Крепкий орешек

Александр Шиманский
     В советские времена в кинопрокатные организации разных уровней поступали соответствующие месячные разнарядки, по которым каждый руководитель знал сколько копий художественных, хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кинофильмов получит для проката на киноустановках в обслуживаемых зонах. Фильмы в кинопрокатные организации во времена СССР поступали по планам месячного выпуска их киностудиями и планов объединения «Совэкспортфильм».

    Имея различные рекламные издания, буклеты, каталоги, фотокомплекты, журналы «Советский экран», Новые фильмы, На экранах Беларуси, Киномеханик можно было планировать прокат кинофильмов на государственных, профсоюзных, ведомственных кинотеатрах и киноустановках производства советских, так и зарубежных киностудий, с целью получения наибольшей финансовой выгоды, проведения предсеансовых мероприятий и соблюдения правил репертуарной политики. Распад СССР ещё будет, а уже изменился и порядок приобретения кинофильмов для проката с последующей их выдачей в кинотеатры и на киноустановки для их просмотра зрителям. Начала работать новая организация по предоставлению фильмов на прокат и снабжению кинопрокатных организаций –Союзкинорынок, который несколько раз в год проводил в разных в городах бывшего СССР кинорынки, на которых производится торговля права проката и копий кинофильмов или даже их перепрокат, и которые были созданы государственными или независимыми киностудиями, кооперативами, в том числе и приобретённые разными посредниками и за рубежом. Число на кинорынке иногда доходило более чем 150 таких представителей. Для участия в работе кинорынков областные организации киновидеопроката направляли своих ответственных работников для заключения соответствующих договоров на прокат или приобретение копий кинофильмов.
   
    Довести до сведения читателей сведения о том, что мне пришлось побывать на всех кинорынках будет не честно. Побывал, но не всех. Москва, Минск, Ялта, Севастополь, Киев вот в этих городах мне пришлось поучаствовать в их работе. Написать, что это была просто рутинная работа, просмотрел фильм, как правило четыре фильма в день, определил его прокатную судьбу и заключил договор на приобретение или на прокат будет неправильным.

   На кинорынках появлялся круг знакомых кинопрокатчиков, был и обмен мнением, и возможность использования опыта других организаций кинопроката работы с фильмами в своих регионах. Рассказ будет посвящён организации проката для нашей области кинофильма «Крепкий орешек». Это был тот год, запомнившийся всему миру, когда в ещё бывшем СССР произошёл так называемый ГКЧП и конечный год существования такой державы.

   Все началось со звонка с областного управления киновидеопроката, что на кинорынок в городе Киев для Брестской области выделено два места и если есть согласие, то направляем заявку в фирму «Клуб Ойкас» для участия в кинорынке, который организует кинорынок. По правде, не очень хотелось ехать в августе этого года на кинорынок, родилась в нашей семье внучка, полтора месяца всего прошло, но поездка в Киев, а там живет родственник жены, да и желание побывать в этом городе лишний раз превысили мое нежелание.

   С роддома привезли внучку к нам домой, и она стала проживать у нас со своей семьёй. Успокаивало то, что оставлял внучку ещё дополнительно, кроме её мамы,она ещё и на заботливых руках бабушки, которая души не чаяла в этом прелестном и маленьком человечке. Пришло время, собрал нехитрый багаж в дорожную сумку, как говорят и мыло, и шило, и добрый кусок домашнего сала завёрнутый в отрезок льняной ткани. Реквизировал сало у своих родителей, тем более, что все трудовые отпуска на работе проводил в деревне, помогая родителям в ведении домашнего хозяйства, косил сено, помогал убирать картошку и заготавливать дрова, да и мало для чего в сельском домашнем хозяйстве были не лишние сыновьи руки. Всегда, домашнее сало было в моих командировках, оно выручало не раз и помогало совместно с пузырьком беленькой решать многие вопросы. А когда на накрытой поляне сообщалось, что этот продукт с чистой от Чернобыля зоны, да и выращенный на сельском подворье моими родителями, он нарезанный тонкими пластинками, да на черном хлебе, всегда вызывал восторг у присутствующих и шел на ура.               

   Несколько часов до Бреста, пересадка на другой поезд на Киев и вот она столица УССР. На троллейбусе с пересадками в речной порт, место сбора участников кинорынка. У причала стоит белый красавец теплоход, а глазами ищу, где представители кинорынка, ведь здесь было указано место сбора участников. У трапа теплохода большой транспарант, на котором написано приглашение участников кинорынка на теплоход. За столом, установленном возле трапа сидит человек, предъявляю ему документы, и он называет мне номер каюты. Подымаюсь на палубу, мысль была такая, что организаторы кинорынка не смогли арендовать гостиницу для проживания, а просмотры будут организованы в ближайшем кинотеатре или клубе. Конечно, интерьер поразил, ковры, стойки, мебель, на мой взгляд с натурального дерева, все выдержано в светло-коричневых тонах. Работник теплохода указал, где моя каюта и по мягкой ковровой дорожке, посматривая по сторонам, захожу в каюту по левой стороне борта теплохода. Каюта двухместная. Устраиваюсь и в этот момент в каюту заходит мой сосед, один из заместителей областного начальника.

