! Пока планируют на субботу, а может быть даже на воскресенье. Ничего ещё не готово, - сообщает мне диспетчер.
- Хорошо! Спасибо! Завтра я тебе позвоню! - отвечаю я.
 Я двадцать два года работаю в фирме частной безопасности. В России их именуют ЧОПами.
 Когда в 1998 году мы собирались уехать в Аргентину, никто из нас не имел ясного представления о том, чем мы будем заниматься в этой стране. Ведь в то время ещё не существовало ни Ютуба, ни различных социальных сетей, ни форумов по интересам. Даже сам интернет находился в зачаточном состоянии. Вся информация, которой мы обладали была взята из Большой советской энциклопедии, учебников географии и нескольких старых аргентинских газет, которые оказались у нас совершенно случайно.
 В Посольстве Аргентины в Москве, когда мы оформляли визы, нас с женой предупредили, что безработица в этой южноамериканской стране  достигла уровня 20 процентов. Дали подписать документы о том, что мы не претендуем ни на какие аргентинские правительственные пособия.
 Приехав, мы столкнулись с суровой действительностью: работы не было. Я каждый утро покупал газету «Кларин» и  в рубрике «Работа» пытался что-то найти. Появлялись объявления о наборе женщин в швейные мастерские и мужчин в фирмы частной безопасности. Число мест было ограничено. Иногда были объявления о конкурсах на замещения вакантной должности инженера-электрика, инженера по холодильным установкам, бухгалтера с большим стажем работы.
 Наши соотечественники трудились на стройках за небольшую плату. Работа тяжёлая. Разгрузка грузовиков с  арматурой, кирпичами, цементом, досками и т.д. Почти   все технологические операции производились вручную. Соотечественницы, как правило, работали кафетерас, то есть продавали напитки на улице. Они толкали впереди себя тележку с термосами и предлагали прохожим горячий кофе, какао, чай. Конкуренция среди них была огромная. В центре столицы на каждый квартал приходилось по две кафетерас. Также славянские женщины шли работать домработницами.
 Некоторые из наших сразу же начинали открывать своё дело: киоски, павильончики по ремонту одежды ( ведь аргентинки не имеют никакого представления о том,  как пришивается пуговица, не говоря уже о более сложных вещах), приобретали автомобили и занимались частным извозом.
 В принципе  со временем можно было как-то устроиться. У  людей с руками это выходило быстрее  чем у таких, как я. Что я умел делать руками? Ровным счётом ничего! Поэтому для меня оставался единственный выход: идти работать в какую-нибудь фирму частной безопасности. Единственным условием было сносное знание испанского языка.
 Многие приехавшие в Аргентину вообще не имели о нём никакого представления. Я же учил в молодости итальянский язык, который мне очень нравился.  Перед отъездом в Аргентину мне удалось взять около шести частных уроков испанского  у хорошего преподавателя.
 Приехали мы в Аргентину 13 июля 1998 года и через несколько дней подали документы на получение ДНИ (документ национальной идентификации) для иностранцев. Это временный вид на жительство, который даёт право на работу, учёбу, открытие счётов в банках и т. д.
 Сына сразу же оформили в последний класс начальной школы. Дочь присматривалась к окружающей действительности, решая что ей делать. Мы с супругой самостоятельно учили язык. Каждый день я продолжал покупать «Кларин», внимательно изучая всю газету. Основное  своё внимание концентрировал на объявлениях о рабочих местах. По воскресеньям их выходило в несколько раз больше, чем в будние дни. В публикуемых объявлениях о наборе служащих в различные агентства частной безопасности часто указывалось, что предпочтение отдаётся бывшим  полицейским, жандармам и военным.
 Дочь, которая наладила контакты с местным населением, говоря только на английском, посоветовала мне направлять Curriculum vittae (Резюме о моей трудовой деятельности) по почте в те фирмы частной безопасности, которые оставляли для этого свои адреса. Каждый день я отправлял до пяти конвертов. Ответов не было. ..
