День юриста

Вячеслав Серов
                3-е декабря объявлен днём юриста. Учреждён в 2008 году.

   Узнал о том по радио, управляя машиной по дороге домой. За обедом сообщил о том жене. Она не придала значения, а я вспомнил 1973-й год, когда был привлечён к расследованию по делу о чрезвычайном происшествии в войсковой части, где проходил офицерскую службу.
   Зима, я только вернулся из очередного похода в дальний гарнизон. Служил в отдельном автотранспортном батальоне, который перевозил грузы из Улан-Батора в отдалённые гарнизоны для обеспечения всем необходимым войска 39-й общевойсковой армии. Батальон входил в состав Краснознамённой 31-й Военно-строительной бригады Забайкальского военного округа и располагался на восточной окраине столицы МНР близ Амгалана.
   Командир части подполковник Донченко Виктор Васильевич вызвал меня в штаб.
   -Вам, товарищ старший лейтенант, необходимо прибыть к военному прокурору гарнизона по делу о гибели рядового третьей роты в парке части.
   Военная прокуратура находилась в двенадцатом микрорайоне Улан-Батора, где размещались военный трибунал, военторг, поликлиника армейского госпиталя на значительном удалении от части. В микрорайоне проживали старшие офицеры и служащие Советской армии.
   -Возьмите автомобиль, и поезжайте.
   Командование ротой я передал своему заместителю по технической части, но прежде заехал в парк части для осмотра места происшествия. Происшествие случилось утром того дня, перед моим возвращением в часть. Расположение роты технического обслуживания и ремонта автомобилей было оцеплено, бокс, где выполнялось техническое обслуживание был закрыт, а личный состав выведен до особого распоряжения.
   Что я увидел? Автомобиль Зил-130, которым управлял потерпевший, а ныне погибший солдат, стоял под прямым углом к означенному боксу. Автомобиль был новый, а на капоте, там где выштампованы буквы автозавода ЗИЛ была вмятина от головы водителя. Ростом от был невысокого, в шапке, крови от травмы головы не было. Зато, войдя в бокс, недалеко от двери обнаружил лужу сгустившейся крови, как студень. Напомню на дворе был мороз. В Монголии зима сурова, до минус сорока и ниже. Значит, кто-то затащил пострадавшего в пункт технического обслуживания(ПТО).
   Впоследствии я выяснял все детали в ходе допроса свидетелей о происшедшем. Но мне в тот момент стало ясно, что были нарушены меры безопасности при проведении работ в боксе ПТО.            
   Прибыв в военную прокуратуру, прошёл в кабинет прокурора:-Товарищ полковник старший лейтенант Барсуков прибыл в ваше распоряжение.
   Прокурор вызвал назначенного вести дело старшего лейтенанта юстиции и определил меня в помощники следователю. Тот ввёл меня в курс дела, определил порядок расследования, и первым делом поручил доставить одежду убиенного для проведения экспертизы.
   Я направился в армейский госпиталь, находившийся рядом с городком Краснознамённой бригады. Морг находился за операционным корпусом в глубине госпиталя. Меня встретил сержант медицинской службы, который провёл меня через препараторскую, где лежал покойник ещё в военной форме, в ординаторскую и просил немного подождать. Прошло минут десять. Сержант доложил, что всё готово. Когда я проходил мимо ложемента, покойник был голым и не смущал меня, но запах карболки я ощущаю по сей час, когда пишу эти строки.
   Взяв приготовленный узел с одеждой, я вышел с территории госпиталя, сел в машину и отвёз узел в прокуратуру в кабинет следователя. Получил бланки допросных листов, поехал в часть.
   За обедом меня под впечатлением увиденного, преследовал запах морга и перед глазами стоял покойник. Дня три я не мог нормально есть, меня подташнивало.
   Я был освобождён от выполнения прямых обязанностей командира роты, и приступил непосредственно к расследованию происшествия. Мне был выделен кабинет в помещении штаба части, где проводил допрос, причастных в качестве свидетелей военнослужащих срочной службы роты техобслуживания и ремонта автомобилей. Не стану приводить детали допроса каждого свидетеля, которых перед составлением протокола предупреждал об ответственности за дачу ложных показаний, и со слов свидетеля записывал и отбирал подпись, что с его слов записано верно.
   Картина происшествия была восстановлена в деталях. Утром после развода и получения задания от командира ремроты бригаде необходимо было принять новую партию машин на техобслуживание. Для этого надо было освободить ПТО от стоявшей там машины ЗИЛ-130. Водитель не смог запустить двигатель, чтобы выехать, и ремонтники решили вытолкать автомобиль. Но тут, одно но. Машина с пневмоприводом тормозов была без сжатого воздуха, а при давлении ниже четырёх с половиной атмосфер в пневмосистеме движение запрещено инструкцией завода-изготовителя. Водитель не имел права выезжать из бокса, при том вероятно забыл о стояночном тормозе, который не применил. Его, непосредственного виновника я не допрашивал. Он был задержан и помещён в гауптвахту до окончания принятия решения. Им и ответственными офицерами занимался следователь. Мне известно, что командир роты капитан Лысогор был снят с должности и уволен в запас, благо имел выслугу лет.
   Машину ремонтники выкатили из ворот задним ходом под уклон. Водитель вывернул рулевое колесо вправо и автомобиль  по инерции столкнулся с тем ЗИЛом, у которого находился пострадавший, прямо перед капотом своего автомобиля. Задний борт придавил голову солдата, отчего он скончался. Так мои первичные предположения были подтверждены показаниями свидетелей.
   В результате происшествие было квалифицировано, как несчастный случай. И виновного не осудили. Через месяц этот же водитель совершает нарушение дисциплины строя, следуя в колонне, и сталкивается влобовую с автомобилем гражданина МНР. Монгол погиб, а солдат был осуждён за воинское преступление на восемь лет тюрьмы. Вот, чем обернулось прощение за гибель сослуживца.
   День юриста-один из многих в военной службе напомнил о событиях семидесятых, когда мне довелось заниматься по вопросам правовой системы, в том числе и в заседаниях военного трибунала в качестве народного заседателя.
   Когда я начал повествовать жене, то она не пожелала это слушать, и дальше морга не пошло.

4 ноября 2022 Х.В.