Из личного дневника-2. Визит Скарапеи

Сергей Романов 4
Личный состав моей «эскадры»: Натка, Комиссарша, Шеф

Сергей РОМАНОВ

ВИЗИТ СКАРАПЕИ

В  конце июля – начале августа 1969 года  я вёл маленькую «эскадру» по карельской реке Чирка-Кемь. По классификатору это «четвёрка». (В то время). И нас было четверо. Экипаж  «Салюта»  состоял из капитана Володи Тришкина (походное прозвище Шеф) и  матроса  Вали Макаровой. (Все её звали только Комиссар). На «Эрзетке» (байдарка немецкой постройки «RZ») шёл я – Начальник, и моя любимая матроска Наташа Савина (Натка).

Белые карельские ночи уже отбелели, но красота этого озёрно-речного и гранитного края очаровывала по-прежнему. Погода стояла дивная, дождей почти не было, солнце не жгло, а мягко окутывало теплом. Но самое главное,  практически, отсутствовали комары и прочий гнус.  Мы плыли и наслаждались! Кто бывал в приполярных широтах знает наверняка какое это счастье – безгнусье.

 Мы прошли  почти  полмаршрута  и, честно говоря,  основательно уже подустали  от ежедневных основательных переходов.  Кроме этого надвигался  неотразимый повод – мой день рождения. А в походах день рождения любого участника – святое дело! Даже если справляется без днёвки. А я объявил 4-е августа декретным воскресным днём. Ещё бы, Начальник родился 23 года назад!
Накануне выбрали отличное место для стоянки – небольшую поляну с бугорком на низком, отлогом берегу, на «стрелке» основного русла и протоки. В этом месте был довольно  обширный залив.
 
В предвкушении походного «воскресенья», вечером долго ужинали, гоняли чаи, вели неспешные костровые разговоры, а утро встретили ароматным кофе и бутербродами со всеми обожаемой «краковской», за которой, готовясь к походу, специально ездили  в Москву.

Не знаю, как у других, а у меня в душе  родилось приподнятое настроение ожидания предстоящего праздничного обеда со всякими вкусностями и принятием «на грудь»  кое-чего, о чём  никто не знал не ведал, и которое я вёз из Рязани  и берёг пуще глаза.

После завтрака Шеф сказал, что попытается добыть рыбки: «В Карелии мы или не в Карелии?!»,– настроил спиннинг  и уплыл с Комиссаршей в залив. Я занялся дровами, а потом стал ладить стол и скамейки  из всяких приблудных береговых  досточек и брёвнышек. А Натка начала готовить  обед. Честно говоря, на рыбу мы не надеялись совершенно. Две недели уже проплыли, а ни чешуйки, ни хвоста! Команда подобралась такая – не рыболовецкая. Каково же было наше с Наткой  удивление (безмерное!) при виде приличных размеров щуки, не без торжества принесённой  Шефом к костру, когда «салютяне» приплыли из залива. «ОТКУДА???» – «Откуда-откуда – из воды! На «дорожку» поймали!» – был ответ рыбных героев.

(И только спустя много-много лет Тришкин признался, что эту щуку они с Валентиной «геройски»  умыкнули  из вентеря у аборигенов).

Итак, к праздничному столу добавлялась ещё и уха!  Как же это всё замечательно! Кроме того, я знал, что, наша  эскадренная «медуница», Натка, то есть полновластная хозяйка походной аптечки,  решила сделать  каждому  по  х-а-а-а-рошей  порции «карельского  коктейля». А именно: развести дозу чистого медицинского спирта (98-градусного!) чистейшей карельской водицей с добавлением  натурального брусничного сока. Ещё бы! Повод-то какой, святее не бывает – Начальник родился!
 
И вот праздничный обед готов. Стол, пышно украшенный цветами, «ломится» от скромных походных яств и благоухает всяческими ароматами…  Садимся. А когда я подтянул свой рюкзак и вывинтил из недр его свой тайный сюрприз – бутылку «Советского шампанского», всеобщий восторг буквально зашкалил: «Ура! Гуляем! Ура-а-а!»

И мы полноценно приняли «на грудь» под тосты: «За день рождения!» «За родной турклуб «Глобус»!,  «За водное братство и пройденные пороги!», ну и, разумеется, – «За тех, что сейчас в пути!»

Оказалось, что смесь спирта из аптечки с шампанью из рюкзака Начальника очень и очень ничего себе «ёрш» получается. На мой вкус, конечно. И выяснилось даже, что у него существует собственное имя – «Белый медведь»! Да-ла! Шеф выскреб эту информацию из глубин своей офицерско-армейской юности. Короче говоря, мы приняли на организмы «Белого медведЯ»! и прибалдели…  А потом ещё  от всей души (и от пуза!) нажрались всего-всего, как «антипкины щенки».