 Я спрятал подальше свой переведённый на испанский язык диплом инженера- судоводителя и направился к официальному переводчику с моими документами о военном образовании. Через два  дня у меня на руках был переведённый диплом о военном образовании. Я надеялся, что он мне даст шанс получить работу.
 14 сентября дочь и я получили ДНИ, а на следующий день в «Кларине» я увидел объявление о том, что агентство частной безопасности проводит большой набор сотрудников для охраны транзитных грузов. Желающим предлагалось лично прибыть в её офис с необходимыми документами. Я посмотрел адрес, а затем карту столицы. Оказалось, что офис находился недалеко: кварталов 30 от дома, в котором мы снимали квартиру. В столице, как и во всей Аргентине, расстояние в населённых пунктах измеряют кварталами.
 На следующее утро я в костюме и галстуке прибыл  в дом на улице Гумбольдт 2223, который располагался в столичном районе Старый Палермо.
 В небольшом помещении находилось человек пятнадцать. Все заполняли какие-то анкеты. Мой вид вызвал искреннее уважение у  нескольких женщин, которые раздавали анкеты и объясняли как их заполнять. Ведь только я один был одет в костюм, белую рубашку и галстук.
 Я заполнил несколько формуляров, а также ответил на все пункты в обширном опроснике, оставил фотокопию моего ДНИ.
- Спасибо, сеньор! В ближайшее время мы вам позвоним! - пообещала мне круглолицая высокая женщина лет тридцати, принимая от меня документы.
«Никто мне не позвонит!» - с грустной уверенностью подумал я и вышел из офиса, который видно совсем недавно являлся жилым домом.
 Прошёл день, затем второй, а на третий мне позвонили и пригласили зайти на собеседование.
 Я вновь прибыл на улицу Гумбольдт 2223, где меня принял сначала один весёлый мужчина, высокий и статный, с маленькими усиками, который являлся начальником оперативного отдела. Затем я долго беседовал с другим мужчиной лет сорока пяти, который задал мне целую кучу вопросов.
 Понял я, разумеется, не всё и ответил, как смог, запинаясь, подбирая слова. Мужчина к моему удовлетворению, всё понимал. Прощаясь, он подал мне руку и сказал:
- Сеньор Сергей, завтра мы вас ждём в семь часов здесь, в офисе.
 Так я стал служащим агентства частной безопасности Grupo San Miguel с испытательным сроком в три месяца. По его истечению со мной должны были подписать контракт или выставить за дверь.
 Мужчина, который так долго со мной беседовал оказался его единственным хозяином. Его звали Хуан Карлос Бруно Морено.
 Агентство предоставляло  услуги по охране складов, жилых домов, предприятий… Осуществляло  сопровождение физических лиц. Но основной сферой деятельности Grupo San Miguel являлась охрана транзитных грузов.
  Эта охрана производилась двумя способами: «кулата» и нахождение в кабине. Тот, кто ехал сзади охраняемого грузовика на легковом автомобиле,   делал «кулату», на жаргоне именовался «кулатеро». Охранник, находившийся в кабине  грузовика, являлся «кабинеро. Всё очень просто и ясно.
 Во время испытательного срока я работал без оружия, выполняя самые безопасные и лёгкие задания.
 В легковом автомобиле, как правило, находились двое кулатерос  шофёр и его помощник, которые составляли бригаду охраны. Так вот я выполнял функции помощника.
  Также мне,  по субботам и воскресеньям,  пришлось охранять небольшой заводик, где производили различные металлоконструкции.  Целый месяц я работал в большом салоне красоты на углу проспекта Санта Фе и улицы Уругвай. Потом несколько недель я но ночам сидел в огромном пустом складе.
 Пролетели три месяца и со мной подписали контракт.  Теперь я уже смог оформить так называемую «обра сосиаль» на всю семью — это медицинское обслуживание, и  агентство обязалось делать отчисления из моей зарплаты в пенсионный фонд.
