Мастер-класс по журналистике

Виктория Колтунова
Занятия прошли  в молодежном лагере Артек летом 2013 года.

Ребята, прежде всего вам надо определиться, для чего вы хотите стать журналистами. Если у вас перо зудит, хочется что-то писать, это хорошо. Если вами движет чувство справедливости, и вы хотите изменить мир, это еще лучше. Но бывает, что некоторые люди идут в журналистику, потому что это престижно, потому что дает высокий социальный статус, потому что дает большие связи в обществе. Пусть пока на первых порах ими руководят такие соображения, но если человек потом увлечется, поймет, что это не главное, то из него потом все равно выйдет хороший журналист.

Ну и конечно, вы слышали такое выражение: журналисты – это четвертая власть. И, конечно, ощущать себя властью, всегда приятно. Но почему четвертая? Первая власть в любой стране – это законодательная, парламент, который принимает законы, вторая - судебная и третья - исполнительная. Почему журналистов называют четвертой властью? Потому что считается, что журналисты формируют общественное  мнение. Высказывая свое личное мнение, или даже не высказывая, делая это завуалированно, но влияют на мнение общества, формируют его взгляды. И я думаю, что в идеале так и должно быть. Это и есть призвание настоящей честной журналистики. Но, к сожалению, в наше время некоторые журналисты превратились в обслуживающий три вышеназванные власти персонал. И поделились на две категории, настоящих журналистов, тех, кто имеет свое мнение, работает на правду, ездит делать репортажи из горячих точек планеты, проводит опасные журналистские расследования и тех, кого называют писаками.

Но мы с вами люди честные, так? и будем стремиться к тому, чтобы честь журналистской профессии не уронить. Хотя хочу вас предупредить. Профессия журналиста стоит на втором месте в мире по опасности для жизни, после профессии летчика-испытателя.
15 декабря, мы отмечаем День памяти журналистов, погибших при исполнении профессионального долга. Друзья и коллеги чтят память талантливых репортеров, телеоператоров, погибших в военное время в «горячих точках»,  или  в мирное время в борьбе за честную и оперативную информацию. По оценке Союза журналистов ежегодно в каждой стране при различных обстоятельствах погибают от 10 до 20 репортеров. Мы чтим память Дмитрия Холодова, Владислава Листьева, Артема Боровика, погибших при исполнении профессионального долга. Главного редактора газеты «Тольяттинское обозрение» Алексея Сидорова, который работал над разоблачением организованной преступности, обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, убитой в октябре 2006 года, и других.
Так что профессия журналиста, если свой долг исполнять честно, это профессия очень интересная, почетная,  благородная и опасная.

Что же такое журналистика? Прежде всего,  это сообщение. Информация, которую журналисты передают широкой общественности с помощью различных носителей – радио, телевидения, газет и Интернета.
В зависимости от способа подачи информации в журналистике существуют следующие жанры: хроника, информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж и т.д. Эти жанры относятся к новостям. Кроме новостей, если вы станете журналистами, вам придется писать  аналитические корреспонденции, комментарии, статьи, письма, рецензии, проделывать эксперименты, писать обзоры, мемуары и др. А еще существуют художественно-публицистические жанры - зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.
Вобщем поле для деятельности очень широкое и, как правило, журналисты специализируются либо на новостях, либо на аналитике, либо на публицистике, потому что объять необъятное тяжело, и лучше быть мастером в одном жанре, чем средненьким журналистом, который хватается за все, что ни попадя (многостаночником).
В зависимости от используемых технологий и оборудования журналистику подразделяют на следующие виды:
• газетно-журнальная журналистика, или бумажная.
• телевизионная журналистика
• радиожурналистика
• Интернет-журналистика
• фотожурналистика
• Литературная журналистика
• Журналистика расследований. Это то, чем занимаюсь я.
Где учат на журналиста? Есть специальные факультеты при университетах. Но без этого можно обойтись. Потому что, по моему опыту я убедилась, что в вузах, в основном учат собирать информацию и писать новости. А, как вы уже видели, жанров подачи информации существует множество, и научить человека писать, например, аналитические статьи крайне тяжело, если он не имеет к этому способностей. К этому надо иметь талант. Поэтому, если у вас есть талант аналитика, то потратить пять лет жизни на то, чтобы научиться писать новости, по-моему, просто нет смысла. Как же можно стать журналистом помимо журфака?

