В морях его дороги

Вячеслав Прытков
                В   МОРЯХ   ЕГО   ДОРОГИ

Среди  выпускников  Морского  корпуса  царило  оживление, скоро  предстояло  учебное  плавание, а  по  возвращении, присвоение  первого  офицерского  звания – мичман. Охваченные  радостной  вестью, закончившие  корпус  представляли  себя  на  кораблях  гардемаринами, настоящими  «морскими  волками». Александр  фон  Нидермиллер, считавшийся  одним  из  лучших  выпускников, получивший  за  учёбу  Нахимовскую  премию, с  нетерпением  ожидал  предстоящую  практику  на  корабле. Неожиданно  к  радости  прибавилось  волнение  и  в  то  же  время  гордость  от  известия  о  участии  в  походе  на  судах, посланных  в  Архангельск  для  принятия  вице – адмирала  К. Посьета  и  Великого  князя  Алексея  Александровича, сына  Александра  II, будущего  генерал  адмирала  Российского  флота, проходившего  морскую  практику.

Кто  из  молодых  моряков  не  мечтал  тогда  попасть  на  винтовой  клипер, быстроходный  корабль, способный  ходить, как  под  парусами, так  и  используя  судовую  машину. Александру  повезло: определили  на  винтовой  клипер  «Жемчуг» - один  из  четырех  подобных  судов, прозванных  на  флоте  «камушками».
«Жемчуг»  вместе  с  корветом  «Варяг»  и  шхуной  «Секстан»  посетили  Киль, Берген, Хаммерфест, Тромсе, Архангельск, Соловки, Колу, Новую  землю, Копенгаген.

Не  успел  Александр  отойти  от  своего  первого  плавания, в  котором  зарекомендовал  себя  исполнительным  и  грамотным  моряком, как  был  буквально  ошеломлён  неожиданным  назначением – он  снова  отправляется  в  море, причём  не  в  какой – то  там  поход, а  в  кругосветное  плавание  на  винтовом  клипере  «Изумруд».
Почти  три  долгих  года, с  20  октября  1870  до  ноября  1873  года  пришлось  ему  находиться  вдали  от  родины, зато  столько  стран  довелось  увидеть. «Изумруд»  отправился  в  кругосветку  с  целью  гидрографических  исследований  Индийского  океана, поиска  русского  учёного – путешественника  Н. Миклухо – Маклая. Только  в  Новой  Гвинее, в  бухте  Астролябия, удалось  найти знаменитого  путешественника  и  отправиться  дальше, к  Молуккским  островам  с  заходом  на  остров  Ява, где  Миклухо – Маклай  сошёл  на  берег, но  из – за  болезни  снова  вернулся  на  борт  клипера. Более  половины  членов  экипажа  «Изумруда»  заболели  малярией, и  судну  пришлось  задержаться  на  острове  Тернате, пока  команда  не  выздоровела. Плавание  к  Новой  Гвинее  позволило  внести  исправления  и  дополнения  в  имеющиеся  карты. Миклухо – Маклай  назвал  пролив  в  Ново – Гвинейском  море  между  островами  Каркар  и  Новой  Гвинеей  в  честь  клипера.

В  том  же  1873  году  после  почти   беспрерывных  морских  походов  Александр  поступает  в  Морскую  академию  на  гидрографический  отдел. Окончив  её, назначается  на  корвет  «Богатырь»  и  снова  уходит  в  море  к  берегам  Северной  Америки  в  отряде  адмирала  И. Бутакова.

К  тому  времени  на  флотах  ведущих  стран  появляется  новое  оружие – самодвижущаяся  мина  (торпеда). Создателем  её  стал  английский  изобретатель  и  австро – венгерский  подданный  Р. Уайтхед, опередивший  разработки  русского  инженера  И. Александровского. Уайтхед  организовал  производство  своих  мин, названных  «торпедо»  в  г. Фиуме  и  продавал  их. Командование  Минного  отдела  Российского  флота  приняло  решение  о  целесообразности  приобретения  таких  торпед. Александра  очень  заинтересовало  минное  дело  и  сама  минная  служба. В  1878  году  он  заканчивает  курс  Минного  Офицерского  класса. С  целью  изучения  производства  торпед  Уайтхеда  отправляется  в  командировку  на  завод  в  г. Фиуме  (Австро – Венгрия), для  исполнения  поручений  морского  агента  адмирала  И. Шестакова.
Россия  приобрела  100  торпед  по  цене  4000  рублей  за  штуку  и  первой  успешно  применила  их  на  Чёрном  море. Одновременно  была  организована  база  по  производству  и  эксплуатации  торпед, подготовка  обслуживающего  персонала. В  этом  несомненно  заслуга  Александра  фон  Нидермиллера, который  становится  флагманским  минным  офицером  по  минам  Уайтхеда  в  штабе  Заведующего  минной  частью  на  флоте, три  раза  посещает  завод  в  Фиуме, преподаёт  в  Минном  офицерском  классе  в  Кронштадте. На  флоте  приобретают  известность  его  книги – «Мины  Уайтхеда»  (1879)  и  «Наставление  по  разборке, сборке  и  выверке  мин  Уайтхеда»  (1891, 1901).

