Судьба и люди! И. И. Казанков. 1 стр

Галина Михайлова 5
 Сборник рассказов - воспоминаний.

 Живая книга из уст людей.

 Если бы не Советская Власть...
 Воспоминания И.И.Казанкова, бессменного директора Агрохолдинга Звенигоаский.

    Родился я в 1942 году, 25 марта, в Татарской Автономной Советской Республике, в чувашском селе Сиктерме, в переводе на русский язык это означает - колыбель, а попросту - люлька! Раньше в таких детей качали, делали их из липовой коры! Шел второй год Великой Отечественной войны, в этот день отец мой Иван Андреевич Казанков вернулся с фронта домой, он был тяжело ранен, вот, пришел на поправку! Сказал: Иваном сына назовем, пусть в доме будет Иван! Себя он уже в счет не брал, не надеялся выжить!
   
   По нынешним меркам, семья наша была многодетной, я в семье пятый ребенок. Родители были самыми обычными крестьянами, работали в колхозе, отец славился, как хороший кузнец на селе, мама работала дояркой на ферме. Жили мы бедно очень, война, все отправляли на фронт, для Победы. Если бы не Советская Власть, я не знаю, кем бы я вырос! Может быть, пас поросят!(смеется). Советская Власть дала нам образование, дорогу в большу  жизнь...

    Иван Иванович не любит про себя рассказывать! Нечего говорить! Делать надо! Ему 80 лет исполнилось в этом году, большая часть нелегкой жизни этого человека, а именно 50 лет, пришлась на Советское Время! Вот поэтому,  так свято бережет он все Советские традиции, он ничего не желает менять в своем деле, ни ГОСТы, ни качество продукции, ни отношение к людям!

   Мне очень хочется убедить этого человека: Нужно рассказывать, нужно делиться своими знаниями, ради нашей молодежи, она же сейчас на распутье, какой дорогой идти? Западные представления о легкой жизни затмили разум молодым, не хотят на селе работать, да и в Стране своей, России уже многие жить не хотят, на Запад едут, там веселее! Все разрешается! Да, - соглашается Иван Иванович, - мы росли совсем по - другому! С детства работали наравне со взрослыми  мужиками, и эта работа нас не испортила, а только закалила!

    Сейчас же в школе ученик с доски стирать не может, не положено! К труду детей совсем не приучают! Иван Иванович углубляется в воспоминания: В войну было очень тяжело жить, голод и холод! Я, конечно, мал был, но хорошо запомнил эту историю, мои старшие братья Михаил и Василий уже в колхозе работали, где - то конец войны приближался! С едой совсем плохо было, зима, летом еще худо - бедно перебивались, где трава, где грибы, в огороде овощи выращивали, а вот зимой совсем есть нечего было! А надо еще корову кормить, стельная, молока уже не дает, а кормить надо! Старшие братья на ферму ходили, там старую солому собирали, лепешки коровьи стряхнут, а солому на санки складывают! Вот этим и кормили корову! Однажды бригадир их увидел, прямо на дороге забрал санки и поджег солому, вместе с санками все и сгорело! Братья пришли домой, плачут! Этот случай мне особенно запомнился, по тем временам могли бы и посадить, за горсть
 зернышек год тюрьмы давали!

   Поэтому, я всегда стараюсь помочь людям в трудной жизненной ситуации, разобраться, принять справедливое решение! Семья наша заболела с голода, Вася опухать начал! Хорошо, дядя Тимофей Леонтьевич, нас, всех детей к себе в больницу положил. В селе, прямо у нас,в Сиктерме, больница была, а дядя там фельдшером трудился, он же и главный врач был! Благодаря этому человеку мы выжили! Много детей в то время умерло!

   Когда закончилась война, жизнь начала тихонько налаживаться! Отец уже болел сильно! Но нас, мальчишек, подучивал, что и как делать! До сих пор помню его слова: Делай, сын, хорошо! Плохое само получается! После меня еще брат Николай родился! Нас шестеро уже стало, две сестры, Римма и Нина, три брата: Михаил, Василий, Николай, самый малый и я!

    В школу пошел, в первый класс, все уже делал по дому сам! А братья Михаил и Василий на кузнице работали, за взрослых! Отец показывал, они выполняли сложные работы по ковке металла. Коров и свиней пасли летом!В поле колхозном сорняки пололи, раньше же не протравливали поля ядохимикатами, все вручную убирали! Все дети в то время трудились в колхозе, никто не отлынивал от работы, что скажет бригадир, то и делали!

  Денег нам не платили за работу, записывали трудодни! Работали, вплоть до 1 сентября, а 1 сентября садились за парты в школе! Учиться мне нравилось очень! Особенно хорошо шла математика. В начальной школе нас учила Вера Ефимовна Чубукова. Она очень добрая была. А классы так были распределены, 1 - 3, 2 - 4. С 18 деревень ученики в школу ходили: русские, чуваши, татары! На переменах и после уроков все вместе играли,  не делились на своих и чужих! С пятого класса уже другие учителя нас учили, предметники! Классным руководителем была у нас Ликерия Илларионовна Белова, учительница математики, а математику я любил больше других предметов! Она мне давалась легко, позднее еще и химию полюбил очень, опыты интересно было проводить!

    Гликерия Илларионовна была нашей односельчанкой, они с моей мамой Анастасией Ивановной, в свое время, в одном классе учились! Но поблажек мне не давала, наоборот, ежегодно старостой класса назначался. Наверное, потому, что я всегда поддерживал хорошие поступки друзей.

   Были у нас ребята, которые и курить пробовали, хулиганили немного, но мы с
 друзьями всегда старались составить им противовес! Помню еще, русский язык и литература давались мне с трудом! Болтать не люблю, наверное, поэтому (улыбается).

    Помню и такую историю, дело было летом, пас я однажды лошадей...
 Продолжение ждите, завтра.
 
 Фото Анастасии Румянцевой с сайта Агрохолдинга Звениговский.