   Ближе к концу светового дня, по местной трансляции, участники приглашаются в одно из больших помещений, рассаживаемся по местам и нам объявляют, что кинорынок будет проводится на теплоходе и в порту Киева стоять не будет, а пойдет вниз по реке Днепр, с выходом на Черное море до порта в городе Евпатория, с заходом в крупные речные порты по реке Днепр- Черкассы, город Канев (экскурсия на могилу Т.Г.Шеченко) Кременчуг, Днепропетровск,  Никополь, Одесса, проход по Черному морю и в Крым- порт Евпатория и обратный путь в Киев.  Это уже позже от коллег узнал, что кинорынок на теплоходах, а они проводились не один раз, был более производительный чем в городах. Куда денешься с подводной лодки как говорят, так и здесь, с теплохода не уйдешь решать свои или чужие дела в городе, как это иногда бывает в командировках.               

   Утром после побудки стало известно, что теплоход уже идет вниз по течению Днепра. Завтрак и просмотр кинофильма в специальном зале и с большими перерывами, которые участники могли побывать на верхней палубе, попить пива, посидеть в шезлонгах или полежать на теплом августовском солнце. А переговоры по приобретению кинофильмов можно будет проводить в каютах или в гостиных теплохода, где размещались продавцы. При заходе в порт города Канев побывали на могиле Тараса Григорьевича Шевченко. При очередной остановке в другом порту втроем, я и Нагорный Василий (Гродно), Масько Николай (Брест) решили сойти на берег, пройтись по городу. Недалеко от порта был большой магазин. Зашли и там увидели детскую коляску, называемую ходунки, розового цвета и посчитал, что моей внучке это будет хороший подарок, несмотря на то, что до того времени, когда она пойдет своими ножками, пройдет ещё немало времени. Отказано было в приобретении коляски, уже нужны помимо денег талоны на такую сумму, только выдаваемые украинскими предприятиями или организациями к заработной плате.

   Такая защита уже стала в те годы в СССР, так каждая республика защищала свой товарный рынок. Примерно- зарплата 150 рублей, получи талоны к зарплате на 150 рублей и производи расчет за приобретённые товары деньгами и талонами на сумму покупки. Мы из БССР, у нас нет украинских талонов. Какие мы слова говорили продавщицам, какие аргументы, но их уговорили, отправили они нас в один из отделов, там и продали без талонов такие ходунки, но голубого цвета. Довольный, что слон, в компании отправились дальше по припортовой территории, на одном из столов увидели женщину, продающую персики и арбузы. Правда она говорила, что они не очень зрелые, но мы решили, что покуда будем путешествовать, то они созреют, цена за их была очень низкой.

   На следующем заходе в один из речных портов в здании вокзала у телевизора мы увидели очень много стоящих людей. В это здание мы зашли ради интереса и была тайная мысль позвонить домой, сообщить о своём неожиданном путешествии, узнать, как дела дома, как внучка, не скучает по дедушке. Звук телевизора был включен на полную громкость, и он передавал о событиях, происходящих в Москве, где по улицам города шли танки, толпы людей шли с разными флагами. Голоса диктора почти не было слышно, а в зале стояла мертвая тишина, головы стоящих людей были повернуты к экрану. На наш вопрос у стоящего, что происходит, он ответил, что в Москве государственный переворот. Дозвониться домой не удалось, междугородние телефонные линии не работали, а сотовых в то время не было. При возвращении на теплоход только и было разговоров, о каком-то ГКЧП.

   Но рынок продолжал свою работу и шли по Днепру. Из всех заходов в порты по Днепру в воспоминаниях осталось только посещение порта Одессы и возможность пройтись по «Потемкинской» лестнице, побывать у позеленевших от времени памятнику Ришелье, основателям города Одесса. Время на остановку в порту всегда было немного, осмотрели то немногое, что удалось. И дальше проход по Черному морю. Море было спокойным. Несколько раз можно было наблюдать как дельфины стайкой вылетали из воды и оставляли наш теплоход далеко позади. Наблюдались на горизонте и вихри –смерчи из водяных столбов, которые связывали море с облаками. Как объяснил один из офицеров теплохода, что такие вихри- смерч часто образуются в очень тёплую погоду на море и могут быть опасны, но эти далеко и сейчас для нас неопасны. Правда, маленькие вихры, захватывающие в себя мелкие сухие листья, песчаную пыль и небольшой мусор наблюдались и в детстве, жарким летом, когда приходилось пасти скот или проходить по песчаной дороге, или на вспаханном и уже довольно подсохшем поле. Мама или бабушка всегда предупреждали, что такие воздушные кручи надо избегать, можно подхватить заболевание. Жили в глубине суши, а вредность от смерча знали.               