  У меня началась совсем другая жизнь. В любое время дня и ночи мне звонили по телефону диспетчеры и давали приказания когда, куда и с кем ехать.
  Из своей самой большой сумки я соорудил « тревожный чемоданчик», в котором было всё необходимое, чтобы выжить вне дома в течение семи-десяти дней.
  В понедельник я выезжал на легковом автомобиле с шофёром для того, чтобы сопровождать грузовик из Буэнос-Айреса до пограничного перехода Клоринда, что находится на границе с Парагваем. В среду я уже находился  в кабине грузовика, который должен был пересечь Анды, чтобы доставить груз в Чили. В пятницу, тоже в кабине, но уже другого грузовика, я мчался к проливу Магеллана.
 Кто-то может сказать:
- Так разве это работа? Сиди да смотри в окно, наслаждайся пейзажами.
 Но уверяю вас, что это совсем не так. Из-за того, что спишь очень мало и урывками, находишься в ограниченном пространстве  и всё время сидишь, быстро накапливается усталость. Появляется раздражительность и апатия….
 В таком ритме я жил около двух лет. За это время я объехал почти всю Аргентину, побывал во многих провинциях этой страны.
 Я видел плантации бананов на отвоёванных  у непроходимой сельвы участках земли красного цвета в Мисьёнесе и Формосе; выжженные солнцем пустыни провинции Чако; колосящиеся хлебные нивы в провинциях Санта Фе, Буэнос Айрес, Ла Пампа; нескончаемые виноградники и оливковые сады Мендосы; величественные Анды;  каменистые низины Патагонии с низкой пожелтевшей травой, по которой бродили стада гуанако и отары овец…
 Романтики уже не было. Работа без выходных. Питание, когда получится  и то, что сможешь купить в придорожных забегаловках. А во всех них предлагался только самый широкий выбор жареного на париже (решётке) мяса. 
  Меня поражала бедность, в которой жили люди  красивой и богатой  Аргентины.
 Меня восхищали эти люди своей открытостью, искренностью и готовностью поделиться всем, что они имели.
 Я не уставал удивляться водителям грузовиков —  неутомимым труженикам  Аргентины. Ведь им платили за количество рейсов и выполненный километраж. Для того, чтобы заработать больше, водители работали сутками без нормального сна и отдыха. У каждого аргентинского дальнобойщика имелся мешочек с листьями коки. Два или три листочка, положенные за щёку, и у них уже исчезали сонливость и  усталость, пропадало чувство   голода.
 Так сотни лет назад делали и продолжают делать аборигены Южной Америки.

 Жена зовёт меня к столу.
 Кусок жареного бифе, салат. Я откупориваю бутылку Альма Мора (Мальбек 2020 года). Наливаю себе полный бокал.
 Я не любитель спиртных напитков, но отказываться от аргентинских вин — это крайне неразумно. Врачи говорят, что стаканчик вот такого виноградного напитка красного цвета помогает избежать инфарктов и других неприятностей со здоровьем.
 В Аргентине выбор вин не просто огромный, он бесконечный! Особенным успехом во всём мире пользуется аргентинский Мальбек. Я, лично, с этим полностью согласен.
 В местных супермеркадо и специализированных винных магазинах можно найти абсолютно всё!
 Во время моего пребывания в Чили я каждый день дегустировал продукцию различных  местных винных погребов. Увы, ничего мне не понравилось! Вина были очень кислыми с резкими ароматами.
 Хорошей водки в Аргентине нет. Местную лучше и не пробовать: это просто жуткое пойло, а не напиток.
 Есть прекрасный коньяк «Reserva San Juan», разнообразные хорошие ликёры. Выбор шампанских вин тоже огромен. Есть много марок сидра, но этот напиток принято  пить только на Рождество и на Новый год.
