Моё телевидение

Валерий Раппопорт
   



            Сегодня 21 ноября 2022 года – Всемирный день телевидения.

                ***

В 1965 году мы с женой распределились в город Волгоград.  Она поступила на работу на междугородную телефонную станцию, а я – на Волгоградский Телецентр. Это был январь 1965 год.

Мороз и ветер. Жену встретили хорошо. Меня – с большой натяжкой. Начальство было без дипломов и среди обслуживающего персонала не было ни одного человека с дипломом по телевидению.

Главный инженер был украинец, и сразу по отношению ко мне повел себя не адекватно. Он постоянно делал мне замечания по поводу и без повода и настраивал коллектив против меня.
 Кроме него в моей жизни встречалось много украинцев, и все было в дружелюбии. Я должен был изучить весь телецентр. 
Начали с передатчиков.
Телевидение ещё было черно-белым и Волгоград вещал на двух каналах – первом и двенадцатом.
Начальник передающего центра тоже принял меня, как неудобного конкурента. Все начальники всех цехов видели во мне только, как конкурента и относились ко мне, мягко скажем, не дружелюбно.
Меня это сильно напрягало. Остальной персонал – рабочие студии, техники по камерам, по кинопроекционным, работники аппаратной и главного пульта относились ко мне нормально. Мне только пошёл двадцать пятый год.
Так я начал свою трудовую деятельность.
                ***
Сама телевышка располагалась несколько ниже начинавшейся стройки скульптуры Матери –Родины. Я не всегда успевал на автобус, идущий до телецентра и поднимался по узкой тропинке на вершину Мамаева кургана и далее по дороге шёл до телецентра.
Саму вершину Мамаева кургана отсыпали грунтом, чтобы укрепить фундамент скульптуры, и только в 1964 году закончили монтаж строительных лесов на вершине Мамаева кургана. Так что с началом моей работы началось строительство основания скульптуры. И всё строительство Монумента Матери – Родины мне довелось увидеть до конца.
                ***
Не смотря на некое отчуждённое отношение ко мне со стороны начальников цехов и Главного инженера, среди дирекции Телецентра оказался человек, который отнёсся ко мне со всей серьёзностью. Я даже напишу его имя: это был директор телецентра Фёдор Фёдорович Ушаков. Он стал часто приглашать меня в кабинет, и у нас происходили с ним нормальные человеческие беседы.
В то время кинопроекция фильмов в Волгограде получала нарекания в том смысле, что кинофильмы идут слишком засвеченные. Жалобы поступали постоянно. Директор осветил передо мной эту проблему.
Я за несколько дней тщательно изучил кинопроекционный аппарат и всю его оптическую часть. Сотрудники говорили, что с момента установки аппаратуры никто здесь ничего не трогал.
 Я сказал директору, что мне нужно съездить в Саратов и Горький (сейчас Нижний Новгород) и сравнить световой поток (в люксах) в нашей проекционный со световым потоком в этих городах.

 На завтра я уже летел самолётом в Горький, при этом захватил с собой люксметр. До меня в командировки никто на телецентре не ездил.
Поселился в хорошей гостинице и поехал на телецентр. Получил пропуск и был приглашён к дирекции.
 Узнав о моей просьбе, дирекция и технические специалисты любезно предложили мне осмотреть их кинопроекционную. Молодые техники раскрыли аппараты, я достал люксметр и замерил световой поток после нескольких оптических фильтров, который непосредственно через оптическую систему падает на телевизионную трубку. Оказалось, он был равен двум тысячам люксов. Я произвел расчеты в люменах на единицу поверхности кадрового окна и поблагодарил персонал за предоставленную возможность. Мы тепло попрощались.
                ***
И с этой командировки начинаются мои любопытные встречи с известными людьми.
Так случилось, что рядом с моей комнатой в гостинице оказался люкс трёхкомнатный. И в ней остановился Муслим Магомаев. По городу висели на тумбах плакаты, извещающие о его гастролях.
Говорят, если бы Магомаев родился в другой стране, он смог бы затмить славу Синатры и Леннона. Но в 70-е, когда он был на пике популярности в СССР, о международной эстраде не могло быть и речи.
 В то время ещё не было у него красавицы жены Тамары Синявской – примадонне Большого театра СССР - обладательницы редкого голоса – художественного меццо –сопрано.
 Последнюю ночь в гостинице я провёл под звуки песен, звон бокалов и общий шум в соседней комнате. Магомаев гулял с друзьями. Утром мой самолет взял курс на Саратов.