Тут вступает в силу еще одна специфика журналистской профессии. Есть издания новостные, есть специализированные, есть отраслевые. Например, журнал, пишущий только о кино. Или газета, которая освещает проблемы тяжелого машиностроения. И если вы окончите факультет журналистики, и вас там научат хорошо писать новости, фотографировать, снимать на телекамеру, но затем вы попадете в медицинскую газету, вы работать там не сможете. Потому что вам надо будет иметь элементарные знания по медицине, знать, чем отличается пептид от аминокислоты, и что такое гематома.
Поэтому лучшие журналисты получаются как раз из тех людей, которые окончили какой-то профильный вуз и пришли работать в газету. Скажем, вы окончили институт нефти и газа и поступили на работу в соответствующую газету, которая называется «Молодой нефтяник» или что-то в этом роде.
Итак, вы окончили какой-то другой институт, но решили стать журналистом и использовать полученные в институте знания на новом поприще. Тогда вам прямой путь в какую-нибудь местную газету. Вы приходите туда и говорите редактору, что хотите попробовать себя в качестве журналиста. И что вы большой специалист в области нефти и газа. Он смотрит на вас скептически и отправляет к заведующему каким-нибудь отделом. Ну, скажем, образования. Тот тоже смотрит на вас скептически и дает для пробы первое задание, например, написать репортаж из детского сада № 8. Вы спрашиваете, на какую тему должен быть репортаж. Вам говорят,  на какую хотите. Потому что его на самом деле никто не собирается печатать. Вы идете в детский сад и… что дальше, кто скажет? Так вот, для начала вам надо было попросить у завотделом поручение. В нем должно говориться, что Ване Иванову поручено написать репортаж из детсада №8. Это поручение вы показываете заведующей детским садом. Иначе, она с вами разговаривать не будет, у вас же пока нет журналистского удостоверения. Но для того, чтобы она с вами разговаривала, вам еще надо хорошо подумать, на какую тему вы будете писать. Скажем на тему дружбы маленьких детей или наоборот, возникающие среди детей конфликты. То есть, вы берете материал у заведующей или воспитательницы, но по ходу беседы, ее надо самому направлять, она-то не журналист и не знает, что вас интересует.
Но вот вы написали заметку, пришли в газету, и заметка понравилась. Вы огорчены тем, что ее никто не печатает, зато получаете первое серьезное задание – написать о достижениях завода по перегонке нефти. Это уже ближе к вашей специализации. И постепенно, став для начала внештатным журналистом, вы дожидаетесь того момента, когда кто-то из штата увольняется, вас принимают в штат и выписывают удостоверение. С этого момента, вы уже журналист.

Тем не менее, вожделенная корочка вовсе не означает, что вас принимают с распростертыми объятиями всюду, куда вы придете. Например, вам поручили написать о плохом чиновнике. Он точно не захочет с вами разговаривать. Но вы должны знать, что не по своей прихоти к нему пришли, а по делу государственной важности. Что вы представляете интересы народа, который хочет и имеет право знать, почему этот чиновник плохо исполняет свои обязанности. И вообще, это не вы к нему пришли, а ваше издание. И вы спрашиваете не чушь какую-нибудь, а серьезные вещи. Главное, понимать свою правоту и быть в себе уверенным.
Если же чиновник категорически не желает общаться, закрывает перед вами двери, то вы ему объясняете, что напишете следующее  - такой-то от комментариев отказался, дверь захлопнул, и чиновник поймет, что он будет выглядеть в газете или на экране ТВ с плохой стороны, что читатели и зрители поймут, что ему есть что скрывать, и предпочтет пойти с вами на контакт. Если же вы заметите, что он врет, не спешите уличить его во лжи, иногда выгоднее дать ему выговориться. А уличить потом в газете, приведя какие-то документы, которые вам еще предстоит найти достать.
 
Иногда, наоборот, тот к кому вы обращаетесь, заинтересован поговорить с вами, например, рассказать о достижениях своей научной лаборатории. Но, идя на такую беседу, вы должны хорошо подготовиться по теме. Если вам будут рассказывать о чумных бациллах и найденной против них вакцине, вы должны заранее прочитать, что только возможно по этой теме, для того, чтобы не опозорить свое издание.
Бывает, конечно, что собеседника невозможно разговорить никаким способом. Просто попадаются вредные люди. Либо откровенно не желают разговаривать, либо отвечают односложно, да и нет. К этому надо быть готовым, не расстраиваться и подумать, как можно сделать материал, обойдясь без именно этого собеседника.
 
