Беседа о любви

Василий Евгеньевич Никитин
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.»
(Иоанна 13:34)





— Учитель, я знаю, что человеку следует любить своих ближних. Но мне не вполне ясно, как это делать? Какой смысл вкладывается в слово любовь?

— Истинная и совершенная любовь не имеет отношения к романтическим или сентиментальным переживаниям и уж тем более ни имеет ничего общего с животными инстинктами. Любить своего ближнего совершенной любовью означает проявлять к нему такое отношение и поступать с ним так, как, по твоему чистосердечному представлению, поступил бы Сын Человеческий, будучи на твоем месте. Ведь Он пришёл, чтобы раскрыть неисчерпаемую любовь Отца к Своим смертным детям, а также явить Своей земной жизнью и учением путь к Отцу — через веру и любовь.

— Такова Его заповедь?

— У людей множество запретительных законов и правил. Однако, заповедь от Бога, по существу, только одна — это заповедь любви. Эта заповедь позитивна, созидательна и исключает всякое лицемерие, ибо она говорит, что следует иметь в сердце, а не перечисляет чего нельзя делать. Она говорит о добре, а не о зле. И кратко звучит она так: «Возлюби Меня и ближнего своего той любовью, которой Я люблю тебя.»

— Воистину, учитель, если человек живет этой высшей заповедью, то ему запреты ни к чему. Эта заповедь действительно божественна, поскольку она охватывает всё благое и исключает даже тень зла. И насколько же она прекрасна в своей лаконичности!

— Именно так. И ещё, обрати внимание на последовательность в заповеди любви. Когда человек возлюбил Бога, он начинает осознавать, что Бог — его духовный Отец, а он — Его дитя. Что Отец есть любящая и принимающая любовь божественная и совершенная Личность. И тогда откроется ему, что ближние его не чужие и случайные люди, а его братья и сестры. И тогда он постепенно научится любить их подобно тому, как любит их Отец. То есть любить их совершенной любовью.

Любовь — это ключ к познанию Отца, ибо Бог раскрывает Себя в духе только любящим сердцам и это становится высшим опытом души — личным опытом богопознания и богообщения. Именно так религиозная вера подтверждается и укрепляется опытом. Остальные же Бога на своём опыте не знают, так как без любви находятся в самоизоляции отчуждения, и способны лишь постигать буквы закона своим разумом, а в разуме Бог может быть представлен только как идея. Однако, идея не может любить, прощать, дарить и наставлять. Человеку нужен живой Бог, но Он достижим только через живую веру и любовь. Отсюда такое смятение и тщетность усилий тех, кто охотно принимая идею Бога умом, отказывается превознести идеал Бога в своём сердце.

Любовь — это искреннее желание добра своему ближнему. А добро — это то, что угодно Богу. То есть добро — это то, что соответствует воле Отца.

А ещё, любовь — это совершенное отношение одной личности к другой. Такое отношение приводит к совершенному действию — самозабвенному и бескорыстному служению своим собратьям. Это неизбежное следствие настоящей любви.

И, наконец, любовь — это высшая реальность и движущая сила одухотворённой вселенной.

— Но, учитель! Откуда во мне найдется столько такой чистой и возвышенной любви, когда вокруг...

— Друг мой, твой Отец — Источник всего благого — дарует тебе столько любви, сколько ты желаешь принять и можешь вместить. Даром получил — даром отдавай и чем больше отдаешь, тем больше получаешь и Источник не иссякнет вовек.

Однако, этот мир задыхается без любви и потому гибнет. Но ты должен знать, что обширная вселенная наполнена и объединена взаимной любовью населяющих её созданий. Отец правит вселенной силой любви. Позаботься о том, чтобы и в твоём сердце любовь не остыла, ибо в этом залог твоего спасения и продолжения жизненного пути.