С какой книгой автору выйти к народу

Михаил Сафиканов
    ДИЗАЙН ОБЛОЖКИ КНИГИ НЕ ТАКАЯ ШТУКА,
    ЧТОБЫ ОТДАВАТЬ ЕЁ ОФОРМЛЕНИЕ В ЧУЖИЕ РУКИ

   За несколько минут до начала очередного собрания нашего областного Союза журналистов  произошел такой эпизод. Известный в области писатель Владимир Колабухин протянул моему соседу только что изданную книгу с названием « По закону справедливости» и расшифровкой содержания «Сборник остросюжетных повестей». Ситуация довольно типичная после  летнего отдыха – дарить коллегам новые издания. Меня удивило другое   – обложка книги была черной с  обеих сторон. На лицевой стороне на темном фоне  был силуэт мужчины в шляпе. Такого оформления обложки я не встречал, поэтому не удержался и спросил автора:
   – А почему обложка книги в черном цвете?
   – Это не моя идея, не я её  делал.
   – А кто же?- полюбопытствовал я.
   – Дизайнер из типографии,- ответил Владимир.
   – Тогда понятно.  Для дизайнеров  оформление обложки книги это часто очередная типовая, рядовая  работа. У них не всегда есть время вникнуть в содержание книги. Если дизайнер не в материале, поэтому рождается такая черная обложка.
   –  А чем плохо?
   – Нельзя сказать, что плохо. Качество печати на уровне, даже стильно. Но такая обложка не вызывает желания взять книгу её в руки и читать.
   –  Это на любителя.
   – Возможно.-согласился я и потом добавил: Но мне кажется, что такое оформление сужает круг потенциальных читателей. Для автора это не очень хорошо. Обложку он должен сам придумать, исходя из содержания книги.
    Помолчав немного, я поделился я своим правилом, который выработал годами работы над книгами:
   – Мне же кажется, что дизайн обложки книги не такая штука, чтобы отдавать её в чужие руки,
    Глядя на пожилого автора, я понял, что не очень-то учтиво  выстраиваю
 с ним  разговор. О том, как пишутся  книги, он знает гораздо больше меня. Он родился в 1937 году, ему уже  85 лет. Это геройство, что в такие годы он не перестал писать и нашел возможность за свои деньги издать несколько экземпляров книги. На такое мало, кто способен в преклонные лета.

    КАК Я СТАЛ ПОЛНЫМ АВТОРОМ КНИГИ

   Первую книгу я издал вместе с помощником Валерой, который в редакциях верстал газеты. Он был неплохим специалистом, большим поклонником стихов Николая Рубцова и даже сам писал стихи.  К тому же, у него была  необычная для того времени внешность.  Носил длинную бороду,  которую он будто старовер никак не подстригал, поэтому иногда на улице приветствовали словами «Здравствуйте, батюшка». Сам он не возражал такому обращению.  Наверное, привык, что его принимают за священнослужителя.
  При такой благообразности у Валеры была извечная российская проблема – неравнодушие  к выпивке. Компанию ему  я не составлял,  потому как  ещё задолго  до совместной работы с ним понял, что  нужно выбирать:  либо литературная работа, либо застолье по поводу или без. Раз и навсегда  решил, что  эти два увлечения несовместны. Если  есть какие-то  способности к сочинительству,  мозги пропивать не стоит. Такие решения я принимаю раз и навсегда: матери с  братом обещали не материться, в 1977 году бросил курить, в 21 августе 1991 года  из-за алкаша Ельцина  прекратил употреблять любые виды с спиртного.  Слова данные   себе и матери не нарушал ни при каких обстоятельствах, ни под каким давлением.
   Чем же тогда я занял свободное время?
   Решил  в 1990-е годы учиться тому, что потом  в жизни пригодиться. В зимнее время ходил на платные курсы  самого разного направления.  Выучился  за полгода  на инвестиционного консультанта  1-й категории,  дважды вникал в азы  предпринимательства,  в том числе на трехмесячных курсы  бизнеса.  В итоге составил список  видов обучения, которые в прошел – получилось 15 направлений.
   Когда пришло время компьютеров, понял, что это то, что надо. Хватить печатать свои произведения на немецкой печатающей машинке «Роботрон»,  пора накопить деньги, чтобы купить компьютер. По убегающим ценам мне удалось приобрести          «Пентиум II».  Наверняка знал, что рано или поздно займусь изданием собственных книг.
   Словом, у меня было, на кого ориентироваться. До остального додумался сам. Чтобы не только писать тексты, но быть полным автором издания,  нужно изучить  издательские программы. Подался я на трехмесячные  курсы по изучению «Фотошопа», «Пейдж мейкера», «Корела  дру». Этого мне показалось мало.  Приобрел толстые книги  по обработке фотографий, верстке газет и книг, созданию оригинальных образов и фигур в Кореле». И всерьез стал вникать во все секреты издания книги, чтобы на профессиональном уровне готовить к  печати  свои работы Откуда эта идея?