Однако  есть такой тяжелый момент, как задание редакции взять интервью у звезды шоу-бизнеса или кинозвезды. На лично мой взгляд – это самое неприятное задание. Это куда хуже, чем поехать в горячую точку. И я это уже много лет категорически не делаю. Потому что всякая звезда, за редким исключением, считает, что, разговаривая с вами, она делает большое одолжение. При этом они безумно хотят, чтобы о них писали побольше. Поэтому, если вас окатят как холодным душем, фразой, у меня на вас только 10 минут, не впадайте в панику, смело продолжайте свое дело, потому что если вы сумеете звезду заинтересовать, то она потратит на вас столько времени, сколько вам нужно. (Но прежде вам следует обратиться к ее директору или менеджеру, организаторам концерта, иначе вы к звезде не попадете. )
Но раньше вам следует к интервью тщательно подготовиться. Вы должны знать об этой звезде все, когда она родилась, кто родители, где училась, а главное все ее роли и достижения. Список вопросов с избытком. И самое главное, подготовить заранее все вопросы, отбросив те, что явно сто раз задавались до вас. Например, вопрос о ближайших творческих планах может стать поводом для убийства со стороны слишком нервной звезды. Если звезда приезжая, не спрашивайте ее, как вам нравится наш город. Ни один нормальный человек не скажет, мне ваш зачуханный город абсолютно не нравится. Поэтому это вопрос пустой, вы только тратите время и раздражаете человека. Если это не телесъемка, то идеально будет, если вы будете записывать интервью на диктофон. Но еще дома постарайтесь придумать такие темы для разговора, которые будут звезде интересны. Сделать это можно, изучив ее работу за последний год, что делала, где бывала. Постарайтесь, найти неожиданные вопросы. (Грузинский режиссер Нана Дж. Вопрос поставлен так: Общее между кинокомедией грузинской и украинской. Как это соотносится с разговорным языком).

Вот 2 случая из моей практики. Кира Муратова и Виктор Шамиров. Два года назад я изменила своему правилу, потому что мне показалось, что кинорежиссер Виктор Шамиров, которого я увидела на кинофестивале в Одессе, может рассказать читателям моего журнала нечто интересное на тему правды жизни в киноискусстве. Я подошла к нему и договорилась на следующий день о том, что приду к нему с диктофоном, и сразу же дала листок с моими вопросами. Я подумала, что это будет исключение из моего обычного правила не брать интервью у звезд, потому что я сама уже не девочка, а достаточно известный в мире кино человек, и режиссер должен по этому поводу вести себя адекватно и сдержанно. Но в случае с Шамировым оказалось, что я попала на очень уж нервного и замкнутого человека. Наше общение продолжалось всего 1,5 минуты, в результате которых на свет появилось не интервью кинозвезды, а фельетон на него, под заголовком «Вознесшийся в небо звездец».  Я думаю, что свою пользу этот фельетон принес всем журналистам, берущим интервью у звезд, поскольку звезды поняли, что иногда можно получить абсолютно заслуженный, адекватный ответ. Вы можете прочитать этот фельетон, у кого есть возможность зайти в Ин-т  через Гугл на проза.ру.

Дальше настает такой момент, как вычитка материала. К этому делу надо подойти очень серьезно. Потому что если герою вашей статьи что-то не понравится, он может обвинить вас в клевете и подать на вас иск в суд. Поэтому каждую фразу, печатная она, или вы ее произносите на экране ТВ, надо очень тщательно проверить. Чтобы исключить возможность подать на вас в иск о защите чести и достоинства. После интервью очень хорошо дать своему герою прочитать или показать на экране сказанное им, он должен внести все свои правки и подписать у вас текст. Написать, что он согласен с текстом и подписаться. Но имейте в виду, что править он может только собственный текст, а то, что пишете или говорите вы, он поправлять не имеет права.

