Сцена23 - Женская судьба...

Лидия Гладышевская
ЖЕНСКАЯ СУДЬБА – «ГЛАЗА ДНЯ»

                «...Отчего люди не летают
                так, как птицы? Знаешь, мне иногда
                кажется, что я птица. Когда стоишь
                на горе, так тебя и тянет лететь»
               
                Монолог Катерины из драмы
                А. Н. Островского «Гроза».


         27 ноября, наконец, состоялась долгожданная премьера - антрепризный моноспектакль, а по сути, удивительный творческий вечер известной актрисы театра и кино, участницы телевизионных шоу «Империя» и «Звезды на льду» Елены Захаровой.
         Бенефис «Женская судьба в произведениях классиков», подготовленный в рамках Театрального Салона «Сцена23», состоялся в необычном культурном пространстве - квартире «ХЛАМ» на Чистых прудах.
         Но пусть вас не пугает неблагозвучное на первый взгляд название квартирника, расположенного в историческом центре Москвы, рядом с Театром «Современник». Аббревиатура расшифровывается просто и элегантно – Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты. Хозяйке – выдающейся пианистке, звезде мирового уровня, а теперь еще и Главе Москонцерта Басинии Шульман, не откажешь в чувстве юмора.
         В этот воскресный вечер в небольшом уютном зале собрались верные друзья и поклонники востребованной актрисы, представители культурной общественности и прессы.
         Народу было так много, что мест на всех не хватило. Многие стояли, но никто не роптал. Поразительное зрелище захватило всех буквально с первой минуты, как только погас свет и оператор «выхватил» полные слез глаза исполнительницы.  Отчего люди не летают как птицы…? Ее голос звучал трогательно и проникновенно. Актриса буквально парила на крохотном пятачке так, что зрителям хотелось воспарить вместе с ней.
         Шаг за шагом перед нами представали драматические судьбы разных женщин. Звучали отрывки из самых известных пьес Островского, Гоголя, Чехова, Шекспира, пронзительные стихи Ахматовой, Цветаевой, отрывки из писем Набокова, и чарующая живая музыка в исполнении студентки консерватории Анастасии Кузнецовой, пианистки, восходящей звезды.
         «Луч света в темном царстве», несчастная Катерина и юная влюбленная Джульетта, очаровательная и коварная «волчица» Глафира с пахитоской и нелепая Агафья Тихоновна, выбирающая женихов, израненная «чеховская чайка» Нина Заречная и шпионка, двойной агент, куртизанка Мата Хари.
         Каждый раз Елена словно проживала маленькую жизнь любимых героинь и одновременно рассказывала о своих личных переживаниях и трагедиях.
А чувственный танец Кармен, поставленный специально для бенефиса великим хореографом Рамуне Ходоркайте, был понятен и без слов. Три с половиной минуты пластики, где в каждом движении и жесте сквозили неповторимые эмоции исполнительницы. И все это великолепие – на расстоянии вытянутой руки, без притворства и фальши.
         Впервые за свою долгую жизнь завзятого театрала я ощутила, как «по-настоящему большая» актриса «пьянела на сцене» и играла «на разрыв аорты», хотя терпеть не могу этой ходульного, затасканного выражения. Временами казалось, что она была на грани обморока и вот-вот потеряет сознание…  Но спасительный глоток воды - и театральное действо продолжалось без всякого перерыва. 
 
        Для всех присутствующих апофеозом представления стал  загадочный образ восточной красавицы, созданный актрисой, и ее история-притча о любви, предательстве и раскаянии. Он получился легким, порхающим, почти воздушным. Однако за тонкой видимой грацией одновременно скрывалась уверенность в своей власти и необузданная страсть.
Имя ей – Мата Хари. Что в переводе означает «солнце» или «глаза дня».