Искры из глаз-2. Глава 8

Светлана Пещерная
 Вечер сумбурно начавшийся закончился на удивление спокойно и хорошо. Соня попрощалась с подругами и взяла экипаж. Марин конечно предложила ей остаться в одной из гостевых комнат, но вспоминая свои прошлые приключения, Соня вежливо отказалась. Перед самым выходом ей вручили конверт, в котором была визитка Николая, продавца недвижимости и приглашение посетить его дом для ознакомления с перечнем и характеристиками домов. Соня вспомнила, что он рассказывал о своей работе и решила, что это жест хорошего клерка. И подумала, что впрочем ничего не потеряет если позволит себе визит вежливости.
  Ночь медленно опускалась на город. За окном уже темнело. Соня села в экипаж и чуть прикрыла глаза. Они ехали спокойно и ровно. Дорога была без ухабов. И вдруг откуда-то со стороны Соня услышала подозрительный шум на улице и выглянула в окно экипажа. Какие-то крики, какие-то возгласы...

  - Извините, - обратилась она к кучеру. - Остановите экипаж! Развернитесь, пожалуйста. Давайте мы подъедем в ту сторону и посмотрим, что там происходит?

 - Милая леди, да вы что? - возмутился кучер. - Самое логичное было бы избегать таких мест. Может быть там разбойники или ещё что...
 - Нет, давайте аккуратненько подъедем со стороны и посмотрим?
 - Ну ладно, воля Ваша, если что имейте ввиду... Я убегаю, а Вы сами остаетесь наедине со своим любопытством, и спасаете свою честь и достоинство. Вас это устроит?
 - Устроит.

 Недовольный кучер нехотя развернул экипаж. Они поехали. Это было направление в сторону того самого старого притона, откуда лилась громкая музыка и слышались крики. Судя по крикам кого-то били. Соня выглянула в окно. Была какая-то драка, крики и разборки. Похоже какой-то клиент просто не заплатил за себя.
   - Остановите экипаж! - попросила кучера Соня.
  Кучер остановил экипаж, и Соня подобрав юбки вышла. - Подождите меня здесь, дальше я сама. Она подошла ближе к притону и услышала знакомый голос. Знакомый тембр из давнего старого прошлого. Избивали какого-то мужчину.
 - Остановитесь! - крикнула она нападавшим. Драка прекратилась и все с удивлением посмотрели на неё.
  Да, это был Игорь. Избитый, весь в кровище, похоже сильно пьяный, он еле стоял на ногах и если бы его не поддерживали руки избивающих он бы давно распластался на земле.
  Соня набрала воздух в легкие и громко спросила:  - Что Вам сделал этот человек?
 - Он вёл себя непристойно. Напился, приставал к дамам и не заплатил. - лаконично ответили охранники притона, а это были скорей всего они.
 - Сколько он Вам должен?
 - Леди,  - угрюмо покачал один из нападавших. - Это чужой совершенно для Вас человек. Зачем Вам это нужно? Вы его знаете?
 Она посмотрела на него. И замялась.
 - Ну если Вы его не знаете, я бы на Вашем месте ехал дальше стороной и не вмешивался. Сейчас мы отдадим его полицейским и они сами разберутся сколько и кому он должен и покрайней мере он проспится в участке, так что я с Вашей стороны посторонился бы и не мешал нам.
  Они снова подобрали его под руки поудобнее и куда-то поволокли.
 - Стойте! - вскрикнула Соня. - Нет, я ошиблась, да я знаю этого мужчину. Сколько он Вам должен?
 Они хмуро назвали сумму. Она вытащила из кошелька деньги и протянула им.
 - А с ним что делать? - громко спросили они.
 - Я забираю его. Помогите погрузить его в экипаж.
  Охранники погрузили его в экипаж, он был практически без сознания. Соня закрыла дверь экипажа и приказала кучеру- в лазарет! Оторвала от нижней юбки лоскут, попросила у кучера воды и стала протирать лицо Игоря.