Закончив обед, разморённые и благодушные, разомлевшие от сытости и солнышка, мы отползли от костра и  раскинули на травке венгерский спальник-одеяло с намерением сыграть в фирменную игру «Глобуса» под названием «Пронский дурак». Разумеется,  «на интерес». То есть, кому мыть посуду и котлы. (Само-собой, исключая Начальника-именинника).

Наелся я тогда так, что с трудом  дотащил свою серьёзно затежелевшую «тушку» до спальника,   и грузно плюхнулся на свободный угол  Диспозиция была такая. Квадратный спальник лежал на траве как бы ромбом, т.е. у него был «верхний» угол относительно близких кустиков. Здесь и возлежал я. А по диагонали от меня, в «нижнем» углу, самом близком к берегу, располагалась Комиссарша. Она полулежала, подогнув колени и опираясь на согнутую в локте левую руку. Натка сидела на своём углу напротив Вали и, соответственно, по диагонали от «великого» рыболова Тришкина.

И вот мы начали картёжничать – экипаж против экипажа. «Пронский дурак» игра командная. Лежим, треплемся, поочерёдно шлёпаем картами в центр спальника, стараемся обмануть соперников (игра такая – жуликоватая) и ВДРУГ!!!
… Я скидываю очередную и – ВНЕЗАПНО! – глаз мой ловит какое-то движение внизу, у Валиного локтя. Нечто черное, продолговатое возникает в этом месте ИЗ-ПОД обреза спальника, скользит  касаясь её кожи, и продолжает изгибчивое движение по прямой к центру, к кучке набросанных карт…

И тут в мозгу будто взрывается: ЗМЕЯ!!!
 
Дальше я помню себя с судорожно зажатыми картами  в левой руке, уже стоящим вертикально в трёх шагах от своего угла в состоянии полной (!) остолбенелости. Живыми у меня были только глаза, будто приклеенные к неспешному и даже ленивому движению чёрного, толстого, внушительного змеиного тела, ползущего по картам к верхнему углу спальника, где только что лежал Я….

Но вот гадюка (я почему-то уже твёрдо знал, что это именно гадюка!) соскользнула в траву и поползла вверх к кустам. Тут  я обрёл способность двигаться  и увидел, что ребята мои тоже стоят столбиками на разных расстояниях от спальника, кто с картами, кто без, и провожают «гостью» взглядами….

Как я перешел из состояния строго распластанной горизонтальности в окаменело-заторможенную вертикальность, не ведаю и не помню  и не понимаю решительно! Только что лежал разомлевший, тяжёлый, будто наполненный ртутью, а вот уже стою, «замороженный» и почти не дышащий. Ну, чистая левитация! Если, конечно, верить в эту фантазию фантастов.
 
Мне кажется, мы накинули спальник на то место в траве, где в некоей ложбинке наша Скарапея отдыхала после своего гадючьего обеда. И мы ее не то чтобы придавили, скорее всего, она лежала как раз в центре, а лишили солнышка и  тепла. Превратили день в ночь, так сказать. А потом еще и начали хлопать картами над головой. Тут, кто хочешь проснётся и взбеленится!

Так что огромное спасибо НАШЕЙ гадючке (весьма и весьма изрядной по размерам, кстати), что не восприняла беспардонность  и неосмотрительность пришельцев за агрессию. Могла бы и атаковать в ответ. А она хладнокровно решила убраться домой по кратчайшему пути, то есть по диагонали через спальник, и дальше прямо в кусты, обрамлявшие бугорок. Я потом осторожно обследовал эти кустики и обнаружил там  нечто вроде фундамента из мягкого белого камня, но скорее это были естественные выходы местных пород. Именно в таких «крепких» местах и любят змеи устраивать свои норы.

«Белый медведь» улетучивается из наших постпраздничных головушек и постепенно приходит осознание того, что могло случиться, ЕСЛИ БЫ…

Праздник окончен. Срочно переставляем палатку подальше от кустов и на ночь баррикадируем вход всеми шерстяными носками, какие  у нас имелись. Говорят, что запах шерсти отпугивает змей. Только в Рязани, рассказывая про это происшествие, выясняем у спецов, что поверье про антизмеиные свойства шерсти просто миф.

Вот так моя маленькая «эскадра»  отметила день 23-летия Начальника в походе 4-ой категории сложности по реке Чирка-Кемь.

Заканчивая свой рассказ, хочу ещё раз публично воскликнуть: «Огромное тебе спасибо, Скарапея Серпентарьевна, с карельской реки Чирка-Кемь, что не тяпнула никого из  нас!»