Я в таких случаях предпочитаю сразу писать так, чтобы ко мне невозможно было придраться. Для этого существуют приемы иносказаний, недомолвок, но читателю должно быть понятно, о чем идет речь.
Особенно это важно, когда вы проводите журналистское расследование и оно связано с могущественными лицами. А я в последние годы специализируюсь именно на журналистских расследованиях, связанных с нарушениями закона. Вот такой пример. Ко мне обратились адвокаты человека по фамилии Шпора, который по их словам уже отсидел в тюрьме пять лет безо всякой вины. Они сообщили, что имело место убийство из охотничьего ружья, но убийца остался на свободе, а вместо него за взятку посадили этого Шпору, обвинив его в том, что он убил своего соседа отверткой.  Я изучила уголовное дело, поехала в то село, где был убит человек, собрала свидетельства сельчан, которые игнорировало следствие, изучила все медицинские и другие экспертизы, и написала статью «Огнестрельная отвертка как изобретение прокурора Заперченко».
В этой статье по фактам и документам я доказала, что Шпора никак не мог убить этого человека, что его убил другой, которого я по материалам уголовного дела вычислила, но называть не имею права, так как я не следователь. Но то, что Шпора не убивал, я в статье доказала. В конечном счете, через три месяца после опубликования статьи, Шпору выпустили на свободу.
Вот как я описала тот момент, где утверждаю, что судья взял взятку. Поскольку я в момент дачи взятки не присутствовала, то написать это прямо не могу. Зато я написала так: «Приговор я читала. И поразилась. Ссылки на экспертизы не соответствуют даже липовым экспертизам. Вся логика приговора сводится к тому, что «нельзя исключить, что Радзвелюк были убит Шпорой». То есть, доказательств нет, но исключить нельзя. Таков почерк левой ноги судьи Дымова.
А по селу Конопляному ходят нехорошие слухи о том, что после приговора Шпоре, судья Дымов начал разъезжать на шикарном «Джипе», который, по его словам, выиграл у А.И. Искры в карты. Но мы, конечно, таким гнусным слухам не верим. Во-первых, откуда у скромного директора сельского хозяйства такой «Джип»? Где он на него деньги взял? Во-вторых, это ж на какие суммы ребята в карты режутся? Вот это картежники! Их пора от игровой зависимости лечить».
Таким образом, я не только не утверждаю, что судья Дымов взял взятку, но вроде бы даже такие нехорошие слухи опровергаю. Но всем все понятно, а подать иск в суд нельзя. Даже понятно, кого я подозреваю в убийстве, но тоже прямо это не сказано.

Или вот такое расследование. Обратились в газету люди, живущие в Одессе, на Большом Фонтане в маленьких частных домиках, о том, что в зеленой зоне отдыха на улице Гаршина строится многоэтажный дом с паркингом для машин, что по закону строить запрещено. Но сработала взятка. Ее получили архитекторы ГАСКа (Архстройуправления) и судья, когда жители этого района обратились в суд. И суд, по сути, узаконил это нарушение.
Я исследовала документы, убедилась в том, что жители этого района правы, происходит беззаконие и безобразие, и написала статью «Карабасы-Барабасы из города Киева».
Опять же я не имею права написать, что, на мой взгляд, судья получила взятку, потому что я не была этому свидетелем. А то о чем мы догадываемся, или что очевидно, надо описать так, чтобы все было понятно, но при этом не попасть под судебную ответственность. И я закончила статью так:
«Классические произведения литературы действительны на все времена, даже, если это детская сказка «Золотой ключик». Это из нашей с вами жизни взяты беспардонный, как киевский ГАСК,  Карабас-Барабас и хитрая Лиса-Алиса. Пересмотрите еще раз замечательный фильм  о приключениях Буратино. И тогда вы ясно услышите, как  на улице Гаршина кричат папы Карло:
«Караул! Реликтовые деревья вырубают. Закрывают потоки свежего воздуха с моря на город!»
А в ответ из судов и прокуратур доносится песенка Лисы-Алисы: (метафора)
  «Какое небо голубое,
какое небо голубое!
мы не сторонники разбоя,
на дурака не нужен нож,
ему покажешь медный грош
и делай с ним, что хошь, что хошь...»

И все понятно, все сказано, а придраться нельзя. А до этого, для сбора материала в эту статью я проделала такой следственный эксперимент: позвонила в ГАСК, представилась, сказала, что наша газета расследует незаконную стройку на Гаршина, и получила официальный ответ, что стройка ликвидируется по приказу из Генпрокуратуры.
Но на этом я не успокоилась. Привожу цитату из статьи:

«В конце концов,  стройка была  законсервирована. Стороны замерли в ожидании разрешения конфликта.  И тут мне пришел в голову вопрос, а что же сами руководители стройки по этому поводу думают? Я позвонила по телефону, который прочла на многочисленных бигбордах города,  и в газете «Авизо» с красивым рисунком будущего 5-этажного рая на крутом берегу Черного моря. И состоялся у нас такой разговор.