 Для любителей пива Аргентина — это вообще райское место. Здесь его производят как большие предприятия со столетней  историей, так и совсем крошечные пивоварни.

 В разгар великого аргентинского кризиса, который начался в декабре 2001 года, мне предоставилась возможность бросить колесить по всей стране и работать охранником маленьких грузовичков.
  Агентство частной безопасности Grupo San Miguel заключила контракт с одним из самых больших в Аргентине   предприятий  оптовой торговли Potigian, которое занималась  поставками сигарет и продуктов питания во все провинции страны.
  Все, кто осуществлял охрану грузов в Potigian, были кабинерос. На выбор нам предлагались длительные рейсы: по всей стране и местные, по столице и её пригородам.
 Я сразу же отказался от работы, которая предусматривала моё ночное отсутствие дома . Мне пошли навстречу.
  Теперь у меня наступила совершенно другая жизнь. Я начинал работать в шесть или семь утра, зная, что через десять или двенадцать часов вернусь домой и буду спать в своей постели.
 Много лет я был кабинеро в грузовичке, развозившим товар по столичному микроцентру ( Так называют центр Автономного города Буэнос Айрес).
 Здесь была совершенно другая специфика работы: огнестрельное оружие нам использовать  категорически запрещалось, даже вынуть пистолет из кобуры и демонстрация его кому-либо могли привести к серьёзному уголовному преследованию.
 В микроцентре  нужна сосредоточенность и концентрация внимания, для того чтобы избежать случая, когда один преступник тебя отвлекает, а его сообщники  в этот момент открывают фургон грузовичка и что-нибудь из него вытаскивают.
 Микроцентр аргентинской столицы кишел и продолжает кишеть ворами -карманниками, ворами, которые взламывают автомобили и воруют в магазинах, а также грабителями на мотоциклах, вырывающими из рук прохожих сумки и телефоны. Развит вид преступности, который получил название «салидера». Это когда  у человека, вышедшего из банка с солидной суммой денег, бандиты их отбирают за считанные секунды, убегая затем на быстроходных мотоциклах  или автомобилях.
 Через несколько месяцев я уже знал в лицо всех воров -карманников, а также воров, которые вырывают вещи из рук прохожих. Видел, как они нагло и безнаказанно орудовали на улицах.
  Впереди по улице всегда шёл главарь банды - неприметный мужчина лет пятидесяти с рюкзачком за спиной и опущенной головой. Постороннему наблюдателю казалось, что он смотрел только перед собой, на тротуар.
 За ним, в метрах десяти, шагал мужчина лет тридцати пяти. Также неприметный, с рюкзачком за спиной и взглядом на тротуар.
 Шагах в пяти от него, по этому же тротуару, двигался ещё такой же неприметный тип. За ним, на расстоянии, пятнадцати метров, ещё один.
 На противоположной стороне проспекта или улицы, параллельно своим подельникам, по тротуару, с таким же ритмом, в таком же порядке, продвигались ещё двое-трое коренастых, похожих друг на друга, мужичков лет по тридцать пять -сорок.
   В моей памяти  остался навсегда тот день, когда я находился у закрытых дверей фургона грузовичка, стоявшего на проспекте Коррьентес недалеко от улицы Флорида. Полдень. Толпа людей. Много иностранцев. Одна туристка из США вынула из своего кожаного рюкзачка, висевшего на груди, очень дорогую фотокамеру и принялась фотографировать. Делала она это осторожно, опасливо осматриваясь по сторонам. Ничего не происходило. Потоки людей  шагали по тротуару, пересекали проспект Коррьентес по пешеходному переходу.
 Туристка, очевидно, несколько успокоилась и, уже не косясь на прохожих,  увлечённо нажимала кнопку фотоаппарата. По тротуару шёл главарь банды. Его я увидел, а вот подельников в плотной толпе людей даже не заметил.