К моему удивлению персонал Саратовского телецентра оказался более подготовленным, чем наш Волгоградский телецентр. Меня хорошо встретили и также любезно разрешили просмотреть работу кинопроекционной. Два инженера стали мне рассказывать, что ими было сделано с момента установки аппаратуры. За время эксплуатации они встретились с различными недоработками выпускающих предприятий. Я снова своим прибором промерил поток света, попадающий через объектив камеры на её вход. И он оказался чуть больше, чем на Горьковском телецентре. Мы собрались вместе с их Главным инженером, и попробовали также уменьшить поток света, добавив один световой фильтр. Картинка на телевизорах улучшилась. Особенно по углам, где обычно четкость хуже, чем в центре.
На другой день мне устроили у них в кафе маленький банкет, чему я был очень удивлён. Я ещё раз осмотрел их студию и камеры, стоящие в их студии. Остался очень доволен.
 Тепло попрощался с коллективом и следующим утром улетел в Волгоград. После посещения этих двух городов остались приятные воспоминания.
                ***
Все увиденное и записанное мною на двух телецентрах я представил на технический совет. Встретили сдержанно и, как бы, с недоверием. Но директор приказал персоналу кинопроекционной всё сделать, как я предлагал. Поток света шёл в размере десять тысяч люксов. Добавили фильтры, довели поток света до двух тысяч люксов, и телевидение, то есть кино, вышло в эфир с улучшенной картинкой. На другой день на телецентр пошли многочисленные звонки об улучшенном состоянии демонстрации кинофильмов.
Даже Главный инженер потеплел ко мне. Получил большую премию.

                ***
И, вот, я снова сижу в кабинете у Фёдора Фёдоровича – директора Волгоградского телецентра. Речь зашла о том, что нашему городу Министерством связи было предложено начать переход телецентра на цветное телевидение.

 К семидесятым годам в мире существовало три системы цветного телевидения. Это американская система NTSC, немецкая система PAL и французская система SECAM.

Директор знал, что я в достаточной мере владею теорией французской системы SECAM, и попросил меня написать доклад об этой системе, так как Областное управление связи Волгоградской области попросило наш телецентр ознакомить всех инженеров и техников, имеющих отношение к телевидению по области провести курс лекций по этой французской системе.

Я написал доклад и нарисовал семь листов первого формата, поясняющих все виды сигналов французской системы.
Через неделю меня пригласили в актовый зал Областного управления связи. Там на сцене установили несколько школьных досок, на которые я приколол свои листы.
Народу собралось человек сто пятьдесят.
 Я со времён института не имел привычки волноваться перед экзаменами, и эту привычку перенёс уже в гражданскую жизнь при чтении лекций.
 Мой отец, в своё время был лектором – международником и выступал с лекциями в Обществе «Знание» в разных городах Казахстана.

Я хорошо знал предмет моих лекций, встал за трибуну, и, всё же, с небольшим волнением начал лекцию. Потом освоился с аудиторией, вышел из-за трибуны, и с указкой в руке без всякого написанного текста по памяти начал лекцию. По окончанию раздались аплодисменты и полетели вопросы. На все вопросы я ответил.