     ВЯЧЕСЛАВ ЩЕПОТКИН:
     "ЖУРНАЛИСТИКОЙ МОЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ДО 40 ЛЕТ…»
 
    Еще в годы работы на областном радио и регулярных выступлениях по трем каналам Всесоюзному радио, журналист Вячеслав Иванович Щепотнин,  с которым мы года три работали  в одном кабинете, сказал:
  – Журналистикой можно заниматься до 40 лет, а потом, если есть какие-то способности к сочинительству, уходить на литературную работу, чтобы сказать людям то, что можешь только ты.
   Эти слова я запомнил навсегда. И дерожал в голове. 
   Вячеславу Ивановичу  можно было верить, потому что он на личном примере показал, как все это надо делается. От нас он ушел в собкоры газеты «Известия», потом был комментатором телеканала «Россия». С 1993 по 2013 год Щепоткин — редактор отдела по работе Совета Федерации парламентского журнала «Российская Федерация сегодня». Одновременно с публицистикой он занимался литературной работой, написал ряд книг, в том числе «Крик совы перед концом сезона» // «Наш современник», 2013 «Дуэль алмазных резидентов» // «Русский мир», М. 2017. «Принцип Козодоева» (рассказ) // Альманах «Полдень».
   
    ПЕРВУЮ КНИГУ СОТВОРИЛИ С ПОМОЩНИКОМ
    ПОЧТИ ПРОБЛЕМ, ЕСЛИ НЕ СЧИТАТЬ...
 
   Когда с помощником Валерой  взялся за первую книгу, то уже не был новичком в издательских программах. Только у  меня тогда не хватало  уверенности, что смогу вовремя подготовить книгу «Город на Которосли  Гаврилом-Ям».  Для надежности я и привлек опытного верстальщика Валеру. Замысел книги у меня был в голове, поэтому на своем «Пентиуме» я делал черновой вариант страниц книги и передавал коллеге. Ему оставалось поправить линейки, подобрать фон, вычитать текст. Это не самая сложная работа.  По этой причине случалось, что мы договаривались с ним  сделать очередные страницы книги через день, а он шел тем вечером в магазин и вечером «причащался» и, конечно, ему уже было не до работы над книгой. Так он несколько раз сорвал продвижение по книге по срокам сдачи в типографию.  По этому поводу  его я спрашивал:
   –  Почему не подготовил работу?
   –  Мне же нужна разрядка, - ответил похмельным голосом.
   – Гулять можно после сдачи книги в типографию,- возразил я.
   – А мне  сейчас хочется. Хорошее стихотворение сочинил, послушай.
    Валера стал декламировать свое новое произведение. Да, действительно, оно проникновенное, искреннее, проницательное, за душу берет.
   – Стихотворение-то,  Валера, хорошее,-  дал я оценку услышанному и добавил: Сделать бы её песней.
   –  Может, кто и сделает,- согласился автор.
   – До той поры дожить надо,- с грустью скал я.- Если так будешь прикладываться, то шансов немного.
   – Мой кумир Николай Рубцов пил, и ничего,- нашел Валера самооправдание.  - Какие стихи он написал!
   –  И ты напишешь, если себя побережешь,- с не очень уверенной надеждой  сказал я.

    БЫТЬ В ЗАВИСИМОСТИ
    ОТ ВЕРСТАЛЬЩИКА И ДИЗАЙНЕРА – НЕ ДЛЯ МЕНЯ
   
    Судя по разговору, помощник уже нашел себе оправдание и похоже, считает, что я у него в зависимости, никуда не   денусь буду сносить, бесконечно мириться с  его слабостью к алкоголю.
    – Раз  так, то надо самому делать верстку в полном объеме,- такая пришла мне мысль, но оставлять помощника без  дополнительной работы не хотел, поэтому проявил выдержку и отдавал страницы книги в большей готовности, чем обычно. Понятно: на переправе коней не меняют.
   Из этого случая в памяти я сделал зарубку:
    – Оказаться в полной зависимости от верстальщика – это не для меня.
   Все же после беседы Валера мобилизовался и стал ответственней и исполнительней. Первую нашу книгу  сдали в типографию вовремя и книга вышла в канун Дня города, на которой была первая её презентация сначала  на площади, а потом на торжественном вечере, на которых мы с Валерой были приглашенными гостями. Это было первое цветное издание о районном центре Гаврилов-Ям.

