Арагац 1979

Ашот Левонян
Хотя мы с братом-близнецом уже два года ходили в горы,  но на высшей точке Армении – четырёхглавом вулкане Арагац (4090м), мы ещё не были. 26 августа 1979 года Владимир Мкртчян из нашей секции вызвался сводить нас туда. Желание подняться с нами выразил и наш папа, которому на тот момент было 46 лет.
Мы поехали в село Арагац на дороге Аштарак-Апаран, откуда за три часа поднялись под Восточную вершину (3916м), где переночевали у вагончиков рабочих, прокладывавших трубы для воды. Вечером они пригласили нас на ужин, угостив вкусным супом. А мы принесли им арбуз, купленный в Ереване по настоянию папы.
После подъёма в шесть часов утра, быстро позавтракав, начали подниматься на седловину между Восточной и Северной вершинами. Поначалу было холодно, но как только вышло солнце, идти стало намного приятнее.
Потом был затяжной подъём по мелким осыпям на Ложную вершину (4080м). Ключевой участок – 200-метровый острый и опасный гребень от Ложной до Истинной вершины (4090м) прошли со страховкой, связавшись верёвкой. Первым шёл Владимир, потом я, папа и Андраник.
Дойдя до триангулятора, Владимир закрепил верёвку за него, а я начал снимать на кинокамеру подход папы и Андраника.
Позже я много раз поднимался на все четыре вершины Арагаца, но то, первое восхождение, запомнилось на всю жизнь.
На вершине, кроме общей записки, папа оставил вторую записку на армянском языке: «Если на вершину поднимется армянин старше меня (не альпинист), то я приглашаю его в ресторан». И папа написал наш домашний номер телефона.
Ровно через год, в августе 1980г., нам позвонил доцент Ереванского Государственного университета по фамилии Едигарян и сказал, что он по поводу записки на Арагаце.
Оказалось, что у него гостил профессор Ленинградского университета, декан математико-механического факультета ЛГУ Зенон Иванович Боревич. Едигарян отвёз гостя на станцию физиков у озера Кари-лич (3200м), откуда Боревич в одиночку поднялся на Северную вершину. Профессор спустил записку, чтобы ему её перевели с армянского.
У озера, прочитав её, Едигарян предложил Боревичу отнести записку обратно, но Зенон Иванович категорически отказался повторить это «опасное восхождение».
Профессор Боревич оставил свой телефон, и когда через полгода папа был в командировке в Ленинграде, он сам пригласил папу в ресторан. В ходе дружеской беседы выяснилось, что  Зенону Ивановичу 58 лет, он мастер спорта по горному туризму.
Папа ещё дважды поднимался с нами на Северную вершину – в 1984 и 1985 годах, когда ему было соответственно 51 и 52 года. Для человека, который никогда не занимался альпинизмом, это достаточно хорошее достижение.

На снимке: Северная вершина Арагаца (4090м).
Фото автора.