Возраст

Онисе Баркалая
       В молодости неудачно подобранная одежда не особенно наводит тоску на окружающих. Отсутствие модного фасона или стиля с лихвой компенсируется энергией здорового тела, быстротой движений и жизнерадостным настроением. Подумаешь, джинсы не на бёдрах – зато легкая походка и пружинистый шаг. Да черт с ним, что такие галстуки уже не носят, но как только входишь в автобус, две незнакомые девушки-подружки ни с того ни с сего начинают хохотать.
       С возрастом картина меняется. Промах в одежде, как минимум, делает нас смешным. Неправильно подобранный пуховик немедленно вызывает в памяти ассоциации с Винни-Пухом, а в слишком длинном пальто мрачного цвета мы похожи на «человека в футляре». А насчет шляпы я даже не заикаюсь… Сообразно возрасту наши замедленные движения лишь подчёркивают неудачный наряд. Никуда не денешься – возраст.
       А между тем правильно выбрать одежду можно и тогда, когда мы далеко не молоды. Для этого не обязательно иметь возможность одеваться в дорогущих модных бутиках: полно «бюджетных» магазинов. Одеться в возрасте так, чтобы это нас не старило – скорее дело не времени и денег, а вкуса и выбранного стиля, например, спортивного. Разве нужно быть семи пядей во лбу, дабы понять, идёт ли нам та или иная одежда?
       Есть, конечно, индивидуумы, которые в любой одежде выглядят элегантно. Помню, наша школьная учительница физики (Роза Гумаровна) после того, как по телевидению показали фильм «Монте-Кристо» с Жаном Марэ, немного покраснев, сказала, что герой романа в любом одеянии, в лохмотьях или во фраке, выглядит благородно…
       Однако в большинстве случаев одежда все-таки меняет восприятие внешности человека. В фильме «1+1» (режиссеры О.Накаш и Э.Толедано, 2011 г.) герой, африканец, работает сиделкой у богатого парижанина, одет просто, без изысков. Но когда он приходит на вечеринку в прекрасно сшитом костюме, экономка хозяина, пленённая его внешним видом, скажет: «Как одежда меняет человека, прямо Барак Обама!».
      До самого последнего времени я не так уж и критически смотрел на свою зимнюю одежду, в которой по вечерам регулярно выхожу на прогулку. На мне меховая шапка-ушанка, она далеко не последней моды, но и в минус 50 в ней будет тепло; брюки, совсем не элегантного покроя, но утеплённые и лёгкие; куртка, купленная в Лаппееранте лет 15 тому назад, однако тёплая и удобная. Наверно, по этому прикиду не скажешь обо мне, что я преподаватель высшего учебного заведения. Но, честно говоря, гуляя в темное время суток по улицам города (нередко со скандинавскими палками) и отнюдь не в районе Невского проспекта, я меньше всего думал о том, чтобы во мне при любых обстоятельствах обнаруживали человека интеллигентной профессии.
      И вот на днях я возвращался домой после моциона, и, зайдя во двор, увидел бабушку, которая подкармливает кошек, живущих в подвале нашего дома. Прежде пару раз видел ее за этим занятием. Высыпая корм в блюдце, она звала: Манька, Манька... Я поздоровался с ней, а она, ответив на мое приветствие, сказала, что почти каждый вечер из окна своей кухни замечает меня, когда я направляюсь на прогулку, и добавила:
     – А в последнее время я что-то вас редко вижу.
     – Да я работал, не было совсем возможности прогуливаться, – произнёс я.
     – Так вы работаете? – она пододвинула миску с кормом ближе к окошку подвала и снова позвала кошек. – А кем? Охранником?..
     «Вот тебе раз!» – опешил я. Сказав ей, где тружусь, я представил себя стоящим в одиночестве в своей непробиваемой для холода одежде посреди огромного склада, битком набитого стройматериалами…
      Нет, все-таки не следует экономить на одежде, даже если она не на выход. Возраст!