О ковиде, Украине, зеркальных нейронах и логике

Ольга Пляцко
Немного (или много) удивительных замечаний о человеческом поведении, а точнее, о его нелогичности, которые копились целых 2, а то и 3 года. Про всё и сразу: тут и ковид, и Украина, и феминизм, и борьба против вырубок лесов и живодёров (то есть просто борьба с живодёрами). Но общий вывод, объединяющий эту компанию, имеется.

Итак, началось всё с ковида (как мы смеялись, когда Туркмения запретила у себя само слово «коронавирус», но вскоре и сами пошли по дурной дорожке). Люди разделились на 2 лагеря (условно на 2, а так их было, конечно, больше, но «краеугольных» всё же 2): «за» прививку, самоизоляцию, маски, дистанцию и «против»; за признание пандемии серьёзной угрозой или же просто рядовой сезонной простудой. Ведь именно эта дилемма вышла за пределы рассуждений о личном выборе и превратилась в эпопею со штрафами, «добровольным» увольнением из-за отказа от укольчика, манипуляциями в духе «Не сделал прививку – всё равно что стал убийцей» и даже арестами (Александр Коновалов по явно надуманному обвинению в коррупции сидит до сих пор за то, что не стал поддерживать безумные решения местных властей и вводить QR-ы). А также лозунгами и требованиями с пеной у рта: отказывать «отказникам от вакцинки» в бесплатной медицинской помощи.
 
Мои рассуждения в общем-то не об этом (тема, хоть и отошла на второй план, но до сих пор не закрыта). Именно в это «коронное» время я нашла и стала следить за деятельностью нескольких адвокатов, защищавших людей от посягательств на их тело и ратовавших за соблюдение их прав как граждан. Именно тогда стали раздаваться первые звоночки об уже массовых и открытых нарушениях Конституции. И люди уже здесь, в отношении соблюдения прав, как своих, так и чужих, опять разделились на 2 (опять же условных) лагеря: поддержать «незаконные законы» или нет. Часть пыталась в судах, петициями, жалобами, помощью адвокатов (многие из которых в ковидных вопросах помогали бесплатно) защититься от посягательств, другая – напирала лишить первую прав, несмотря на Конституцию (они, может, и соглашались, что Конституция нарушена, но, мол, в данных условиях, ради других человеков это необходимо сделать и т.д. и т.п.).

Но примечательно было иное: они выступали ЗА нарушение чужих прав только потому, что ИХ-то права не нарушались (или они добровольно их ограничивали). «Я вот поставил прививку, потратил время на госуслуги, получил «кувар-кот» и должен же с этого иметь какие-то плюшки (проход на спектакли, в кафе, в кино, в ТэЦэ). И как это другой, который ничего не сделал, получит такие же «льготы»?!» Можно увидеть в их поведении и такие рассуждения (возможно, подсознательные). Но, конечно, такая позиция о пользе прививок и вреде непривитых могла вправду совпадать с общественной повесткой, навязываемой государством. И люди, в самом деле, не видели противоречий в политике, нарушающей права человека, их главный закон Конституцию (День которой буду так яростно праздновать уже через неделю): их-то права вроде как не тронуты (в любом случае, они этого не заметили).

Но вот после 24 февраля и митингов риторика несколько поменялась, и тут вышло любопытнейшее наблюдение. Многие «прививочники» выступили против СВО! А условно – хоть не люблю эти клише – непрививочники – против. (Конечно, тут были ещё 2 лагерька: прививочники за сво, и «анти-анти», так сказать. Вот эти два лагерёчка зарекомендовали себя самыми логичными и последовательными). Но вот почему это расхождение удивило меня, да и не только меня? Если ты не доверяешь тому, что власти говорили про пандемию, то почему веришь тому, что они говорят про Украину? Именно с точки зрения поведения и построения мысли это казалось нелогичным. Некоторое объяснение я увидела только во мнении, что за пандемией угадывалась «рука Запада» (пресловутый ВОЗ, закрытие границ), а сво – уже сейчас подаётся как борьба не с Украиной, а с Омерикой, ЕС и их «ценностями». Но всё равно вопросы не снимаются.
 