    КАЖДАЯ СЛЕДУЮЩАЯ КНИГИ
    ДОЛЖНА БЫТЬ ЛУЧШЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ

   Пусть некоторым напряжением, но моя первая книга пошла в народ.
Радовало, что помощник  сделал он для себя какие-то выводы, и я могу взяться  за подготовку другой  юбилейной книги. Нам это  по силам. С главой района  Данилова договорился  о создании книги. Когда занимался ею, главе района  высказал я не осторожную  для автора мысль  «Каждая следующая книга должна быть лучше предыдущей». Понятно, что это максимализм,  перфекционизм, что означает .  стремление к безупречному, идеальному.
   Предъявление  к себе высоких требований, наверное, связано с тем, что  в областной научной библиотеке изучал, как оформлены лучшие книги того времени по самым разным темам. Они представляли классический тип изданий. Немало любопытного я нашел в отделе зарубежной литературы.Там были другие подходы к оформлению книг. Кое-что я взял себе на "вооружение" у закардонных.  Мне хотелось, отойти от традиционных шаблонов, чтобы лучше использовать площади каждой страницы. Изучал я и краеведческие издания,чтобы найти в них изюминки
   Чтобы добиться этого, я не ограничивался только представленными мне администрацией фотографиями, я купил японский фотоаппарат «Олимпус»  и заново отснял осенью, зимой и весной все основные достопримечательности, причем с самых разных ракурсов.
   Когда был собран и подготовлен основной материала для книги, я позвонил в общежитие  Валере, чтобы сообщить ему о предстоящей работе. Но оказалось, что его нет дома.
   –  Он уехал в Нижний Новгород к родственникам,- услышал я голос вахтера.
   –  А когда вернется?
   – Этого он перед отъездом не сказал. Он не первый раз так делает. Иногда уезжает на месяц и даже два.
   –  Вот это да, мы же с ним договаривались работать над новой книгой. Он даже не позвонил об отъезде.
   Для меня такая ситуация была шоковой. Обидело то, что верстальщик  уехал без предупреждения.  Начинать в одиночку объемистую книгу –  это еще та работа. Нужна «свежая голова», чтобы избежать  погрешностей в верстке и текстах. Что делать? Искать в знакомых редакциях специалиста или самому браться за работу?
   – Может, Валера вспомнит о нашей договоренности,- сам себе ответил я.- Надо начинать. Лиха беда начало. Что получится, то получится. Не слишком ли смелый замах?  Все равно я хотел делать книгу на свой лад – цветную, яркую.
    На презентации книги в райцентре глава района, который тоже оказался поэтом, моим земляком, сказал:
  – Книг с таким оригинальным оформлением не встречал. В ней прошлое и современно нашего края в лицах. Автор запечатлел наших земляков в истории нашего края.

  ...Когда Валера вернулся из Нижнего города, юбилейную книгу я уже закончил и после корректора сдал в типографию. Так я вышел от зависимости от верстальщиков и дизайнеров. C тех пор издал еще 22  собственных  книг + сборники друзей-поэтов, воспоминаний других авторов.
   
    P.S.
   Думаю, что 100 раз прав авиаконструктор  Андрей  Николаевич Туполев " Хорошо летают только красивые самолеты":  Полагаю, что его слова применимы и к  книгам. Начать надо  с обложки книги и сделать её так, чтобы произошло такое чудо:
    1.Когда на столе лежит 10 книг, то рука читателя в первую очередь потянется за вашей.
    2.Когда библиотекари начнут перебирать книги на списание, то у них рука дрогнет отправить вашу книгу в макулатуру.
    3.Ваша книга должна быть, как красивая девушка. С какой стороны не посмотри, придраться не к чему. Она неотразимая, пленительная, просто прелесть. Этого добиться трудно. Мне приходилось делать до 12 вариантов обложки.   А форзацы книги должны быть, как песня! Правда, это уже другая тема.