Игры памяти

Лариса Марченко
    Наша удивительная память каким-то волшебным образом выхватывает из прошлого разные события, которые заставляют тебя думать и анализировать свои и чужие поступки давно минувших дней. Что-то простое и незначительное, но произведшее на человека впечатление, может запомниться прочно и надолго. Почему так память избирательна?

  Говорят, что дети могут быть очень жестокими. А взрослые разве не могут?
Или злобное поведение взрослых можно оправдать, а детям-ангелочкам  это совсем не должно быть свойственно? На самом деле, дети - это те же люди, только маленькие. Они наблюдают, делают выводы, что-то копируют, а где-то принимают чисто эмоциональное решение на подсознательном уровне.

  В  школе часто обижают слабых, не способных постоять за себя ребят.  Скорее не физически слабых, а слабых духом.

 Возможно, агрессоров  притягивает в жертвах покорность  и непротивление злу.   Или ради спортивного интереса нащупывается тот самый предел, когда их смирению приходит конец.

 В  любом случае, обижают, как правило, те, кого обижали. Унижают те, кто сам был унижен.

 Если вспомнить армейские истории о таком неприятном явлении, как «дедовщина», то четко вырисовывается картина маслом. Самые  униженные «салаги» через некоторое время превращаются в  наиболее мерзких «дедов».

  Подонки, завистники, подхалимы раздражали всех еще в школе.

  Я никогда не была сторонником жестокости. Особенно, мне не нравилось, когда кого-то травили  (как в фильме «Чучело»)  толпой.

  Но однажды я была свидетелем, как несколько ребят преследовали мою одноклассницу по дороге домой. Они обзывали ее «шестакой» ( и  другими нехорошими словами) по очереди выбивали у нее портфель из рук.

  Я могла заступиться, но не заступилась. Почему? Я  просто шагала  домой и  все это  безобразие невольно наблюдала со стороны. Не испытывая злорадства по отношению к жертве, не испытывая страха перед мальчишками,   в какой-то мере даже сочувствуя девочке, я все же не пришла к ней на помощь.

  Не ищу себе оправданий. Это плохой поступок. Просто  спустя столько лет  я углубилась в воспоминания.

    Мягкие солнечные лучи, преломляясь в воде, весело пляшут «зайчиками» в аквариуме.  Мы с Леной смеемся и кормим рыбок. Эта девочка у меня в гостях. Мама угощает нас сырниками и поит клюквенным киселем.   Нам весело. Я показываю ей свои песенники, альбомы с фотографиями и разные девичьи «секретики».

     Делаем уроки.

  Взглянув на часы, я с мольбою взываю к своей родительнице:
-Мам, я уже не успеваю. Скоро на тренировку. Напиши мне, пожалуйста, коротенькое сочинение о том, как мы всей семьей ходили в цирк на представление с Юрием Никулиным и Михаилом Шуйдиным.

  Это был единственный раз, когда мама мне написала сочинение.  И Лена стала тому свидетелем. Вообще-то я всегда любила сочинять и делала это с удовольствием.

  Учитель литературы и русского языка меня часто хвалила  и зачитывала цитаты из моих работ. Однажды  Надежда Васильевна с особым трепетом и многочисленными паузами разбирала (в качестве примера) мое описание  вишневого сада:
-…бордовые бусины, щедро омытые дождем, легкомысленно раскачивались от прикосновения ветра, рискуя обронить бриллиантовые слезинки в заросли сочной травы…

   На перемене, покрасневшая от злости Лена, всему классу громогласно вещала:
- Ой, не могу, сочинительница наша. Посмотрите на нее.  Мама за нее каждый день пишет, а Надежда Васильевна все  нахваливает. Да я сама лично была свидетельницей, когда мама ей сочинение за пять минут накатала. А че? Мамочка пишет, а Ларисочка  пятерочки получает!

   Я не знала, куда мне провалиться от стыда. Что можно было сказать в свое оправдание? Что это было только раз и этим подтвердить ее правоту?

  Она не была мне подругой. У нее вообще не было друзей. Я только однажды впустила ее к себе в дом потому, что она потеряла ключ и не могла попасть домой. Я просто хотела помочь, распахнув  дверь в свою квартиру  и в свой мир.

  Возможно, получив пощечину по своему самолюбию таким неожиданным способом, я  не захотела ей помогать снова? Но ТОГДА  я  точно не осознавала, почему я не заступилась за нее. Это произошло само собой.

   Спустя столько лет все всплыло в памяти и разложилось по полочкам.