Наша удивительная память каким-то волшебным образом выхватывает из прошлого разные события, которые заставляют тебя думать и анализировать свои и чужие поступки давно минувших дней. Что-то простое и незначительное, но произведшее на человека впечатление, может запомниться прочно и надолго. Почему так память избирательна?
Говорят, что дети могут быть очень жестокими. А взрослые разве не могут?
Или злобное поведение взрослых можно оправдать, а детям-ангелочкам это совсем не должно быть свойственно? На самом деле, дети - это те же люди, только маленькие. Они наблюдают, делают выводы, что-то копируют, а где-то принимают чисто эмоциональное решение на подсознательном уровне.
В школе часто обижают слабых, не способных постоять за себя ребят. Скорее не физически слабых, а слабых духом.
Возможно, агрессоров притягивает в жертвах покорность и непротивление злу. Или ради спортивного интереса нащупывается тот самый предел, когда их смирению приходит конец.
В любом случае, обижают, как правило, те, кого обижали. Унижают те, кто сам был унижен.
Если вспомнить армейские истории о таком неприятном явлении, как «дедовщина», то четко вырисовывается картина маслом. Самые униженные «салаги» через некоторое время превращаются в наиболее мерзких «дедов».
Подонки, завистники, подхалимы раздражали всех еще в школе.
Я никогда не была сторонником жестокости. Особенно, мне не нравилось, когда кого-то травили (как в фильме «Чучело») толпой.
Но однажды я была свидетелем, как несколько ребят преследовали мою одноклассницу по дороге домой. Они обзывали ее «шестакой» ( и другими нехорошими словами) по очереди выбивали у нее портфель из рук.
Я могла заступиться, но не заступилась. Почему? Я просто шагала домой и все это безобразие невольно наблюдала со стороны. Не испытывая злорадства по отношению к жертве, не испытывая страха перед мальчишками, в какой-то мере даже сочувствуя девочке, я все же не пришла к ней на помощь.
Не ищу себе оправданий. Это плохой поступок. Просто спустя столько лет я углубилась в воспоминания.
Мягкие солнечные лучи, преломляясь в воде, весело пляшут «зайчиками» в аквариуме. Мы с Леной смеемся и кормим рыбок. Эта девочка у меня в гостях. Мама угощает нас сырниками и поит клюквенным киселем. Нам весело. Я показываю ей свои песенники, альбомы с фотографиями и разные девичьи «секретики».
Делаем уроки.
Взглянув на часы, я с мольбою взываю к своей родительнице:
-Мам, я уже не успеваю. Скоро на тренировку. Напиши мне, пожалуйста, коротенькое сочинение о том, как мы всей семьей ходили в цирк на представление с Юрием Никулиным и Михаилом Шуйдиным.
Это был единственный раз, когда мама мне написала сочинение. И Лена стала тому свидетелем. Вообще-то я всегда любила сочинять и делала это с удовольствием.
Учитель литературы и русского языка меня часто хвалила и зачитывала цитаты из моих работ. Однажды Надежда Васильевна с особым трепетом и многочисленными паузами разбирала (в качестве примера) мое описание вишневого сада:
-…бордовые бусины, щедро омытые дождем, легкомысленно раскачивались от прикосновения ветра, рискуя обронить бриллиантовые слезинки в заросли сочной травы…
На перемене, покрасневшая от злости Лена, всему классу громогласно вещала:
- Ой, не могу, сочинительница наша. Посмотрите на нее. Мама за нее каждый день пишет, а Надежда Васильевна все нахваливает. Да я сама лично была свидетельницей, когда мама ей сочинение за пять минут накатала. А че? Мамочка пишет, а Ларисочка пятерочки получает!
Я не знала, куда мне провалиться от стыда. Что можно было сказать в свое оправдание? Что это было только раз и этим подтвердить ее правоту?
Она не была мне подругой. У нее вообще не было друзей. Я только однажды впустила ее к себе в дом потому, что она потеряла ключ и не могла попасть домой. Я просто хотела помочь, распахнув дверь в свою квартиру и в свой мир.
Возможно, получив пощечину по своему самолюбию таким неожиданным способом, я не захотела ей помогать снова? Но ТОГДА я точно не осознавала, почему я не заступилась за нее. Это произошло само собой.
Спустя столько лет все всплыло в памяти и разложилось по полочкам.