Собака

Виктор Гранин
            Некоторые обстоятельства пробудили во мне сегодня размышления о животных. Скажу сразу, что моё отношение к представителям животного мира, скажем так – своеобразное.

Ну, во-первых, я признаю за ними первенство на планете, доказанное миллионами лет пребывания  в гармоничном сосуществовании видов.

Во-вторых, особенность сосуществования животных с человеком вытекает из прагматически принципов одомашнивания, когда животное становится полностью зависимым от благосклонности человека. Наиболее это выражено в отношениях человека с комнатными животными, которых человек содержит исходя из душевных пристрастий. Иногда они принимают характер эмпатии. И животные чувствуют собственную значимость для души человека, и даже в своих повадках приобретают признаки ментальности и поведения человека. И это прекрасно.

            Но человек нередко бывает жестоко эгоистичен и обращается с питомцем как с докучливой игрушкой. Жалкое и даже опасное зрелище представляют брошенные хозяевами, например, кошки и собаки. Это явление напрягает меня и поэтому я и - может быть избыточно - щепетилен в вопросе содержания питомцев. Но что тут поделаешь, если моя любовь к животным приводит меня к такой крайности, как ликвидация их в самом начале развития отношений. Что нелёгким грузом ложится на мою душу.

             Некогда, на одном из моих мест работы, среди  прибившихся к нам собачек, был чёрный высокорослый красавец. Он, что называется, положил глаз на меня. После пары суток разлуки со мной, он уже знал когда меня ждать. И увидев издали, подбегал, становился  во весь рост на задние лапы и клал передние на мои плечи, а головой своей прижимался к груди, однозначно прося, чтобы  я  обнял его. И я обнимал, одновременно умиляясь и нарочито думая про себя: - Знал бы ты, дружок, каким же злодеем нередко бывает этот твой возлюбленный.

             О более драматичных случаях моих отношений с животными умолчу.

             Сегодня же выпал случай упомянуть одну сучку из числа стайки собак, прибившихся к  сторожам другой моей конторы. Контора эта размещалась на весьма обширной площади, имела там множество обособленно стоящих помещений и жила кипучей жизнью людей и машин.  Так что собаки эти как бы растворялись в пространстве и обнаруживали себя только когда основной рабочий день заканчивался. И только кое-где ещё совершались дела, которые настоятельно требовали своего продолжения. Но сторожа уже вступали в свои права, работяги – любители неформального общения - уж с лёгким сердцем предавались продолжению банкета; а собаки возникали из своего небытия и как бы включались во вторую, уж неофициальную, жизнь конторы.

            Была среди них и серая сучка по кличке Ослица. Со скучающим видом, тихо и смирно влачила она свои дни в промежутках между очередным своим приплодом. Щенков приносила она много. Когда же они несколько подрастали, она выводила их на весьма оживлённую трассу, которую и принималась пересекать многократно, пока весь свой выводок не погибал под колёсами автомобилей. Некоторое время она была свободна от бремени зачатия. И тогда начальству от неё можно было ждать неприятности. Дело в том, что иногда на Ослицу находила блажь и  тогда она  тихонько так подкрадывалась  сзади к посетителю, по каким-то признакам определяемому ею как неприятный, и, улучив момент, хватала пришельца за лодыжки. Иной из них возмущался такой оказией и даже требовал от руководства компенсации за причинённый вред.

           Помню, один из них оказался настолько настойчив в своих претензиях, что дело шло к рассмотрению в суде. Я к тому времени занимал там некую руководящую должность и стрелки перевели на меня. Неожиданный мой финт, когда я приказал бухгалтерии подготовить для суда справку об отсутствии в нашем балансе счёта 11 не только собак, но и животных вообще, озадачил и судью да истца и дело закончилось миром.

            Ведь мир вообще есть основополагающее условие для такой непреходящей ценности как жизнь.

             И вот теперь, когда я неожиданно пришёл такой формулировке, настало время поделиться одним своим тягостным впечатлением, на которые оказалась щедра наша жизнь.

               На высочайшем уровне состоялась встреча с матерями. Редкий случай представился задать самый жгучий материнский вопрос, чтобы получить из первых уст исчерпывающий убедительный ответ: 
- п о ч е м у   и     з а ч е м.

              Но вместо этого мы узнаём, что смысл жизни вообще в том, чтобы умереть. И не  под колёсами автомобилей и не от водки, и не от  простуд. И тогда уж собравшиеся слышали от одной матери, что она с гордостью  готова отдать на это дело своё дитя. Да и не одного его.
              Гуманизм, однако. Не ведомый дикой природе.
05.12.2022 11:14

Приложение:
- мои два стихотворения о собаках с целью убеждения, что я не такой уж злодей, как это кому-то и покажется

12. Большая черная собака

Чуть в стороне от моего порога,
Где заросли травы, - ни дать, ни взять-
Пропитаны отбросами дороги,
Пришла какая-то собака умирать.
Был день в печальном ожидании снега,
Последние листы скользили вниз с берез.
Ну, самая пора предаться смертной неге,
Ничьих не вызывая слез.
Еще я думал - она так, от блажи
Раскинулась чернеющим пластом.
И по инстинкту горной стражи,
Ее огрел я изгоняющим прутом.
Последние остатки сил своих, собрав, собою
Она вернула, уходящий было, взгляд,
И изошлась в тиши утробным воем:
-Оставь меня! И я ушел назад.
Туда, к своим делам и тлеющей надежде,-
В преддверии еще одной зимы,-
Что злоба дней  пройдет и будет нам беспечность
Еще дана. О, как, порой, наивны все же мы!
14:07 14.09.04

60. Из детства…

Совсем не тесно в будке нам с тобой,
Мой чёрный брат, густой собачей шерсти.
И запросто нам пережить нашествие
Жары полуденной и мух надсадный вой.

Ты, сучий сын – невольник ржавой цепи
А я – дитя свободы и нужды.
Когда хозяйка-мать всё пребывает цепко
-Пока мы в дружбе нежной не чужды -
В работе вековечной. Чтобы дать
Надежду выжить нам в своём сиротстве,
Оставив пребывать нас в потаённом сродстве
- собачей конуры нам лучше не сыскать.

Ты, чёрный пёс, лежишь и дремлешь чутко.
Я -  голое дитя – нашёл бесценный дар,
Припав к тебе, презреть полдневный жар,
И сладко спать. Счастливые минуты
Исчезнут навсегда. И лишь года
Будут лететь над жизненным пространством
Для одного меня, с угрюмым постоянством.
А ты остался в памяти моей – спасибо! – навсегда.
5:57 10.11.07