 Аудитория осталась довольна. Начальник Областного управления связи поднялся на сцену, поздравил меня с этой лекцией за руку и сказал, что мне придётся поездить по городам Волгоградской области и ещё там прочитать эту лекцию.
Полетело время. Я читал лекции, ездил по городам Волгоградской области. Постепенно поступала аппаратура.

                ***
14 октября 1964 года Н.С. Хрущев был освобождён от должности Первого секретаря ЦК КПСС и руководителя Правительства.

Я уже не увидел в 1965 году на телевидении у нас обязательных выступлений партийных деятелей, при этом ежедневных.
 Телевидению в областных центрах предоставлена некоторая степень свободного вещания по своей сетке.

Наша студия телевидения стала приглашать известных артистов и художественных коллективов с целью выступления у нас на студии. Всё как –то оживилось.

Первой артисткой, которую мне удалось увидеть на нашей студии была Гюлли Чохели 1967 год
Гюлли Чохели – Советская и грузинская эстрадная певица, и первая певица джаза в Советском Союзе, актриса, кинорежиссёр, художник, писатель, сценарист, правозащитница и общественный деятель Грузии. Заслуженная артистка Грузинской ССР. Лауреат художественной премии и почетный гражданин Тбилиси.
Перед выступлением в студии она рассказала о себе: «Песня, гитара и я» - начала свой рассказ певица.
 «Петь я начала еще в школьные годы, занималась в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории. Пела всё, что слышала вокруг себя – грузинские романсы под гитару, городской песенный фольклор, песни советских композиторов, танцевальные мелодии с пластинок». 
                ***
Еще в 1963 году в Ленинграде я заезжал в гости к моей тётке по отцу – тёте Лене. Она ещё вела курс стоматологии в самой крупной стоматологической клинике на Невском проспекте. Студенты проходили практику под её руководством.
У них дома в то время стоял телевизор КВН-29 с большой линзой, в которую наливалась вода. Мы с женой ели у неё вкусные вещи и садились смотреть этот телевизор.
Далее стали появляться телевизоры «Балтика», «Рекорд», «Енисей», «Изумруд», «Чайка», «Берёзка», «Рекорд 64», «Электрон», «Темп 8», «Чайка 2» и множество других телевизоров с разными размерами экранов.

                ***
А на нашем телецентре шла усиленная работы над внедрением цветного телевидения.

 Но, что интересно, проходя как-то мимо кафедры телевидения в нашем институте, я услышал знакомую арию из оперы «Князь Игорь». Дверь кафедры была приоткрыта, и я потихоньку проник на кафедру. Персонал кафедры разместился на стулья спиной к двери, и никто меня не увидел. И это было в 1964 году.
 Перед моими глазами стоял большой телевизор в красивом корпусе и по нему шла опера «Князь Игорь». Это был цветной телевизор. Позже я узнал, что телевизор был цветной американский и видеомагнитофон, с которого в записи шла трансляция, тоже был американский.
 Я был изумлён, так как я все ещё ездил к тётке смотреть телевизор чёрно-белый с линзой. Как же мы были далеки от Америки в то время.

Скажу сразу, что где-то в 1973 году, почти через десять лет, после увиденного мною цветного изображения на американском телевизоре, мы вышли в эфир уже на цветном телевидении.
А в 1968 году мне пришла повестка из военкомата о том, что я призван в кадры Советской армии и мне надлежит прибыть в город Выборг уже на следующий день.
Так закончилась моя работа на телецентре города Волгограда, куда я вернуться не захотел.
 
3 декабря 2022 года.

PS.  О моей службе в кадрах Советской Армии (потом выяснилось, что много таких офицеров запаса было призвано в этом году на 2 года) можно прочитать здесь на прозе в рассказах: «Войсковая часть» - Част 1, Часть 2, Часть 3.

Телецентр и телевизионная вышка располагается на другой стороне Мамаева Кургана, чтобы не мешать строящемуся ансамблю Матери - Родины.