Однако, выходы  в  море, командование  военными  кораблями, по – прежнему, оставались  основными  вехами  его  службы. Под  началом  Александра  фон  Нидермиллера  выполнял  задачи  миноносец  № - 13 (1886), на  крейсере  «Африка» - он  старший  офицер  (1887 – 1890), в  1891  году – командир  транспорта  «Красная  горка». Будучи  командиром  крейсера  «Джигит»  (1891 – 1896)  совершает  походы  в  Средиземное  море  и  Северный  Ледовитый  океан. На  севере  вследствие  ледохода  и  сильнейшего  ветра  крейсер  лишается  якорей  и  выбрасывается  на  берег, сильно  повредив  подводную  деревянную  часть. Лишь  благодаря  умелым  и  решительным  действиям  командира  корабля  и  экипажа  за  сутки  судно  отремонтировано  и  продолжило  движение.
В  1898  году  под  его  началом  крейсер  1  ранга  «Память  Азова» , на  котором  Александр  Георгиевич  совершает  дальний  переход  из  Порт – Артура  в  составе  эскадры  адмирала  Ф.  Дубасова, а  затем  одиночным  порядком  идёт  в  Кронштадт. Одновременно   возглавляет  12  - й  флотский  Е. В. Королевы  Эллинов  экипаж.
В  Петербурге  строится  эскадренный  броненосец  «Бородино»  (в  1901 – 1902  годы им  должен  командовать  Александр  Георгиевич, стоящий  во  главе  18 – го  флотского  экипажа).

Его  служба  высоко  оценена: ему  вручён  бриллиантовый  перстень  с  вензельным  изображением  императорского  имени. Он  совершил  шесть  заграничных  плаваний, восемь  раз  пересекал  экватор, был  произведён  в  вице – адмиралы, занимал  высокие  должности  в  Российском  флоте.

Александр  Георгиевич  после  выхода  в  отставку  проявлял  заботу  о  моряках, открыл  «Морской  дом», который  помогал  флотским, прибывающим  в  Петербург, с  дешёвым  жильём  и  предлагал  подходящую  работу  на  кораблях, входил  в  Комитет  по  сооружению  церкви  Христа  Спасителя  (Спас- на - Водах)  на  Ново -  Адмиралтейском  острове  в  честь  моряков, погибших  в  русско – японскую  войну. На  этой  войне  погиб  его  единственный  сын  Владимир. Русское  акционерное  общество  «Рубероид»  именно  благодаря  Александру  Георгиевичу, как  директору  правления, добилось  значительных  успехов  в  свой  деятельности.

1917  год  поставил  точку  во  всех  его  добрых  делах  и  начинаниях  в  России. Он  навсегда  покинул  родину, жил  в  Югославии, затем, вместе  с  семьёй  переехал  в  Германию, но  и  там, в изгнании, продолжал  работу  среди  служивших  в  Российском  флоте  моряков, став  Почётным  председателем  Союза  взаимопомощи  соотечественникам.
Таким  был  Александр  Георгиевич  фон  Нидермиллер  (1851 – 1937), награждённый  многими  российскими  и  зарубежными  наградами.

Заранее  предвидя  восклицания: «Ах, эти  немцы, опять  они!», отвечу: «Да, честный  прибалтийский  немец, верой  и  правдой  служивший  России  и  очень  много  сделавший  для  Российского  флота!»

Примечания: О  сыне  А. фон  Нидермиллера  мною  написан  очерк  «Незавершённая  акварель», см. на  Прозе. ру.
4  декабря  2022  года                Вячеслав  Прытков.