 В ранее настолько любимых чертах не было ничего узнаваемого. Что-то от Игоря в нём было глубоко внутри. Волосы поменяли цвет. Сине-чёрные стали седыми. Некогда красивая загорелая кожа, так влекшая её покрылась паутиной морщин и потеряла свой цвет. Из красиво смуглой она стала какой-то жёлтой что ли... У него не хватало части зубов, от ударов лицо было помятым и в крови. Ничего в облике этого опустившегося человека не напоминало того благородного мужчину, в которого она была влюблена, без которого не могла жить раньше. Она посмотрела на его руки. Пальцы давно уже были отбиты и ничто не говорило о том, что раньше они были длинные и аристократично изысканные, нежные и благородные.
 - Игорь,  - вслух произнесла Соня и прикрыла ладонью глаза - Что ты сделал с собой?
 Казалось он шелохнулся и проснулся от её слов.
 - Соня, - прохрипел он, словно не веря своим глазам. - Это ты? Ангел мой, что ты здесь делаешь?
 - Не знаю, - тихо сказала она. - Что ты с собой сделал? Во что ты превратился? Как ты мог? - она вытерла запястьем глаза.
 - Соня,  - хмуро ответил он. - Я продал душу дьяволу. Зеленому змию. Ты не думай, Соня, на самом деле нет в этом твоей вины нисколько. Я продал её гораздо раньше, ещё задолго до встречи с тобой. И ничто на свете не может изменить этот путь. Я сделал свой выбор.
 Она буравила его молчаливым взглядом. Он смотрел на неё с нескрываемым интересом и теплотой, словно увидел Солнце - А что ты тут делаешь? - с улыбкой спросил он. - Ты меня любишь? Он даже не сказал, он заржал при этой мысли. Противно и гнусаво. - Скажи, что ты любишь меня, Соня? - он сальным взглядом смотрел ей в лицо.
 Она посмотрела на него серьезно и сказала - Нет, я не люблю тебя. Я любила того Игоря, который остался далеко в прошлом. Сейчас я не вижу в тебе ни одной черты того человека. Тот благородный, сильный, смелый Игорь никогда не позволил бы себе выглядеть так как ты. Не знаю, что должно было случиться, что б ты стал таким, как сейчас. - Она всплакнула.
 - Да ничего особенного, - грубо отозвался он. - Пьянки, развлечения, женщины, алкоголь... Он глубоко вздохнул.
 - Почему? - тихо спросила она. - Знаешь, я ведь думала, что ты ведь пил и тогда, как мы познакомились, но это было не в таких масштабах. Я думала, что я нежная, милая, добрая, красивая девушка, могу чем-то тебя изменить, что ты ради меня станешь лучше, что у нас будет семья, дом, дети... - она грустно теребила подол платья, - Игорь, я тебя так любила. Больше себя и жизни. Почему ты не спас меня тогда? Почему не сказал мне, что это ничего не значит? Что я по-прежнему твоя Соня? Что ты любишь меня?
 Игорь поперхнулся, заржал, закашлялся и в какой-то миг его неаккуратно стошнило ей на платье. Она отвела глаза.
 - Дети, - загигикал он. - Жена...Соня, ...,ну ты и выдумщица. Ты знаешь, у меня. Да я... Да ты...
 Она всхлипнула. Приложила пальцы к его губам и строго сказала: - Игорь, некогда давным-давно, ты был настолько благородным человеком, что одна милая, прекрасная, нежная девушка, совсем дитя, любила тебя. Сейчас ты совершенно другой человек, до клеток мозга. И перед тобой другая женщина. Но я прошу тебя, уважай чувства того маленького и светлого ребенка, который смог разглядеть в тебе что-то хорошее, который тебя любил. Если ты сейчас скажешь хоть что-то, что разрушит о тебе то, что я о тебе думала столько лет, я возненавижу тебя до конца твоих дней.
 Он притих. Взглотнул. закрыл и открыл глаза, словно сморгнув что-то. И сказал неряшливо выбирая слова: - Соня, ты просто не могла меня спасти, потому что это сделал я сам. Это было моё решение, мой личный выбор. Просто есть люди сильные, смелые, благородные, прекрасные, а есть люди слабые, которым страшно. Страшно просто жить и принимать на себя какую-то ответственность. Это внешне я был красивым, сильным и благородным, а внутри я был маленьким, глупым мальчиком. Я дурак, Соня, я ... Это не объяснить. И ... Не плачь. Уже поздно что-то менять.