И здесь впору вспомнить не только «антипрививочников», которые резко стали провластными, но и других людей, в своё время перешедших дорогу «большим деньгам», но не уразумевших причину своих бед. Например, защитники Троицкого леса (за которыми я активно следила) пытаются и сегодня говорить с верхами, используя аргументы тех («Вы нас штрафуете за митинги в защиту леса, но наши ребята вот на фронт ушли, кто и добровольцем. Нехорошо»), не понимая, что в глазах власти их участие в сво воспринимается как обязанность. И просто странной видится эта попытка «устыдить», когда их штрафовали что до сво, что после, да и лес вырубался под шумок, чтобы оприходовать огромную территорию под предлогом строительства исключительно соцобъектов, когда и странные охранники в масках толкали и били людей, а рабочие проводили сварку вблизи защитников, наезжали на них тракторами.
 
В пример приведу и одно феминистское сообщество, которое подряд умудрялось публиковать сообщения про то, как власти огульно хают запад, про то, как при нынешней системе им сложно бороться за свои права и тут же следом выдавать агитпосты про Донбасс, ведь "одна из их администраторов – дончанка", и спорить с ними незачем. Как-то в их головах укладывается: поддерживать государство, которое борется с западом, при этом жаловаться, как их права нарушаются и верещать, что в ценностях запада ничего плохого нет (и кому, спрашивается? этому же государству?).

Возвращаясь к смене настроений. Одним из адвокатом, за которым я следила (и слежу) был Никита Сорокин. Находясь среди его аудитории, я очень близко познакомилась вот с какими переменами в настроении его подписчиков. (Напомню, что изначально подписывались многие противники принудительной прививки). И если до 24-го подписчики всячески поддерживали тех, чьи права Никита защищал, выражали возмущение антиконституционным законам, то вдруг, как по щелчку, начались возмущения иные: «Зачем это Вы, Никита, помогаете врагам, которые попались на митингах? Нечего им помогать, сами туда шли, сами виноваты и вообще они за запад, они не патриоты и так далее...» На разумные возражения, что адвокат защищает любых людей, чьи права нарушаются, последовало: "это не одно и то же". То есть можно было снова наблюдать, уже зеркальную ситуацию: чьи-то права нарушаются, но не мои, и раз позиция этих людей отличается от моей, то это неправильные люди, плохие, вредные, да и не человеки вовсе, в борьбе с ними все средства хороши, даже антиконституционные. "Крута гора забывчива", как нарушались ещё недавно их собственные права, уже запамятовали. То есть, в принципе, 2 лагеря проявили себя одинаково: люди почему-то понимают, как важно соблюдение прав только, когда их собственные права нарушены, ведь тут они, конечно, на своей шкуре сознают, как это несправедливо, нечестно, незаконно.

Сделаю отступление: есть такая вещь в мозгу как зеркальные нейроны. Они отвечают за эмпатию. Благодаря им люди могут учиться, просто наблюдая за движениями других людей, даже не повторяя их. И понять, что другой человек испытывает радость или боль, осознавать их цели и намерения. И вроде как благодаря им узнают себя в зеркале. Считается, что эти самые зеркальные нейроны нарушены у аутистов, их поэтому ещё называют: дети со сломанными нейронами, с «разбитыми зеркалами». «Они теряют способность к полноценному социальному общению и зачастую не могут интуитивно прочувствовать состояние окружающих». Я вот подумала, может, они не только у аутистов сломаны? А у большинства людей? Просто, как можно не видеть, не чувствовать этого противоречия в своих чувствах и поведении? Эту нелогичность. Она же просто бросается в глаза, и «это не другое».
 
Может, эта кратковременная (всегда кратковременная) радость, что я с большинством, я с «сильным» (государством, например), затмевает всё, даже логику? Ведь нужно же понимать, что ВО ВСЁМ с этим «сильным» ты никогда не будешь совпадать (ковидная ситуация - чем не урок?). Даже с родными и друзьями мы по всем пунктам не совпадаем никогда. И даже если ты дважды совпал с государством (за QR, за сво), то в другой ситуации (защита прав меньшинств, прав женщин, прав на хорошо оплачиваемый труд, на хорошую экологию, на сохранение памятников истории и культуры), - хотя бы в одной - ты всё равно не совпадёшь. И это не будет «другое».

