ПУТЕШЕСТВУЮ ПО КНИГЕ АЛАНА УОТСА «ДАО. ПУТЬ ВОДЫ».
Сразу хочу прояснить ситуацию. Начав читать эту книгу, я закрыла для себя все информационные потоки о личности её автора, которые в изобилии предоставил интернет. Сведения об Алане слишком противоречивы: от очень лестных до самых негативных. Но во-первых, больше всего на свете я не приемлю сплетни любого вида, а во-вторых, придерживаюсь того мнения, что каждый человек выбирает для себя из книг (из жизни) то, что ему необходимо в данный момент для расширения личной картины мира. Мне сегодня необходимо обучиться «входить в лес так, чтобы трава не колыхалась, входить в воду так, чтобы не было ряби»*.
Следуя насущной потребности поменять Я-концепцию, которая с пеленок формировалась западной моделью мира, как единственно возможный сценарий человеческой жизни, на иное - приступила к чтению.
Автор пишет о том, что «вечная китайская мудрость может стать лекарством от болезней Запада»**, что «современный человек мира технологий, пытаясь полностью подчинить себе природу и все уклады человеческого общества, застрял в ловушке и сам стал подчиненным»***. Мне на это утверждение возразить нечем. А вам? «Если бы мы учили рыбу – мол, ты должна знать, что вода состоит из двух элементов – водорода и кислорода, - она просто умерла бы со смеху» , да и сама «вода не устраивает конференций на тему «техника течения».**** Так говорила книга и мне эта позиция нравилась, потому что с самого детства не могла понять, с какой радости люди назначили себя главными на планете.
Природа… Еще мои прабабушки говорили о ней, как о матери… Но разве возможно так относиться к матери, как мы это делаем сегодня? О чем природа хочет сказать нам огнем, воздухом, травой, цветами, горами?.. Почему обладающие высокой токсичностью красные водоросли быстро и неотвратимо заполоняют океан? Почему дельфины выбрасываются из воды на сушу? Почему мелеют и высыхают реки с пресной водой? Почему так быстро идет вымирание животного и растительного мира? Этих «почему» накопилось уже столько, что жизни не хватить прочитать весь список. Мир технологий – все расширяется и расширяется, а здоровье человечества и планеты в целом становится слабее и слабее. И мне хочется спросить: люди, логичные, алфавитные люди, неужели мы не чувствуем усталости от мании собственного величия? От убеждения, что способны всем управлять? Разве нам не приходит в голову, что за историю человечества мы так и не научились управлять даже самими собой? Может быть, все-таки стоит попробовать Путь мудрости, а не силы? Может быть, стоит начать учиться искусству взаимодействия? Именно эти вопросы ставит книга. Для западного мышления – такой подход означает полностью себя перепрошить. У меня уход от я-концепции идет с таким неимоверным скрипом, что слышно даже в Плеядах. Но разве я одна такая?
Алан Уотс задает вопросы себе и читателям, пытается на них отвечать. Он рассказывает о других людях, которые живут с нами бок о бок, но их взаимоотношение с миром строится иначе. И романтизация тут вовсе не при чем. Он не написал о том, что к Преподобному Серафиму Саровскому приходил его друг – медведь (скорее всего, просто не знал об этом). Что к Герасиму Иорданскому, как домашний котенок, приходил лев. Я помню очень трогательный рассказ об Афонском отшельнике о.Тихоне, у которого жила дикая лиса по имени Кошка. Но Алан точно знал, что монахи из Шаолиня дружат с тиграми, минуя все секреты дрессировки. Он рассказывает в книге о мореплавателях, которые умели слушать ветра и говорить с ними парусами, а не веслами, следуя природным процессам ветров и течений океана. И приводит в пример путешествие Тура Хейердала на «Кон-Тики», который « верил в единство своего организма и океана, а потому был почти так же умен, как дельфин» *****.
Есть такая наука: следовать за великим течением жизни, за ее потоком. Вечное мироздание, природа куда мудрее сиюминутного человека. Но взаимодействие с ней так похоже на чудесный танец. Может быть, в ансамбле с природой мы сможем вернуться к полноценному общению друг с другом? Может быть, тогда нам удастся сообща сохранить планету, а не заниматься сокращением народонаселения? Ведь места для жизни человечества пока больше нигде нет…
Я не буду дальше рассказывать о книге, потому что самым интересным, на мой взгляд, в ней являются «диалоги» с Лао-Цзы. Через века автор говорит с древним учителем и, конечно, это лучше читать самим, чем слышать от кого-то еще.
Путь воды с ее нежной мягкостью и удивительной внутренней силой, с ее изгибами и податливым изменением форм, с ее спокойным оживотворяющим началом – изумителен и мудр, как и путь человечества, каким он мог бы быть.
***
Цую.
Моя душа впервые спустилась на Землю в сезон дождей – Цую, в период цветения сливы и осыпания ее лепестков на плавные склоны холмов. Оклеенные шелком в цвет весенних зорь, холмы походили на невест красотой и стыдливостью. Дожди и ветра наряжали их в розовые кимоно и так же быстро обнажали, оставляя зеленый шелк подкладок.
Я играла метелками тростника вместе с ветром, пропитанным влагой, выкладывала из мокрых камешков иероглифы имен для каждой волны на песке морского побережья, кружилась вместе с туманом, пряча низины и мосты, видела шалых промокших шмелей, пьющих влагу из полуоткрытых бутонов…
Предлетний праздник - Цую – утяжелял паруса белых лодок. И тогда вместе с ветром мы угоняли их в открытое море и высушивали на солнечных батареях. Картавили чайки, вилки рыбьих хвостов то и дело протыкали синюю гладь… А море? Море качало меня, играло, одаривало жемчугом и посылало стайки дельфинов, обучая плавать наперегонки.
То скрываясь за облаками, то выплывая на поверхность, светилось царство звездного неба в прорехах накидки ночи… Луна няней дремала среди играющих детей-звезд, и мелкий дождь дробил их отражения в амальгаме воды…
Я родилась в сезон дождей – Цую, дитя воды с цветком в сердце… С тех пор душа моя поет в синей роще между луной и солнцем, в акварелях дождей вымытого и чистого мира…
Эссе написано за год до встречи с книгой Алана Уотса.
*«Дзенрин кусю» 10, с 164
** Уотс, Алан. Дао. Путь воды. М.: Издательство АСТ, 2022.
*** Там же.
**** Там же.
***** Там же.