 - Почему ты не заступился за меня? - заплакала Соня. - Почему ты не спас нас? Почему ты позволил всему случиться? Ведь когда нас нашли в твоём горящем поместье и моё имя "Соня", ходило у всех на устах. Ты же мог сказать всему миру, что я твоя - Соня. Сделать меня своей женой, спрятать от злых глаз, от всего и всех. Ты же мог... Ты же мог не допустить того, чтобы потом моё имя, передаваемое из уст в уста не поливали грязью и мог не допустить того, что случилось со мной потом? Того что меня били. Мог защитить меня своим именем. Почему ты не сделал этого, Игорь? Почему ты оставил меня одну?.
  - Соня,  - вздохнул он. - ты была всего лишь маленькая, влюбленная, нищая девочка. Я был из благородной семьи. Ты любила меня слишком сильно. Настолько сильно, что я не был этого достоин. Мне пророчили в невесты девушку с таким же материальным благополучием как у меня. Мои родители просто не видели в тебе мою жену. Я, Соня, вначале относился к этому несерьезно, а потом я понял, что ты любишь меня, Соня. Я сам любил тебя искренне, как умел. Но в тот момент, когда всё это произошло и когда мне нужно было проявить свои сильные и настойчивые качества, оказалось, что их у меня нет. Что я боюсь. Я должен отцу много денег за сгоревшее поместье. Что я..? Я от него зависел, Соня. Я был совершенно не самостоятелен. Я же никогда не работал сам. Твоё имя на фоне этих событий как-то потеряло важный смысл. Твоя ценность жизни для меня ушла на второй план вместо вот этих вот задач, которые мне предстояло решать. Я просто решил, что можно забыть о тебе, Соня, что все как-то само разрешится. Соня, любит меня, да к черту, что её имя запятнали! Это не так важно по сравнению с тем, что я должен отцу. Но оказалось, что это всё глупости, Соня. Я был должен отцу формально, ему не нужны были мои деньги по факту. Он сам благополучно, когда я ушел в кабак и стал пить без дна и края, сам благополучно отремонтировал своё поместье. Он сам благополучно всё сделал. Но потерял меня. Потому что я не смог выбраться больше, не смог справиться с зеленым змием. Ты спасала меня, Соня, ты не хотела уходить. В нашу последнюю встречу ты видела меня, но это был уже не я, Соня. Да, я возвращался минутами проблеска сознания. Иногда я выглядел отлично, тогда ещё зеленый змий во мне не был настолько сильным, чтоб полностью поглотить волю, как сейчас. Но это был уже не тот Игорь, Соня, которого ты знала и любила. Наверное для тебя я умер тогда в том поместье, когда сгорели все мои благородные принципы и цели. Когда ты попала в беду, Соня, и твоё имя поливали грязью со всех сторон, я опустил руки и смирился с тем, что произошло неизбежное. Что может случиться с девушкой, чьё имя опорочили и чью репутацию очернили? Она может покончить жизнь самоубийством. Но ты не сделала этого, Соня. За неё может заступиться благородный человек. Но я не сделал этого, Соня. Она может оказаться в притоне и стать женщиной второго сорта. В тот момент, я думал, что так и произойдет. Но ты, Соня, оказалась сильнее, чем я. Ты видишь, в этом грязном притоне оказался я... Это насмешка. Злая ирония. Насмешка судьбы. Ведь я пожалел для тебя своё имя и свою руку. Я пожалел вытащить шпагу и встать на защиту твоего имени. Потому что я испугался, Соня. - он вытер глаза руками и с глубокой болью посмотрел ей в лицо. - Страх был для меня сильнее всего. Именно его я побеждал алкоголем. Я выбрал свою жизнь. Ты не могла - прекрасная, замечательная. Соня, ты не могла, потому что я считал, что я сильнее и могу все сам... Этот образ жизни, который я сейчас веду  - это мой образ жизни, мне он нравится. У меня было много женщин, у меня было много выпивки и много раз я забывал о том, что нужно в этой жизни. Я потерял всё, Соня... Я не буду больше наследником своего отца, я не являюсь больше благородным человеком - слишком низко и грязно я пал.