   На всей пути водного перехода просмотры фильмов, обсуждения, переговоры о приобретении права проката с их владельцами или представителями компаний. Вот и порт Евпатории. Сам город не поразил, может только то, что мы дальше припортовой зоны не ходили, боясь опоздать на теплоход или заблудиться в его узких улицах. Поразили ещё одно, такого в наших краях не видел, от дома к дому частного сектора шли желтые газовые трубы. В этом порту удалось связаться с домом, междугородняя телефонная связь была восстановлена.

   Из городских покупок запомнился тёмно-фиолетовый крымский лук, от которого при его употреблении, из глаз слёзы не текли. Поручение от жены. Легли на обратный курс.  В один из вечеров, при заходе в каюту, было обнаружено, что наши арбузы стали непригодные к употреблению и было решено выбросить их за порт. Один из нас стал у борта, другой передавал через окно арбузы, и они полетели за борт. Было очень необычно, один падал со звуком хлоп, другой со звуком шлёп. Пришли к мнению, что разные звуки происходили от того, как попадал наш несчастный арбуз, на волну, исходящую от теплохода или в промежуток между волнами. Такая участь постигла и персики, неисчислимое число мошек возникло там, где они лежали и просто испортились.

   На одном из просмотров был представлен американский кинофильм-боевик «Крепкий орешек», с участием в главной роли актера Брюса Уиллиса. Среди представленных фильмов он вызвал у нас неподдельный интерес, и мы тут же определили, что будем заключать договор на его прокат с посредником. Долго не соглашался заключать договор этот представитель -посредник. Решили, после очередного отказа, зайти к нему в его каюту прихватив с собой и белорусскую горькую, и среди других закусок, моё ещё неизрасходованное домашнее сало, прихватили и пару крымских луковиц.

   После долгих уговоров пришлось встать перед ним и рванув на груди рубашку так, что три пуговицы со звоном сообщили присутствующим, что они улетели на свободу, и показав ему свою незагорелую спину, обратиться к нему, что не загораю, находимся в Чернобыльской зоне, а ты лишаешь просмотра этих героических людей, которые не уезжают, а продолжают трудиться и ждут от нас кинопрокатчиков хороших фильмов. Что ещё говорили, какие аргументы были при этом дальше, но сломали его упорство и подписал он договор на прокат. Ну, а дальше, ударили по рукам и замочили этот наш успех. А пару крымских луковиц попросил с собой этот посредник, сначала не хотел пробовать, а потом вот как оно вышло. С грустью закончился наш кинорынок, был проведен вечер прощания. Вот и Киев.

  Ехать уже к родственнику времени было в обрез, билет был на руках. Пару часов к отходу поезда на Брест. Распрощались на вокзале с теми, с кем познакомились в этом необычном речно-морском путешествии. Поразил громадный центральный зал вокзала и довольно широкая лестница, ведущая со второго этажа устроенная по центру здания. Вокзал был как говорят, забит под завязку пассажирами. Стояли люди даже и на ступеньках широкой лестницы.

   В какое - то время в зале произошёл шум, а многие пассажиры, стоящие на лестнице, пришли в движение освобождая проход небольшой группе людей. Два молодых человека, одетые в черные одежды похожие на комбинезоны, вели под руки очень, ну очень немолодого человека, одетого в какую-то необычную военную форму цвета темного хаки и в необычном головном уборе, на котором можно было издалека рассмотреть кокарду напоминающую трезубец. Позади этой группы спускались вниз по лестнице ещё несколько людей одетых в черное. Как сейчас помню, рост этого одетого в форму хаки был очень невысокий, ну может, как говорят, метр пятьдесят с кепкой. Лицо этого человека было маленьким и морщинистым, и довольно тёмного цвета, с очень большими и седыми бровями. Смотрел этот мужчина прямо перед собой, и как казалось, что его под руки не вели мужчины в черном, а скорее несли и он только слегка переступал своими ногами по ступенькам лестницы. По мере того как они спускались по лестнице, пассажиры медленно поворачивались и провожали взглядом эту процессию. Вскоре вышли они с зала и, что интересно, в зале долго стояла тишина как-бы спрашивая, а что это было? Буду не томить возможного читателя, но этот старый человек был в одет в форму армии УПА, снимки которых стали позже появляться на телевидении и в СМИ. Напомню, что это был ещё август 1991 года. Через день прибыл в свой город, где меня ожидали мои близкие и самый любимый мой человечек- внучка, которую оставлял на две недели с лишним, а за это время мне казалось, что уже она немного подросла и удалось привезти такой чудный подарок- ходунки, которые будут нести ей службу, а затем будут служить и другим детям, которым передаст их моя дочка.

  Что касается проката кинофильма «Крепкий орешек» - прошёл он в кинотеатрах и на киноустановках области с большим зрительским успехом. Позже будут и другие «Крепкие орешки», но это был первый и принятый на ура. Долго еще после его проката поступали заявки от зрителей на просмотр, но фильм был возвращён в город Москва его владельцу. Вскоре его копия появилась на видеокассетах для просмотра в залах видеотек или домашнего просмотра. Через год побываю ещё на одном из кинорынков в Крыму, но это уже другая история.