 Главарь банды приблизился к туристке на расстояние  шагов четырёх, повернулся к ней боком и сделал вид, что рассматривает здания. Он не привлекал  к себе никакого внимания и не вызывал абсолютно никакого подозрения.
 Туристка закончила фотографировать. Аккуратно поместив фотоаппарат в  свой  кожаный рюкзачок, она принялась застёгивать замок-молнию. В этот момент главарь одним прыжком оказался возле женщины, резким движением дёрнул  её рюкзачок на себя. Вырвал и бросил  его кому-то, невидимому в толпе, через головы всех прохожих. Тот бросил кожаный рюкзачок ещё выше и дальше. Дорогой фотоаппарат  исчез навсегда...
 Этот «процесс» занял секунд десять. Туристка пришла в себя только через полминуты и принялась громко кричать с английским акцентом:
- Полиция! Полиция! По-ли-ция!
 Через минуту к ней подбежала юная девушка -полицейская, стоявшая на углу Коррьентес и Флорида, но почему-то не видевшая преступления, которое произошло у неё на глазах.
 Туристка из США  что-то ей громко объясняла,  показывая при этом пальцами то на свою грудь, то вверх.
 Их окружили зеваки. Кто-тот принялся переводить  девушке -полицейской рассказ потерпевшей. Через пять минут с воем сирен и блеском синих мигалок прибыли два патрульных полицейских автомобиля.
 Начался поиск свидетелей кражи фотоаппарата, но таких не оказалось. Никто ничего не видел.
  Я был уверен, что полицейские знали, что произошло, и кому принадлежит авторство преступления. Увы, у них не было никаких доказательств. Жертвы таких преступлений, не видят тех, кто их грабит. Ведь всё происходит очень быстро.
  Главаря этой банды  полицейские периодически  задерживали и отвозили в комиссарию ( отдел внутренних дел). Там его держали несколько часов, а потом выпускали. Ведь ни один судья не давал санкции на арест без весомых свидетельских показаний.
  Полицейские знали и знают  в лицо абсолютно всех преступников, орудующих в центре столицы, а также их модус операнди. Сделать же ничего не могут или не хотят. Полицейские стоят на тротуарах, изображая исправное несение службы, а  совсем рядом, практически в их присутствии, преступники «освобождают» людей от принадлежащих им ценностей.
 Но есть в нашем мире кара Божья! Как-то в один из летних дней, когда прохожие, изнывая от изнурительной жары, медленно брели по тротуару улицы Карлос Пелегрини, главарь банды хотел вырвать у туриста кинокамеру. Не получилось! Кинокамера осталась в руках у хозяина, а главарь резко бросился бежать в сторону Девятого Июля - самого широкого проспекта в мире.
- Бух! - послышался громкий удар, а затем — Хрясь…
 Грузовичок, развозящий чипсы по киоскам центра столицы, врезался в ворюгу. Его тело взлетело вверх, а затем рухнуло на горячий асфальт.
 
 О случившемся мне рассказал на следующий день водитель грузовичка.
Я был уверен, что мир освободился от главаря банды навсегда. Увы, ошибся. Месяцев через пять этот мерзавец, сильно припадая на левую ногу, вновь вёл своих верных подчинённых по тротуарам центра Автономного города Буэнос-Айрес.

 После вкусного и сытного обеда с хорошим вином и мороженным на десерт, мне захотелось сделать сиесту, которая идёт на пользу человеческому организму.  Именно так утверждают все аргентинцы!  Хотя в настоящее время это привилегия, которой могут пользоваться только счастливчики.
 Об аргентинском мороженном.  Невероятно вкусное,  изготавливается из натуральных продуктов. Едят его здесь только в жаркий сезон. В холодную эпоху многие кафе- мороженное закрыты.
   Если случится так, что вы приедете в Аргентину то ешьте только мясо жаренное на париже, запивайте его вином по вашему выбору, а  на десерт употребляйте мороженное. Ассортимент его огромен. Невероятно вкусное! Честное слово! Рекомендую!