 Но ты, Соня, несмотря на всё, что ты пережила - ты выглядишь прекрасно... Когда я узнал, что возвращаешься в город, я не мог не прийти и не взглянуть на тебя. Никто никогда в жизни не любил меня так, как ты, Соня. Возможно, никто никогда и не любил меня больше. Бывают ошибки и глупости, которые не повторить. А сейчас, Соня, скажи честно - ты любишь меня? Ты спасла меня, потому то ты любишь меня? Несмотря ни на что? Скажи, что ты меня любишь?! Потешь самолюбие старого пьяницы.
  Она посмотрела на него хмуро и сказала: - Нет, Игорь, я тебя не люблю.
 - Ты врёшь! - засмеялся он. - А зачем ты тогда меня спасла?
 Она чуть прикрыла глаза и сказала: -  Не знаю, как там в Вашем поместье, но у нас, там где я выросла - своих друзей не бросают.
 Он удивленно посмотрел на неё и залился таким бесконечным и невыносимым гоготом. Настолько неприятен ей был этот смех.
 Он схватил её за ладонь и сказал: - Сонь, дай мне денег? Сколько есть. Сколько не жалко для нищего бродяги.
 И она дала молча и почти не глядя ему в глаза. Почувствовав, что он не только изменился внешне, но и изменился внутри. Тот благородный Игорь, замечательный, сильный, никогда бы даже не посмел попросить денег у женщины. Но не стала об этом думать, а просто протянула ему кошелек и все, что там было. Жизнь настолько непредсказуема, что и не знаешь, что она выкинет в другой момент. Он попросил воды, она протянула. Он напился и спросил: - а куда мы едем?
 - В лазарет.
 - Нет, Сонь, в лазарет не надо. Попроси, развернуть кучера. Отвези меня домой. К Петру. Родителям. Несмотря на то, что я конченный бродяга, у меня всё ещё есть дом.
 Соня попросила кучера, тот недовольно хмыкнул, сказал, что у некоторых дам меняются предпочтения каждые две секунды, но нехотя развернул экипаж.
 Они ехали молча, не глядя больше друг на друга. Он то засыпал, то просыпался.
Он сказал такую вещь после долгого молчания: - Ты очень красивая, Соня. Но ты действительно ни капли не похожа на ту Соню, которую я любил. Даже внешне. У тебя другое лицо, другие черты, другие глаза, в них нет искр, которые я так любил. У тебя были такие красивые ямочки на щеках, такие глубокие, добрые глаза. Ты действительно другая Соня, другой человек. Не знаю, чья вина моя или жизни, мы то, что из себя сделали. И ты права, я тоже не люблю тебя, я любил ту Соню, эту Соню я не знаю.
 Он рыгал, плевался и вытирал рукавом сопли. Ей было с одной стороны его жалко, но с другой стороны она понимала, что её жалость ни что по-сравнению с его выбором жить так, как ему нравится.
 Повозка остановилась у поместья. Вышли. Сказали привратнику, чтобы позвали Петра. Подошел Петр. Петр практически не изменился с последней их встречи. Он помог вытащить Игоря из экипажа и передал его слугам. А потом увидел разорванное Сонино платье, грязное и заляпанное Игорем, и предложил пройти в дом. Привести себя в порядок.
 - Соня, позвольте я заплачу за Ваше испорченное платье? - встревоженно спросил он. - Мне очень стыдно за моего брата. И очень стыдно, что Вам пришлось увидеться снова.
 - Не нужно оплачивать платье, - ответила Соня. - я  в состоянии купить себе новое сама.
 - Соня, давайте... Позвольте я хотя бы напою Вас теплым чаем или кофе? - взволновано спросил Петр.  - Мне очень нужно с Вами поговорить.
 - Хорошо. - согласилась Соня.
 Она привела себя в порядок с помощью горничной и прошла в кабинет, куда ей принесли кофе.
