Палм-Спрингс - город в пустыне. Ч. 3

Алла Валько
               
                Выставка «Плечом к плечу: изображение фигуры»

На следующий день мы с дочерью решили снова пойти в Музей искусств Палм-Спринг, чтобы познакомиться с другими представленными в нём экспонатами. 
В связи в восьмидесятой годовщиной музея на основе его постоянной коллекции была организована выставка «Плечом к плечу», на которой представлены произведения искусства ХХ и ХХI веков. Особое внимание на выставке было уделено скульптурам человека, а также художественным произведениям разных жанров, которые были намеренно экспансивны, представляли собой модернистские эксперименты с формой, изображали идеализированные тела или являлись работами, рассматривавшими тело как способ выражения политической позиции.
 
К создателям этих работ относятся Эдгар Дега, Жак Липшиц, Генри Мур и многие другие. Такие художники, как Кара Ромеро, Элисон Саар и Франсиско Луна, рассматривают человеческую фигуру как способ привлечь внимание зрителя к политическим проблемам для решения социальных проблем.

При входе на выставку мы увидели стенд с изображением скульптуры мужчины, сидящего, обняв колени. Сама скульптура, автором которой является Энтони Гормли, один из известнейших современных британских скульпторов-монументалистов, установлена в театре Анненберга. Скульптура выполнена из стальных брусков.
Мне показалось весьма интересным, что изображение этой скульптуры помещено на обложку книги Даниэлы Сифф «Понимание и исцеление эмоциональной травмы». Даниэла – учёный, специализирующийся на исцелении и профилактике эмоциональных травм. В своей книге она использует методы глубинной психологии, эволюции и антропологии, а также свой личный опыт. Интересно, каким образом скульптура Энтони Гормли оказалась связанной с изысканиями Скифф?

Гормли рассматривает искусство как место, в котором возникают новые модели поведения, мысли и чувства. Скульптор  является также авторм 20-метрового «Ангела Севера», 30-метрового «Квантового облака» и других проектов. «Ангел Севера» — это современная скульптура из стали, установленная в Англии, в Гейтсхеде, она считается самым большим изваянием ангела в мире. Её высота 20 метров, размах крыльев 54 метра и вес 208 тонн, что больше, чем Статуя Свободы.
Работы Гормли широко выставлялись на многочисленных выставках по всей Великобритании и за рубежом. Он является почётным членом Королевского института британских архитекторов, почётным доктором Кембриджского университета и членом колледжей Тринити и Иисус в Кембридже. С 2003 года Гормли является Королевским академиком.

Следующая скульптура повергла нас в шоковое состояние. Мы увидели подвешенное в пространстве тело человека, выполненное из какого-то очень странного материала. Оказалось, что автором этого шедевра является американец Том Фридман, а его работа называется «Фигура, выполненная из упаковочного арахиса». Мы не могли поверить собственным глазам. Скульптура словно парит в воздухе на уровне глаз, что указывает на её лёгкость.
На протяжении всей своей карьеры Том Фридман создавал тщательно прорисованные рисунки и причудливые скульптуры, которые воспринимаются на грани реальности и иллюзии. Мастер проявляет исключительную наблюдательность и пристальное внимание к деталям и необычайно творчески подходит к выбору материала.
Так, скульптура «Фигура, выполненная из упаковочного арахиса» выполнена из пенополистирола. Создавая это произведение искусства, художник отдавал дань уважения телу— одному из самых устойчивых художественных объектов  XXI века. Лежащая фигура с неподвижно сцепленными с телом руками и ногами напоминает связанную мумию, сохраненную, казалось бы, для вечности. Однако горстка арахиса, разбросанная на полу под скульптурой, заставила нас осознать, что на самом деле эта форма медленно распадается, опровергая первоначальное впечатление о её жёсткости и неизменности.
 
Все мы хорошо знаем скульптуру Огюста Родена «Мыслитель», однако на выставке представлены два рисунка без названия, которые приписываются именно ему. На одном из них изображена стоящая на коленях женщина; на втором - танцующая женская фигура в красной драпировке. Оба рисунка выполнены графитом и акварелью на бумаге в период 1900-1906 годов.
 
О Жаке Липшице я узнала впервые на этой выставке. Он родился в Литве, в Друскининкае и умер в Италии, на Капри. В течение своей долгой и продуктивной карьеры Жак Липшиц работал в разных жанрах – от реализма до кубизма. Его бронзовая скульптура «Женщина в драпировке» является ярким примером творчества ваятеля в период 1913-1920 годов. В то время он был глубоко погружен в новаторские принципы кубизма, которые Пабло Пикассо привнёс в скульптуру несколькими годами ранее. Липшиц воссоздавал анатомию человека с помощью геометрических форм. Обычно первые версии он моделировал из глины, которые впоследствии отливал из гипса, а затем из бронзы.