- А можно у Вас купить квартиру в этом замечательном доме?
- Конечно. Приходите, только денежки заплатите.
- Да вот, мне сказали, что там вроде соседи протестуют, мол, на рекреационной земле, и так далее, в суд подали…
- (Смущенное молчание. Затем возмущенно): Да что Вы всяких идиотов слушаете, мало ли их… Дом будет построен, не волнуйтесь.
- Конечно, я волнуюсь, вдруг деньги пропадут.
- Тогда банк «Аркада» их Вам вернет. Этот банк финансирует строительство, а мы, «Лазурное побережье» только строим. (Какая скромность!  Мол, мы  только рабочие, и,  естественно, ни слова про купчую на эту землю).
- Так как же все-таки, вы собираетесь решить конфликт с соседями?
- А что его решать?  Тут, конечно, в соседях непростые люди. Сами понимаете, в таком районе лишь бы кто не живет.  Но и у нас в Киеве тоже люди есть. Помогут.
- Можно узнать, как?
-  (смех). Нет, конечно, по телефону я Вам такое сказать не могу. Нет, если лично придете, тоже. Но у нас все железно, не переживайте.

Добродушное пожелание «не переживать»  своего действия на меня не возымело. Наоборот, заставило задуматься, это ж какие такие в Киеве люди есть? Что за люди? Воображение рисовало то всесильных депутатов Верховной Рады, то просто каких-то Карабасов-Барабасов с черными бородами и дубинами в руках, отгоняющих от стройки мирных соседей.  С Земельным кодексом в руках против дубины не попрешь! Однако действительность впоследствии оказалась  куда более сказочной, чем Карабасы».

Или вот пример. Следователя прокуратуры зовут Василий. Я не пишу прямо о том, что он беспредельщик и сфабриковал уголовное дело. Но заканчиваю статью так:
«Если уж наши правоохранители фабрикуют дело, то почему они делают это так бездарно, что от их «работы» плеваться хочется?
Ответ:
потому что им самим в потолок плевать.
Потому что они абсолютно безнаказанны.
Потому что народ запуган, и никто не возразит.
Потому что они обнаглели.
Потому что главное их кредо: пипл схавает! Гуляй Вася, всё в кармане!
Таким образом, я намекаю на то, что он, во-первых,  наполнил свой карман, а то, что он Вася, вытекает из того, что он Василий, и умный читатель это понимает.

Вообще, если вы захотите когда-нибудь посвятить себя именно журналистским расследованиям, то вы должны забыть о спокойной жизни. Это очень интересно, это большой адреналин, но при этом наживаешь массу могущественных врагов и это всегда очень опасно.
Поэтому, хочу дать вам несколько советов по данному вопросу. Прежде всего, хорошо изучите законы. Это Конституция, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон об информации и печати, Закон о доступе к публичной информации и правила этики журналиста.
Вы должны всегда с собой носить ламинированную выписку из Уголовного кодекса, ст. 171 «О препятствовании законной профессиональной деятельности журналистов».
Вы должны знать, что Закон позволяет профессиональным журналистам иметь при себе зарегистрированное не боевое оружие. Например, газовый пистолет.
Вы должны знать, что закон позволяет вам скрывать имена ваших информаторов, даже от следствия. И должны выучить еще несколько правил, а именно:
Если вы идете на свидание с вашим информатором, назначайте свидания только в людных местах, скажем в кафе на людной площади. Прежде чем идти на задание, нужно сообщить, куда именно вы идете, с кем будете встречаться. Об этом должен знать редактор вашего издания, и кто-то из ближайших родственников. По возможности скрывайте свое место проживания. Всегда проверяйте батарейки вашего телефона и диктофона, берите на всякий случай два телефона. Ну и газовый пистолет, смотря по обстоятельствам.