Ведь если у человека есть своё мнение, оно не может во всём и всегда быть созвучным с государственным (которое вот ну никак не идеальное). Развивая антиправовую систему, потакая ей, ты готовишь яму себе и потихоньку отрываешь кусочки от тела Конституции (она уже и так напоминает лежащего в коме больного, которого так и норовят с каждым новым «законом» отсоединить от аппарата жизнеобеспечения, потихоньку ампутируя то одну, то другую «ненужную» конечность). Держать правовую систему в коматозном состоянии, а потом, когда она тебе понадобится, захотеть, чтобы по щелчку та вдруг вскочила и заработала, очень наивно.

Пара слов о справедливости, возмездии, карме, «персте "на"-казующем» или просто совпадении. Можно называть по-разному. Люди, бывшие за куар-коды, требовавшие не пускать непривитых в общепиты, ТЦ, магазины, на себе ощутили, что значит быть не в одном лагере с государством. Аукнулись тут и запреты на собрания и митинги, конечно же, введённые «исключительно из-за ковидных ограничений», но удобно не снятые после того, как пандемия пошла на спад. Я даже не злорадствую. Сложно злорадствовать, когда ты оба раза был не с «сильным» (картинка из «Гарри Поттера» не случайна. Вот ЧТО ещё чувствовал Драко Малфой, выступивший сперва на стороне «официальных властей» Хогвартса, наябедничавший, но вдруг оказавшийся и сам виноватым, и получившим работёнку в Тёмном лесу?).

Кстати, те, кто не был возмущён после 24-го, вдруг стали возмущаться после 21-го. Сентября. Мобилизация ведь многих коснулась лично, а до этого вроде как воевала обученная контрактная армия, без срочников и непрофессионалов, Путин выступал с заявлением, что "не будет проводиться призыв резервистов из запаса". И до сих пор раздаются странные возмущения из разных городов про отсутствие условий, питания, снаряжения, экипировки для мобилизованных. Странные потому, что вновь это просьбы к властям. Помочь, разобраться. Эти звенья в глазах людей по-прежнему не смыкаются в одну цепь, у которой, собственно, одни истоки: нарушение Конституции, прав человека, коррупция, монополия на власть, автократический режим и прочее и пр., отголоски которых уже раздавались в предыдущие годы: появление политзаключённых, заказные убийства Немцова, Политковской и других, пытки в тюрьмах, закон об иноагентах. Ржавая цепь заменяется целиком, её бесполезно подновлять и красить, заменять отдельные звенья, которые отливаются из того же изъеденного ржой металла, если она прогнила насквозь.

Вот ещё одни «противники» вспомнились. Прекрасные люди, борющиеся с живодёрами и догхантерами под руководством Натальи Харченко, чьи петиции я регулярно подписываю, тоже не удержались, чтобы среди живодёров не найти противников власти и сторонников Украины. Даже сюжет от НТв протащили. Цитата: Андрей Тимесков, зоозащитник об истоках догхантеров: «Их три типа. Одни — кровожадные маньяки. Вторые — противники действующей власти, а третьи — агенты иностранных спецслужб, которые руководят, направляют и через которых идут финансовые потоки на поддержание догхантерского движения в России». Что это? Ну что?! Невозможность отказаться от своей позиции? Подогнать под неё всё? Власти же не могут вредить животным. Да, у нас очень сложно привлечь мучителя животных к ответу, но причём тут «свои»? Это засланные враги. И какие же живодёры среди россиян? Нет же их. Или вот закон о ловле белух и дельфинов для развлечений, с которым борются уже больше года, но Госдума принимает «закон, запрещающий только промышленную и прибрежную добычу». Их разве Рада принимает? Зеленский?

В общем, хорошо, если люди понимают, что потребности человека, в том числе в том или ином праве, разные. И, если твоё право сейчас не нарушено, это не значит, что оно не будет нарушено после. Если отвлечься от политики, то, может, существуют психологические объяснения? Поясняющие равнодушие людей к чужим проблемам. А может упомянутые биологические: действительно, зеркальные нейроны разбиты? А желание урвать, взять себе больше выливается в равнодушное и даже ревнивое отношение к чужим успехам. Не знаю я. Может, всё и сразу. Но однозначно пора уже выйти из этого сомнамбулического состояния.