Мне очень понравилось изображение лежащей, молодой, изящной и обнажённой женщины, созданное Генри Муром. Она казалась настолько живой, настоящей, что мне нетрудно было представить себе, что те же эмоции испытывал, глядя на неё, каждый посетитель выставки.

Имя Дэвида Бейтса, уроженца города Далласа в Техасе, тоже раньше мне было неизвестно. На его картине изображён стоящий на камне на коленях человек, сачком вылавливающий из океана моллюсков.
В 1982 году, когда Бейтс написал монументальную картину «Эд Уокер, чистящий рыбу», он зарабатывал на жизнь преподаванием истории искусств в Южном методистском университете, где получил степени бакалавра и магистра искусств. «Я никогда не рассчитывал зарабатывать этим на жизнь», — говорит Бейтс, добавляя, что зарплата преподавателя позволяла ему создавать изображения предметов, которые ему нравились. «Вот почему я мог нарисовать старого чернокожего парня, чистящего рыбу, с ведром рыбьих кишок у его ног. … я никогда не думал, что кто-то купит что-то подобное».
В настоящее время и сам герой картины Эд Уокер, и его ведро с кишками находятся в Художественном музее Далласа. Совсем недавно Бейтсу был присвоен звёздный статус по ретроспективе его работ, организованной одновременно в Центре скульптуры Нашера в Далласе и Музее современного искусства Форт-Уэрта. Эти выставки охватили более чем сорокалетнюю карьеру художника и представили более 110 картин, рисунков и скульптур.

На выставке в Музее искусств Палм-Спрингс мы снова встретились с Карой Ромеро, представившей посетителям своё произведение «Память воды», созданное в 2015 году. Поначалу я никак не могла понять, что я вижу. Мне показалось, что это утопленники. Однако разъяснение, данное под изображением, всё поставило на свои места.
Тесно связанная с наследием коренных народов Чемеуэви, Кара Ромеро передаёт своё отношение к ним и к их культуре через фотографии. «Память воды» относится к серии работ, посвященных хрупким отношениям между людьми и водой. Используя фантастический приём, Ромеро обращает внимание людей на такие правительственные проекты, как строительство плотин и насильственное изменение климата, из-за которых её родные земли лишились воды. В этой работе Ромеро сфотографировала свои модели в воде как бы в подвешенном состоянии. Они одеты в традиционные наряды танцовщиков племени пуэбло, занятого выращиванием кукурузы. Обе модели - Роуз Симпсон и Сантьяго Ромеро - родом из общин, пострадавших от наводнения после лесных пожаров в Нью-Мексико.

Скульптор Элисон Саар родилась в Лос-Анджелесе. Она изучала искусство и историю искусства в колледже Скриппс и получила степень магистра искусств в Художественном институте Отиса. Её мать, афроамериканка, тоже была скульптором. Возможно, именно поэтому Саар уделяет большое внимание изображению представителей африканской диаспоры, особенно чернокожих женщин. Её работы часто автобиографичны.
Саар работает во многих жанрах - от гравюры до бронзы. Скульптор создала множество памятников и получила множество наград. Она пользуется заслуженным признанием. Её работы выставлялись в многочисленных художественных галереях и музеях, в том числе в Метрополитет-музее, Музее современного искусства, Художественном музее Балтимора и многих других.
На выставке представлена её скульптура «Табак (табачный нож)», созданная в 2018 году. В качестве материалов при изготовлении скульптуры ею были использованы дерево, медь, олово, бронза, деготь и старинные инструменты.
На создание скульптуры «Табак» Элисон вдохновил персонаж Топси из романа Гарриет Бичер-Стоу времён Гражданской войны «Хижина дяди Тома». В книге Топси, над которой издевались и с которой жестоко обращались прежние владельцы, становится «хорошей» благодаря светловолосой подруге по играм. Отклоняясь от написанной автором истории, Саар придумала для Топси другую судьбу, при которой рабыня отказывается от спокойной жизни и набирается смелости, чтобы вооружиться табачным ножом и подготовиться к нападению на надсмотрщиков плантации. На голове Топси водружена корона с растущими хлопковыми ветвями, предназначенная для маскировки в полях. Для Саар Топси стала символом неповиновения.

Нам удалось осмотреть лишь небольшую часть огромной экспозиции музея и выставки «Плечом к плечу». Тем не менее, мы многое узнали, со многим познакомились, особенно с американским модерном. Мы бросили прощальный взгляд на скульптуру перед входом в музей и отправились в гостиницу.

Теперь нам предстоял путь домой. Следующее большое путешествие, как я надеялась, состоится на мой день рождения в 2020 году. Но…