Немножко о Вагнере и нацизме

Геннадий Гаврилов
   
Есть несколько книг писателей  фантастов о людях, одержимых идеями, которые даже на первый взгляд выглядят бесчеловечными.
 Например, «Гиперболоид инженера Гарина» и «Продавец воздуха». 
Есть такие книги, где главный герой проповедует что-то такое, что может понравиться, но не выдерживает проверки серьёзного рассуждения.
Или даёт повод для таких опасных и вредных  толкований смысла, о которых автор  и подумать не смел.
Даже «Новый завет» стал поводом для множества бед и трагедий по той причине, что допускает   
слишком противоречивые толкования.
    
Немецкий  фашизм после Нюрнбергского процесса называют  очевидным и  абсолютным  злом.
Но  в теории это зло совсем не очевидно: люди искренне и  страстно верили в идеалы нацизма.
И дело не только в пропаганде или умении вождей зажигательно говорить на митингах, а в соблазнительности самих идей.
Их  нельзя сравнить с вирусом. Больше подходит сравнение с соблазном греха, когда люди в ослеплении страстью и помрачении ума не видят отдалённых последствий  и не верят в возможность горькой расплаты за него.
Отрицать соблазнительность идей нацизма нет оснований:
в Германии и в Италии, например, нацисты обещали заботиться о «простых людях» и вернуть величие нации.  В партийных программах были пункты о борьбе с безработицей, об укреплении нравственности в союзе с церковью, о покровительстве искусству…
На фоне оскорблённого чувства национального достоинства такие обещания выглядят очень заманчиво.

Были люди, которые распознали опасность и мерзость идей  нацизма,  несмотря на их обольстительность.
Были и такие,  кто их полюбил всем сердцем и умом.
Идеи эти ещё  в зачаточном состоянии нашли своих почитателей.
М.Горький в молодости признавался: «Ницше, насколько я его знаю, нравится мне…»,
В зрелых годах в письме к сестре философа он подтвердил свои симпатии: 
«Не может быть на свете мыслящего человека …,  если он не умеет любить и чтить Вашего брата».
А у Л.Толстого о Ницше  было совершенно противоположное  мнение:
«Вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, … и не в метафорическом смысле, а в прямом…
Каково же общество, если такой сумасшедший, и злой сумасшедший, признаётся учителем?». 

Много лет спустя премьер-министр Англии Н.Чемберлен  назвал уже Гитлера «сумасшедшим».
Общим признаком нацистских режимов является мощная система пропаганды, создающая выгодный для партии морально-психологический климат.
В печати главной темой было «вставание с колен» и  национальное возрождение  Германии.
Известно, что пришествие к власти Гитлера приветствовали  С.Дали и П.Кубертен, которых фашистами никто не считает и сейчас.
Критике и травле подвергались всякого рода оппозиционеры.
Писатель Т.Манн приводит слова  немецкого генерала о пропаганде  после окончания первой мировой войны: «Они не дают нации увидеть истинное лицо войны. Они предпочитают обман и ура-патриотизм описанию грязи и преступлений. Они думают, что война – это стальная очищающая купель… ».

Германский нацизм ещё не проявил себя во всей полноте, но среди политиков были люди, которые узнали его сущность не по плодам, а по «цветочкам».
У. Черчилль говорил о Германии:  «Мира невозможно достичь вероломством и бесчестьем. Когда мы назвали эти вещи своими именами, нас объявили поджигателями войны»

Чемберлен называл Геббельса «вульгарным обывателем недалекого ума».
Но надо отдать должное пропаганде нацистской Германии, которая кроме всего прочего создала обстановку нетерпимости  инакомыслия;  очень многие немцы,  по выражению Т.Манна, «плясали под дудку дьявола».
Сам писатель нашёл приют в США и оттуда регулярно обращался к своим соотечественникам.
В 1940 году  он призывал их: «Спасите ваши души отказом верить и подчиняться вашим тиранам»
В марте 41: «С Гитлером не будет мира, потому что он глубинно неспособен к миру и само это слово в его устах — не более чем грязная патологическая ложь».
После капитуляции Германии Т.Манн сказал: «Как горько, когда ликование мира достается ценой поражения и глубочайшего унижения собственной страны!»
              В 1933 году нацистское правительство приняло Закон о  принудительной стерилизации целых категорий граждан Германии.
Казалось бы, одно это должно было встревожить весь мир, но всё выглядело пристойно, чем-то вроде прививки от гриппа.
 Потом началась борьба  за «чистоту расы».
Католическая церковь пыталась  протестовать: в 37 году вышла энциклика, о сути которой говорит уже название:
"С огромной обеспокоенностью" или "С глубокой скорбью".