 - Я прошу Вас, Соня, никогда больше ни при каких обстоятельствах не надо видеться с Игорем. - произнес Петр. - Мне очень стыдно за него. Мне очень стыдно, что с ним стало. Мне очень стыдно перед Вами, Соня, вообще... Когда-то давным-давно, мы поступили очень плохо по отношению к Вам. Мы могли Вам помочь. Мы могли сделать Вас частью своей семьи. Я всегда любил Вас, Соня, как сестру и считал, что Вы будете лучшей партией моему брату, но моя семья считала по-другому. Вы были юны, Соня. Когда Вас застали с Игорем, мы могли за Вас вступиться, но мы не стали. Потому что для нас наше чистое имя было важнее чем чья-то честь и жизнь. Мы могли заступиться за Вас и когда Вы попали в беду, но мы предпочли не вмешиваться и закрыть на это глаза. Мне очень стыдно, Соня, что ни мой брат, ни я, не оказали Вам помощь. Мы думали, что тем самым приобретем для себя счастье, а по факту мы только прокляли сами себя. Он спился не потому что что-то случилось с Вами, Соня, не потому что он сжег поместье - Соня, он был таким всегда. Тот период, когда он встретил Вас. Когда Вы полюбили его. Он изменился, Соня, он был лучше, он был чище. Он нашел силы быть другим. Но как только случилась беда, которую он не смог контролировать, он снова стал тем, кем он был до Вас. Ваша красота, Ваша любовь оказались бессильны, чтоб его спасти. Он осознано летел в эту пропасть и стал тем, чем Вы видели сами. Он не человек, Соня. Если он будет звать Вас, кричать Вам о любви и так далее, не верьте ему, Соня. Он не поменяется, он будет пить дальше. Эти секундные всплески прошлой реальности - неправдоподобны и не стоят того. Он выбрал ад и он его слуга. Он продал всё, он делал такие вещи в жизни, о которых я не буду Вам рассказывать, чтоб не ранить Ваше сердце. Он позор нашей семьи, наш крест. Но его в отличие от Вас мы не можем вычеркнуть из своей жизни. Он клеймом лежит на нашей фамилии. Он лишен наследства и титула. Но находится на полном обеспечении отца. У него никогда не будет детей и не будет семьи. Я наверное женюсь, так как это надо семье. Но я до сих пор не встретил девушку, которую бы мог полюбить. Я всё время смотрел на Вас со стороны, на то, как Вы его любите и пытался понять - "За что?" Всё пытался найти кого-то похожего на Вас. И не нашёл. Мне очень жаль, Соня, что мы не смогли помочь, спасти Ваши чувства. Вместо того, чтобы иметь крепкую семью... Нам хватило бы денег ещё ни на одну такую же Соню, как Вы! Нам хватило бы благородства поделиться своим именем... У меня могли бы быть племянники. У Вас могли бы быть дети... Но мы поставили своё Эго выше всего. И теперь у нас то, что у нас есть. Ничего. Вы выглядите прекрасно! Я уважаю Вас, Соня. Несмотря ни на что Вы не согнулись, не умерли, не спились, не оказались куртизанкой в притоне. Я прошу Вас, живите дальше. Найдите прекрасного человека и выходите замуж. Заведите семью, будьте счастливы! Забудьте нас, как проклятый, страшный сон. Мы сами себя наказали. Никогда больше не приходите сюда. Я сделаю всё, чтобы Вы никогда больше не увидели моего брата. Я очень люблю Вас, Соня. Очень рад Вас увидеть. Простите меня, пожалуйста. Простите! Простите за всё.
 Она поставила кофе на стол, посмотрела ему в глаза и молча обняла его. Он проводил её до двери. Она села в экипаж и уехала.
 По пути они встретили его мать, которая улыбаясь протянула к ней руки и сказала: - Соня, Соня, подарите мне внуков. Петр отвел её в комнату, а Соне сказал - Не обращайте на неё внимание. Она уже стара и возможно уже не в уме.

 Было уже совсем темно, когда экипаж привез Соню домой. Чувства ожившего прошлого переполняли её до слёз, но она так устала, что не успела коснуться подушки, как погрузилась в глубокий сон.

30.10.22