Путь воды

Юрико Ватари
             ПУТЕШЕСТВУЮ ПО КНИГЕ АЛАНА УОТСА «ДАО. ПУТЬ ВОДЫ».

   Сразу хочу прояснить ситуацию. Начав читать эту книгу, я закрыла для себя  все информационные потоки о личности её автора, которые в изобилии  предоставил  интернет.  Сведения об Алане  слишком противоречивы: от очень лестных до самых негативных. Но во-первых, больше всего на свете я не  приемлю сплетни любого  вида, а во-вторых,   придерживаюсь того мнения, что каждый человек выбирает  для себя из книг  (из жизни) то, что ему необходимо в данный момент для расширения  личной  картины мира. Мне сегодня необходимо обучиться  «входить в лес так, чтобы трава не колыхалась, входить в воду так, чтобы не было ряби»*.
 
   Следуя насущной  потребности  поменять  Я-концепцию, которая с пеленок формировалась  западной моделью мира, как единственно возможный сценарий человеческой жизни, на иное -  приступила к чтению.

   Автор  пишет о том, что  «вечная китайская мудрость может стать лекарством от болезней Запада»**,  что «современный человек мира технологий, пытаясь полностью подчинить себе природу и все уклады человеческого общества, застрял в ловушке и сам стал подчиненным»***. Мне на это утверждение  возразить нечем. А вам? «Если бы мы учили рыбу – мол, ты должна знать, что вода состоит из двух элементов – водорода и кислорода, - она просто умерла бы со смеху» ,  да и сама  «вода не устраивает конференций на тему «техника течения».****  Так  говорила  книга и мне эта позиция  нравилась, потому что с самого детства  не могла понять, с какой радости  люди назначили себя главными на планете.
 
   Природа…  Еще мои прабабушки  говорили о ней, как о матери… Но разве возможно так относиться к матери, как мы это  делаем сегодня? О чем природа хочет сказать нам   огнем,  воздухом, травой, цветами, горами?.. Почему  обладающие высокой токсичностью красные водоросли  быстро и неотвратимо заполоняют  океан?  Почему дельфины выбрасываются из воды на сушу? Почему мелеют и высыхают  реки с пресной водой? Почему так быстро идет вымирание животного и растительного мира?  Этих «почему» накопилось уже столько, что жизни не хватить прочитать весь список.  Мир технологий – все расширяется и расширяется, а здоровье человечества и планеты в целом становится  слабее и слабее. И мне хочется спросить: люди, логичные, алфавитные люди, неужели мы не чувствуем усталости  от мании собственного величия? От убеждения, что способны всем управлять?  Разве нам не приходит в голову, что за историю человечества мы так и не научились управлять  даже самими собой? Может быть, все-таки стоит попробовать  Путь мудрости, а не силы? Может быть, стоит начать учиться искусству взаимодействия?  Именно эти вопросы  ставит  книга. Для западного мышления –  такой подход  означает полностью себя перепрошить. У меня уход от я-концепции  идет  с таким неимоверным  скрипом, что слышно даже в Плеядах.  Но разве я одна такая?

   Алан Уотс задает вопросы себе и читателям, пытается на них отвечать. Он рассказывает о других людях, которые живут  с нами бок о бок, но их взаимоотношение с миром строится иначе. И романтизация тут вовсе не при чем. Он не написал  о том, что к Преподобному Серафиму Саровскому приходил его друг – медведь (скорее всего, просто не знал об этом).  Что к Герасиму Иорданскому, как домашний  котенок, приходил лев. Я помню очень трогательный рассказ об Афонском отшельнике о.Тихоне, у которого  жила дикая лиса по имени Кошка.  Но Алан точно знал, что монахи из Шаолиня дружат с тиграми, минуя все секреты дрессировки.  Он рассказывает в книге  о мореплавателях, которые  умели слушать ветра и говорить с ними парусами,  а не веслами, следуя природным процессам ветров и течений  океана.  И приводит  в пример путешествие Тура Хейердала на «Кон-Тики», который  « верил в единство своего организма и океана, а потому  был почти так же умен, как дельфин» *****.
 
   Есть такая наука: следовать за великим течением жизни, за ее потоком. Вечное мироздание, природа куда мудрее сиюминутного человека. Но взаимодействие с ней так похоже на чудесный танец.  Может быть, в ансамбле с природой  мы сможем  вернуться   к полноценному общению друг с другом?  Может быть, тогда нам удастся сообща  сохранить планету, а не заниматься  сокращением народонаселения?  Ведь места для жизни человечества пока больше нигде нет…

   Я не буду дальше рассказывать о книге, потому что самым интересным, на мой взгляд,  в ней  являются «диалоги» с Лао-Цзы. Через века автор говорит с древним учителем и, конечно, это лучше читать самим, чем слышать от кого-то еще.
 
   Путь воды с ее нежной мягкостью и удивительной внутренней силой, с ее изгибами и  податливым изменением форм, с ее спокойным оживотворяющим началом  –  изумителен и мудр, как и путь человечества, каким  он мог бы быть.

***
                Цую.

   Моя душа впервые спустилась на Землю в сезон дождей – Цую, в период цветения сливы и осыпания ее лепестков на плавные склоны холмов. Оклеенные шелком в цвет весенних зорь, холмы  походили на невест красотой и стыдливостью. Дожди и ветра  наряжали их в розовые кимоно и так же  быстро обнажали, оставляя  зеленый шелк подкладок.
 
   Я играла метелками тростника вместе с ветром, пропитанным влагой,  выкладывала из мокрых камешков иероглифы имен для каждой волны на песке морского  побережья,  кружилась вместе с туманом, пряча низины и мосты, видела шалых промокших шмелей, пьющих влагу из полуоткрытых бутонов…

   Предлетний праздник  - Цую – утяжелял паруса белых лодок. И тогда вместе с ветром мы угоняли их в открытое море и высушивали на солнечных батареях. Картавили чайки, вилки рыбьих хвостов то и дело  протыкали синюю гладь… А море? Море качало меня, играло, одаривало  жемчугом и  посылало стайки  дельфинов, обучая  плавать наперегонки.

   То скрываясь за облаками, то выплывая на поверхность,  светилось царство  звездного неба в прорехах накидки ночи… Луна няней дремала среди играющих детей-звезд, и  мелкий дождь дробил их отражения в амальгаме воды…
 
   Я родилась в сезон дождей – Цую, дитя  воды с цветком в сердце… С тех пор душа моя поет в синей роще между луной и солнцем, в  акварелях дождей вымытого и   чистого  мира…


   Эссе написано за год до встречи с книгой Алана Уотса.
 
   
*«Дзенрин кусю» 10, с 164
** Уотс, Алан. Дао. Путь воды. М.: Издательство АСТ, 2022.
*** Там же.
**** Там же.
***** Там же.