Обеспокоенность уже начала оправдываться: Германия захватила  Австрию, Чехию…
А СССР заключает с Германией соглашения  о расширении торговли и  Договор о ненападении...
До сих пор не ясно, что представляет собой этот политический  компромисс: сделка с «дьяволом» или что-то  более простительное.
Никакой принципиальной оценки ни политики, ни идеологии нацизма в СССР не прозвучало.
                Наверное, не просто  было «разоблачить», например Б.Муссолини, который победил в стране мафию, строил дороги,  установил  пособия по беременности и материнству, безработице, инвалидности и старости.
Сталин что-то говорил  о «мутной волне фашизма» и борьбе против фашистского варварства, но  газеты писали о дружбе и сотрудничестве с Германией.
                Из доступных источников известно  высказывание Н.Бухарина, который считал, что в идеологии фашизма есть «открытый разбой, открытая скотская философия, окровавленный кинжал, открытая поножовщина». Но есть и другие, в которых  Бухарин призывает к тесному союзу с Германией.
То есть, похоже на то, что пророка, который бы узнал в идеологии  фашизма абсолютное зло, в Советском отечестве   не было.
Есть ли  причины  утверждать,  что идеи Гитлера были в чём-то близки Советским вождям?
Есть поводы… 
Если верить публикациям  о правотроцкистском заговоре, то  Бухарин, Тухачевский и другие выглядят немецкими шпионами и  предателями России.
Заговор был настолько мощным, что под его влиянием  оказалась часть командования Красной армии. 
Если это действительно так, то   всё, что называют со времён Хрущёва  «кровавыми сталинскими репрессиями», надо назвать спасением СССР.
А главным спасителем -  И. В. Сталина
Но Сталина сегодня не упоминают даже на парадах Победы. Не стихают дискуссии и о том, позволительно ли его портрет нести  в рядах бессмертного полка.
Удивительно, что в таких  важных вопросах нет полной ясности.
            
  Одной из главных задач СВО на Украине названа  необходимость  борьбы с возрождением нацизма.
Допустим, что наша власть не ошиблась: на Украине имеет место  рецидив национализма.
Ей должно быть виднее.
Но весь мир не поверил этому диагнозу.
Германский нацизм  распознали в Англии и в США ещё до прихода Гитлера к власти.
А те коричневые пятна,  что есть сегодня на Украине, показались не более чем «прыщами», которые могут появиться на любом здоровом теле.
И посчитали, что  бороться с ними можно чем угодно, только не вторжением на чужую территорию с последующим обстрелом инфраструктуры. 
То есть, если Россия не ошиблась с диагнозом Украине, то весь мир встал на сторону  нацистов?
         Т.Манн писал в 1945 году: «Если бы немецкая интеллигенция,… — врачи, музыканты, педагоги, писатели, художники — единодушно выступили тогда против этого позора, … многое произошло бы не так, как произошло».
Конечно,  принадлежность к искусству  - это ещё не презумпция правоты. 
Но доля истины в словах Т.Манна есть: пренебрежение мнением людей с особой чуткостью к вопросам справедливости и совести – это признак недоброкачественной власти.

              СВО превратилась уже в борьбу с мировым злом за сохранение «традиционных ценностей».
Вышел даже Указ президента  с перечнем этих ценностей. Удивительно, что Указ понадобился вскоре после обновления Конституции: неужели в ней такой пробел обнаружили?
Понятие традиции и духовно-нравственных ценностей неразрывно связано с понятием идеологии, а её  в стране не может быть по Конституции.
НЕужели  Указ  сделан в духе и на уровне тех времён, когда  людей судили по законам «революционной целесообразности»?
         
   Власть наша пытается выглядеть прозорливей и бдительней, чем та, которой пришлось воевать с немецким фашизмом.
Кстати, критика германского национализма начиналась с критики музыки Вагнера.
 А передовой отряд ЧВК России гордо носит имя  любимого композитора Гитлера всего лишь по той причине, что один из её бойцов «увлекался» 3 рейхом.
В России прозвучали голоса сомнения и протеста музыканта  Макаревича, певицы Пугачёвой, артистки Ахеджаковой и многих других…
У нас даже нашёлся генерал, который заявил о недопустимости военного решения проблем Украины. Но его заявление не стало сенсацией и предметом обсуждений. 
А эмоции столичного  митинга «в поддержку…» с лозунгом «шута» Охлобыстина напомнили слова
Л.Толстого «Каково же общество, если такой сумасшедший, и злой сумасшедший, признаётся учителем?», 
и слова упомянутого немецкого генерала о пропаганде во времена первой мировой войны:
 «Они не дают нации увидеть истинное лицо войны. Они предпочитают обман и ура-патриотизм описанию грязи и преступлений...»
Но даже после того, как россияне заглянули в истинное  лицо сво, и после того, как  впервые за послевоенные годы территорию России начали регулярно бомбить и обстреливать, нам  говорят, что «мы ещё не начинали».