Есть еще один минус в нашей профессии. Если эстрадный певец выпьет лишнего в ресторане и разобьет зеркало, как Никулин в «Бриллиантовой руке», то это только прибавит ему популярности. На него скорее будут билеты брать. Но мы на такие вещи не имеем права. Вас будут знать в лицо, особенно тех, кто работает на ТВ, и пристально следить за вашим поведением. Журналиста часто узнают на улице, и я не могу выйти даже за хлебом кое-как одетой, должна постоянно следить за своим поведением, не давать ни малейшего повода меня упрекнуть, потому что иначе моим статьям не будет веры.
Мне несколько раз предлагали большие деньги за то, чтобы я не публиковала свои статьи, сняла их с печати, но я никогда на это не шла. Потому что хорошая репутация нарабатывается годами безупречного труда, а потерять ее можно в пять минут.
Теперь поговорим о том, как писать статью, чтобы она привлекала внимание читателя. Начинайте статью так, чтобы с первого абзаца читателю хотелось читать дальше.То есть берите быка за рога, начинайте с затягивающего читателя лида.                Это первый абзац называется лидом. Лид (lead — возглавлять, вести) —абзац статьи, информативный отрывок позволяющий захватить внимание читателя на данном материале. Главным критерием лида является его компактность, что позволяет за короткий промежуток чтения донести до читателя, то о чем хочет далее проинформировать его автор  статьи. В процессе написания лида следует как можно быстрее и эффективнее захватить внимание читателя на статье, дать понять, что в этом тексте будет найден ответ на интересующий его вопрос, причем заинтересовать его в вопросе можно в том же содержании лида.
Например, так: «Сегодня утром милицейский патруль, проезжавший по улице Тираспольской, заметил струйку крови, вытекавшую из подъезда дома №46».
Дальше уже неважно, то ли местное кафе вылило туда остатки компота, то ли человека убили, но читатель уже в чтение втянется.
Я лично делаю так. Я стараюсь найти такой заголовок, чтобы в него уже вместить лид. Потому что, если читатель шарит по Интернету, то он на лид не попадет, но на заголовок обязательно. Вообще удачный заголовок – это половина читаемости. Поэтому заголовок должен быть броский. Если редактор будет вам говорить, что заголовок должен быть короткий, а это все редакторы говорят, то не слушайте его. Главное броский, а не короткий.

Вот, например, как я назвала статью о маленьких пенсиях в Украине:                «А может их хлорофосом? – задумчиво прошептало правительство».
Статья о похищении девушки:  «А чем у нас в Одессе, хуже, чем в Сомали?»              Статья о рейдерском захвате судоходной компании: «Дядя Витечка, а ну отдай!»       Статья о плохой рекламе на ТВ. «Мури-мури и Украина в ящике». Во-первых, имя африканского студента, Мури-Мури, намекает на то, что реклама муровая, во-вторых, читателю становится интересно, как это Украина в ящике? Каком ящике? При чтении уже понимает, что это ТВ, но он уже втянулся читать.
Такой заголовок: «Как полковник у прапорщика квартиру стыбзил».
Про безобразия в милиции: «И чья это службочка и опасна, и трудна?»  (Песня).
Вот такие: «Наши дорогие будущие адвокатишки».  Здесь противопоставление «наших дорогих» и презрительного «адвокатишки».
О наркотиках: «Нехорошая квартира со смертельным исходом» 
Об этой статье мы уже говорили. Заголовок в данном случае привлекает нелепицей.          «Огнестрельная отвертка как изобретение прокурора Заперченко»
«Геи и лесбиянки, отъ…цепитесь от меня!»
И об этом фельетоне мы тоже уже говорили: «Вознесшийся в небо звездец».
И о телевидении  – «ТВ. Должен сидеть! (Жеглов)».

Еще я хочу посоветовать вам, поделать такие упражнения. Взять лист бумаги, и на одной стороне листа написать хвалебный отзыв о какой-то вещи, скажем пепельнице, а на другой стороне – ругательный отзыв. Вы увидите, что всегда в любом предмете можно найти и хорошее и плохое. В любом явлении, если приглядитесь, найдете плохое и хорошее. Вы должны оттачивать свое видение.
Но главное, быть объективными. Никогда не врите ни читателю, ни самим себе.
К сожалению, сейчас то время, когда многие люди смотрят на журналиста, не как на героев горячих точек. А как на настырную дамочку в розовой кофточке, как это было с Киркоровым.
Но если вы сумеете завоевать доверие и уважение читателя, то эта профессия принесет вам ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Вы сможете положительно влиять на процессы в обществе, вы добьетесь, например, постройки приюта для бездомных животных, вы приобретет множество друзей и единомышленников. Вы всегда будет в гуще событий, и научитесь лучше понимать жизнь. А главное, у вас будет право иметь свое мнение и всегда говорить правду.